Воскресенье, 5 января 2025 года: что будет в храме?

Воскресенье 5 января Церковь выделяет как день святых отец, то есть сродников Спасителя по плоти. Это день предпразднства Рождества Христова. До праздника осталось всего два дня.

В неделю двадцать восьмую по Пятидесятнице Церковь вспоминает мучеников Критских — Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста. Святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, преподобных Нифонта, епископа Кипрского и Павла, епископа Неокесарийского, а также равноапостольного Наума Охридского чествует Церковь в этот воскресный день. Память священномучеников Василия Спасского, преподобномучеников Макария (Миронова) и Ионы(Смирнова) почитает Церковь 5 января.

Воскресенье, 5 января 2025 года, святых отец

Новый 2025 год начинается Неделей святых отец — последней перед Рождеством Христовым. В этот воскресный день Церковь воспоминает всех святых сродников по плоти Господа Иисуса Христа. На литургии читают отрывок из Евангелия с родословием Спасителя.

Родословная Иисуса Христа делится на три части, по четырнадцать родов в каждой. Первая часть рассказывает об истории народа до царя Давида, превратившего государство иудеев в могущественное царство. Вторая часть завершается вавилонском пленом, то есть окончанием славного периода израильской истории. Последняя, третья часть родословной заканчивается рождением Иисуса Христа.

Мы редко вспоминаем о ветхозаветных святых отцах — слишком давно они жили. Тем не менее нам есть чему у них поучиться: среди язычников и идолопоклонников они сохранили веру в Бога.

Подробнее о том, кого Церковь называет святыми отцами, о родословной Спасителя и его сродниках по плоти читайте в наших материалах:

Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный, глас 3

Да веселятся небесная,/ да радуются земная,/ яко сотвори державу/ мышцею Своею Господь,/ попра смертию смерть,/ первенец мертвых бысть;/ из чрева адова избави нас,// и подаде мирови велию милость.

Перевод: Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость.

Тропарь в Неделю святых отец, глас 2

Велия веры исправления:/ во источнице пламене, яко на воде упокоения,/ святии трие отроцы радовахуся,/ и пророк Даниил львом пастырь, яко овцам, являшеся.// Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Перевод: Велики веры свершения! Во источнике пламени, как на воде отдохновения, святые три отрока радовались. И пророк Даниил львов пасущим, как овец, явился. Их мольбами, Христе Боже, спаси души наши!

Кондак в Неделю святых отец, (когда Неделя святых отец выпадает на период предпразднства) глас 1:

Веселися, Вифлееме, Евфрафо, готовися: / се бо Агница, Пастыря великаго во утробе носящи, еже родити тщится, / Егоже зряще, Богоноснии отцы веселятся, // с пастырьми поюще Деву доящую.

Перевод: Веселись, Вифлеем, Ефрафа, готовься: / ибо вот, Агница, во чреве Пастыря великого носящая, родить спешит. / Ее видя, богоносные отцы радуются, / с пастухами воспевая Деву, молоком питающую.

Тропарь предпразднства, глас 4

Готовися, Вифлееме,/ отверзися всем, Едеме,/ красуйся, Евфрафо,/ яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы:/ рай бо Оноя чрево явися мысленный,/ в немже Божественный сад,/ от негоже ядше, живи будем,/ не якоже Адам умрем.// Христос раждается прежде падший возставити образ.

Перевод: Готовься, Вифлеем; раствори врата для всех, Эдем; укрась себя, Ефрафа. Древо жизни расцвело от Девы в пещере. Утроба Ее явилась духовным раем, в котором заключен Божественный сад, и, вкушая от его плодов, мы будем живы и уже не умрем, подобно Адаму. Христос рождается, чтобы восстановить образ [Божий], некогда падший.

Кондак предпразднства, глас 3

Дева днесь Превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно;/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.

Перевод: Дева в сей день идет, чтобы Предвечное Слово родить в пещере неизреченно. Ликуй, вселенная, о том услышав, прославь со Ангелами и пастухами нас ради восхотевшего явиться – Дитя младое, Предвечного Бога.


Чтение Евангелия

Евангелие от Матфея, глава 1, стихи 1–25

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего Первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Апостольское чтение

Послание апостола Павла к Евреям, глава 11, стихи 9–10, 17–23, 32–40

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.


День памяти святых

Мученики, иже в Крите: Феодул, Саторнин, Евпор, Геласий, Евникиан, Зотик, Помпий, Агафопус, Василид и Еварест (III)

Воскресенье, 5 января 2025 года: что будет в храме?

Правитель Крита жестоко преследовал Критскую Церковь. Однажды перед ним предстали 10 христиан из разных городов Крита, которые твердо исповедали на суде свою веру во Христа и обличили поклонение идолам. В течение 30 дней их подвергали жестоким истязаниям, но с помощью Божией они всё перенесли. Перед смертью они молились, чтобы Господь просветил их мучителей светом истинной веры. Все святые были обезглавлены.

Преподобный Нифонт, епископ Кипрский (IV)

В юности будущий святой много грешил и не верил в возможность покаяния. Слушайте житие преподобного Нифонта на радио «Вера».

Преподобный Павел, епископ Неокесарийский (IV)

Воскресенье, 5 января 2025 года: что будет в храме?

После долгих лет гонений за веру во Христа преподобный был выпущен на свободу. Он стал участником Первого Вселенского Собора, принявшего Символ веры, который до сих пор звучит в наших храмах. Слушайте житие преподобного Павла на радио «Вера».

Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский (1310)

Новгородцы сами избрали его епископом. Слушайте житие святителя Феоктиста на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Василий Спасский (1878–1938)

Приговор о расстреле священномученика был подписан еще за три дня до его ареста. Слушайте краткое житие святого Василия на радио «Вера».

Преподобномученик Макарий (Миронов) (1878–1938)

21 декабря 1937 года преподобномученика Макария арестовали, 30 декабря тройкой при УНКВД по Калининской области по обвинению в «антисоветской деятельности» он был приговорен к расстрелу. Мученическую кончину иеромонах Макарий принял 5 января 1938 года.

Преподобномученик Иона (Смирнов) (15 марта 1870 — 5 января 1938)

Родители будущего преподобномученика были крестьянами, в 15 лет он осиротел и ушел в монастырь, в 38 пострижен в монашество. Вскоре после 1918 года направлен служить священником в село Б. Михайловское (деревня Калязинского района Тверской области).

В 1930 году арестован на основании донесений обновленцев, обвинивших Иону в участии в 1918 году в антибольшевистском восстании. Все обвинения категорически отверг, но был приговорен к 5 годам ИТЛ. Отбывал наказание в Усть-Сысольске (Сыктывкар), а затем в Ухтинско-Печорском ИТЛ. В сентябре 1932 год Коллегия ОГПУ приняла решение о его освобождении, и отец Иона вернулся в село Б. Михайловское и продолжил служение.

В 1937 году 24 декабря батюшку арестовали по обвинению в «антисоветской деятельности» и приговорили к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле.


Редакция журнала «Фома» желает вам доброго 2025 года!

0
12
Сохранить
Поделиться: