В этот день Церковь продолжает праздновать память Введения во храм Пресвятой Богородицы. Также на 5 декабря приходится память святого князя Михаила Тверского, апостолов от 70-ти Филимона и Архиппа, праведного Михаила, воина Болгарского (которого часто путают с Георгием Победоносцем) и более десяти новомучеников.
Воскресенье, 5 декабря 2021 года, попразднество Введения
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 5 декабря.
• Подробнее о празднике Введения читайте в нашей рубрике.
Святые дня
Апостолы от 70-ти епископ Филимон, епископ Архипп и равноапостольная Апфия (I)
Слушайте житие святых на радио "Вера".
Благоверный князь Михаил Тверской (1318)
Краткое житие святого врага земли Московской читайте в нашем материале.
Благоверный князь Яропо́лк, во Святом Крещении Петр, Владимиро-Волынский (1086)
Сын Киевского князя Изяслава, внук Ярослава Мудрого и правнук св. равноапостольного Владимира. Отличавшийся смирением, кротостью, нищелюбием и благочестием, Ярополк был коварно убит по проискам князей Ростиславичей в 1086 г.
Мученица Кики́лия (Цеци́лия) и мученики Валериа́н, Тиву́ртий и Максим (ок. 230)
Святая мученица Кикилия была римлянкой из богатого и знатного рода. Она с юности восприняла христианскую веру и усердно молилась, помогала нуждающимся. Родители решили выдать её замуж за язычника Валериана. Святая не осмелилась перечить воле родителей, но молилась Богу, чтобы ее жених уверовал во Христа. Кикилия уговорила жениха пойти с ней к епископу Урбану, скрывавшемуся от гонений в пещере. Наставления мудрого старца проникли в душу Валериана, и он уверовал во Христа и обратил в христианство и своего брата Тивуртия.
Правитель Аммах, узнав об этом, потребовал, чтобы святые отреклись от Христа и принесли жертвы языческим богам. Братья отказались. Тогда их стали мучить. Святой Валериан под пытками убеждал христиан не пугаться мук.
Правитель, желая избежать влияния проповедника на народ, приказал вывести их за пределы города и там казнить. Отрядом воинов, сопровождавших мучеников, командовал Максим. Его поразило мужество святых. Он спросил, почему они не боятся смерти. Святые братья ответили, что они оставляют временную жизнь ради жизни вечной. Максим захотел подробно узнать учение христиан. Узнав об этом, святая Кикилия пришла к Максиму со священником, и он со всей семьей принял Святое Крещение.
Когда на следующий день мучеников Валериана и Тивуртия обезглавили, святой Максим всенародно исповедал, что он видел, как их святые души восходили к Небесам. За это исповедание святой мученик Максим был насмерть умучан.
Правитель хотел завладеть имением казненных, но, узнав, что святая Кикилия уже раздала все оставшееся имущество нищим и своей проповедью обратила в христианство 400 человек, приказал казнить ее.
Мученик Проко́пий Кесарийский (Палестинский) (303)
Прокопий был чтецом в Иерусалимской церкви. Он вел строгую подвижническую жизнь, за что получил от Господа дар изгонять бесов. Обезглавлен за отказ принести жертву идолам.
Мученик Мени́гн (250)
Был простым ремесленником. Дважды в своей жизни он слышал глас с Неба, призывавший его пострадать за Христа. Во время гонения на христиан при императоре Декии (249–251) произошло чудо: христиан вывел из темницы Ангел. Вспомнив Небесный призыв пострадать за Христа, он тут же разорвал висевший на площади указ нечестивого Декия, предписывавший преследовать христиан, и объявил себя последователем Христа. За это был схвачен и после жестоких пыток обезглавлен.
Преподобный Ага́вва Исмаильтянин (V)
Оставив свое отечество, родителей и богатства, он последовал за иноком, от которого принял монашеский образ. Наставник святого Агаввы отправился вместе с ним к великому подвижнику Евсевию: у него святой Агавва научился пребывать долгое время в молитвенном бодрствовании. По смерти блаженного Евсевия святой Агавва остался в его келлии и там прожил 38 лет. Как подвижник, он представлял пример мудролюбия и послушания.
Праведный Михаил воин, болгарин (866)
Из числа первых христиан Болгарии, жил во время правления императора Михаила III Пьяного (855–867). Происходил из старинного болгарского рода. Еще ребенком его называли "святое дитя". С юности он вел непорочную жизнь, постился, щедро раздавал подаяние и посещал больных. 24-х лет святой Михаил был поставлен начальником над воинской дружиной. Когда союзники болгар, греки, бежали с поля сражения, он пал на землю и со слезами молился о спасении христиан. Потом он повел своих воинов на врага. Ворвавшись в середину вражеских рядов, он разметал их, а сам остался невредим.
Возвращаясь домой после войны, он избавил жителей одного города в Раифской пустыне от громадной змеи, выходившей из озера и поедавшей детей.
Новомученики и исповедники земли Русской
Священномученик Владимир Рясенский (1932)
Слушайте житие святого на радио "Вера".
Священномученик Иоасаф (Жевахов), епископ Могилевский
Родился в 1874 году в Полтавской губернии, происходил из княжеского рода и был потомком святителя Иоасафа Белгородского. До 1917 года состоял на государственной службе. Дружил с писателем Сергеем Нилусом. В 1924 году отправился в Зверинецкий скит и принял там монашеский постриг с именем Иоасаф. В 1926 году в Нижнем Новгороде иеромонах Иоасаф (Жевахов) был рукоположен в епископский сан митрополитом Нижегородским Сергием (Страгородским). В тот же год он был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь, где находился 3 года. После он отбывал такой же срок ссылки в Нарымском крае. С 1936 года был отправлен на покой и поселился в Белгороде. Здесь он был арестован последний раз и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в день вынесения, 4 декабря 1937 года, в Курске.
Священномученик Иоанн Баранов
Иван Самсонович Баранов родился в 1874 году на территории современной Беларуси, в селе Рудня-Прибытковская Гомельской губернии. С 1895 по 1911 год он служил учителем, а в 1911 году был рукоположен в сан иерея. Отец Иван служил на приходе села Головичи недалеко от места рождения с 1914 по 1933 год, после чего был арестован и осужден на пять лет ссылки в Казахстан. Находясь в ссылке, анонимно писал в газету "Спутник агитатора" письма апологетического характера в ответ на публиковавшиеся в ней антирелигиозные статьи, за что и был повторно арестован в 5 ноября 1937 г. Обвинение: систематическая антиколхозная пропаганда". 20 ноября он был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.
Священномученик Василий Бова
Родился в 1877 году в городе Кургане Тобольской губернии. Окончил Духовное училище, в 1909–1914 гг. служил псаломщиком в храме в селе Новоуральском Акмолинской области. В 1915 году переведен псаломщиком в Марие-Магдалинскую церковь в городе Петропавловске. В 1920 году рукоположен во иерея, служил в селе Полудино в Северном Казахстане. С 1929 года жил в Петропавловске, посещал Никольскую церковь, которая в то время была оплотом Православия в городе. Арестован 6 ноября 1937 года, обвинен в «контрреволюционной деятельности». Виновным себя не признал. Расстрелян 4 декабря того же года.
Священномученик Павел Евдокимов
Родился в селе Очаково Зубополянского района Тамбовской области 17 августа 1877 года. Об этом священномученике известно мало, служил он в одной из церквей города Вышний Волочек, в этом городе его и арестовали 25 ноября 1937 года. 2 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Калининской области обвинила священника в «контрреволюционной деятельности» и приговорила его к высшей мере наказания. 4 декабря отца Павла Евдокимова расстреляли.
Священномученик Иаков Соколов
Родился в 1874 году в селе Тимоново Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика. В 1914 году митрополит Московский Макарий (Невский) рукоположил его в сан диакона, а в 1921 году епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) – в сан священника.
В 1930 году за неисполнение задания по хлебозаготовкам власти арестовали священника и приговорили к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отцу Иакову, однако, удалось доказать свою невиновность, и после одиннадцати месяцев заключения по решению Московского областного суда его освободили.
27 ноября 1937 года власти снова арестовали священника, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Лжесвидетели показали, что к священнику домой приходят верующие из других приходов (при этом окна дома закрываются ставнями) и что он высказывал враждебные взгляды по отношению к советской власти.
Был расстрелян 4 декабря 1937 года и погребен на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик Феодор Гусев
Осужден за антисоветскую деятельность и расстрелян 4 декабря на полигоне Бутово.
Священномученик Илия Громогласов
Слушайте житие святого на радио "Вера".
Священномученик Алексий Бенеманский
Родился 6 января 1881 г. в с. Баранья Гора Новоторжского уезда Тверской губернии в семье сельского священника. В 1904 г. рукоположен во священника и служил в тверском женском монастыре Рождества Христова. Несмотря на запрет со стороны властей, стал преподавать в монастыре Закон Божий. Во время гражданской войны в 1920 г. арестован и мобилизован на тыловые работы. Был ближайшим помощником Петра (Зверева), епископа Старицкого, по его благословению много проповедовал, убеждая священников, уклонившихся в обновленчество, принести покаяние.
С 1922 по 1926 год находился в ссылке как противник обновленческого движения. По возвращении из ссылки не прекращал своей борьбы с обновленцами.
В 1929 г. народный суд возбудил против о. Алексея Бенеманского дело по обвинению в сокрытии от описи церковных ценностей. 9 июля 1932 года Тройка ОГПУ приговорила священников Алексея Бенеманского и ряд других клириков Тверской епархии к высылке в Казахстан. В 1935 г. о. Алексий вернулся в Калинин и воссоединился с семьей. К тому времени дети уже выросли.
Осенью 1937 г. снова подвергся аресту по обвинению в участии в «контрреволюционной фашистско-монархической организации», возглавляемой Тверским архиепископом Фаддеем. Расстрелян 4 декабря 1937 года в городе Калинине. Место его захоронения неизвестно.
Священномученик Афанасий Милов
Родился в 1877 в селе Солдатское Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Он закончил 3-классную школу в родном селе. До 1930 года отец Афанасий служил священником в селе Щучьем (современный Мамлютский район Северо-Казахстанской области).
Отец Афанасий Милов был арестован 28 ноября 1937 года по обвинению в контрреволюционной деятельности, выразившейся в намерении «бойкотировать выборы в Верховный Совет». Виновным себя он не признал. Был расстрелян. Место погребения его неизвестно.
Священномученик Иоанн Смирнов
Родился 12 ноября 1872 года в деревне Пахомово Плещеевской волости Тверской губернии в семье торговца хлебом. О его жизни до революции известно мало, мы знаем только, что с 1895 по 1899 он служил в Царской Армии.
В 1922 году епископ Афанасий (Сахаров) рукополагает Ивана Яковлевича в сан диакона, и он начинает служить в Даниловом монастыре. В 1927 году отца Ивана арестовывают и обвиняют в «антисоветской пропаганде, пропаганде среди церковников мысли об избрании патриархом антисоветского деятеля митрополита Кирилла». Следует приговор: 3 года ссылки в Сибирь. После ссылки селится в городе Владимире, где служит в Николо-Городской церкви.
3 ноября 1931 года отца Иоанна снова арестовывают, приписывают ему «участие в к/р группе церковников, близких еп. Афанасию (Сахарову), а/с сборища, помощь заключенным и ссыльным". После 4 месяцев содержания под следствием, арестованного выпускают. Где-то в это время отца Ивана рукополагают в сан священника и он продолжает служить в Николо-Городской церкви города Владимира.
Следующий арест состоялся 26 апреля 1936 года. Священник Иоанн Смирнов проходит по одному делу с рукополагавшим его епископом Афанасием (Сахаровым) и приговаривается к ссылке в Казахстан. В селе Марьевка Тонкерейского района Северо-Казахстанской области ссыльный священник работает на маслозаводе.
24 ноября 1937 года отца Иоанна арестовывают в ссылке. "Находясь в ссылке в Казахстане, поддерживал связи с ссыльным епископатом, занимался контрреволюционной агитацией" – написано в обвинении.
4 декабря 1937 года священномученик Иоанн был расстрелян. Место погребения его неизвестно.
Преподобномученик Герасим (Мочалов)
Родился в 1870 году в селе Маринино Дмитровской волости Дмитровского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Образование получил в сельской школе.
6 сентября 1903 года Григорий Игнатьевич был принят в число послушников Смоленской Зосимовой пустыни во Владимирской губернии, послушание проходил в слесарной мастерской; 13 декабря 1906 года он был зачислен в братство обители, а 2 апреля 1908 года – пострижен в мантию с именем Герасим. В 1910 году монах Герасим был рукоположен во иеродиакона, а в 1920‑ом – во иеромонаха.
Был арестован 27 ноября 1937 года, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и обвинен в антисоветской деятельности. Лжесвидетели подписали необходимые следствию протоколы допросов, был расстрелян 4 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Преподобномученики Евти́хий (Диденко), Авени́р (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров)
Монахи Оптиной пустыни, которые после закрытия монастыря в 1923 году снимали квартиру в г. Козельск и зарабатывали на жизнь шитьем и подсобной работой. Арестованы в 1937 году, обвинены в организации антисоветских собраний и уклонении от уплаты налогов. Свою вину не признали. Расстреляны 5 декабря и погребены в общей могиле.
Исповедница Параске́ва (Матиешина) (1953)
Родилась 28 октября 1888 года в селе Песчаное Каменец-Подольского уезда Подольской губернии в крестьянской семье. У неё рано появилось желание пойти в монастырь. Родные запретили ей об этом думать и нашли жениха. Но Параскева объяснила молодому человеку, что замуж не пойдет, потому что собирается в монастырь. Молодой человек последовал ее примеру, уехал на Афон и принял монашеский постриг.
Епископ Дмитровский Серафим в 1921 году постриг Параскеву в рясофор, не переменив ей имени, и определил в Спасо-Влахернский монастырь. 27 ноября 1921 года инокиня Параскева была посвящена владыкой по древнему чину в диакониссы, на алтарное служение. 27 мая 1931 года инокиня Параскева была арестована и приговорена к высылке в Казахстан.
Инокиня Параскева скончалась 4 декабря 1953 года и была погребена на кладбище города Дмитрова. Всю свою жизнь она осуществляла то, чему была научена и чему всех постоянно учила: "Будьте смиренны, Христу Спасу подобны".
Особенности православного богослужения
В прошлый раз мы говорили о сугубой ектинии, возглашаемой после чтение Апостола. После сугубой ектении (кроме воскресных дней, двунадесятых и храмовых праздников) читается следующая ектения об усопших, при открытых царских аратах и с кадильницей:
Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Хор: Господи помилуй.
Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному. Яко да Господь Бог учинит души их, идеже праведнии упокояются. Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, Бсзсмертнаго Царя и Бога нашего, просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Иерей: Яко Ты еси воскресение, и живот, и покой усопших раб Твоих, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Царские врата закрываются
На сугубой ектении, произносимой до ектении об усопших, мы молимся о здравии и спасении всех людей: властей, воинства, духовенства, трудящихся и всех «зде стоящих» (пришедших на службу). И тут молитва об усопших выглядит логичным её продолжением — мы молимся не за мертвых, а за полноценных членов Церкви, пребывающих в мире ином.
Молитва за усопших — это выражение нашей любви к Богу, желания быть с Ним в вечности, а значит, быть и с теми, кого мы продолжаем любить, несмотря на то, что они уже покинули этот мир и переселились в мир иной. В сердечной, искренней, горячей молитве мы воссоединяемся с ними, потому что Бог видит и слышит нас всех — и здесь, на земле, и там, в вечности.
Евангельские чтения:
Евангелие от Луки, глава 12, стихи 16 — 21
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: "что мне делать? некуда мне собрать плодов моих". 18 И сказал: "вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись". 20 Но Бог сказал ему: "безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" 21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Луки, глава 10, стихи 1 — 15
1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. 3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. 4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. 5 В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6 и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. 7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. 8 И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9 и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: "приблизилось к вам Царствие Божие". 10 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11 "и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие". 12 Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.
13 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14 но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. 15 И ты, Капернаум, до неба вознесшийся,
до ада низвергнешься.
Читает и комментирует священник Антоний Борисов
Апостольские чтения:
Послание к Ефессянам, глава 2, стихи 14 — 22
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, 15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, 16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. 17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, 18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. 19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист
Послание к Филимону, глава 1, стихи 1 — 25
1 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, 2 и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: 3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 4 Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, 5 слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым, 6 дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе. 7 Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых. 8 Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, 9 по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; 10 прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: 11 он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; 12 ты же прими его, как мое сердце. 13 Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; 14 но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. 15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, 16 не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе. 17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня. 18 Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне. 19 Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен. 20 Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе. 21 Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю. 22 А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам. 23 Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, 24 Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои. 25 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь.
Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!