Воскресенье, 25 сентября 2022 года: что будет в храме? – Православный журнал «Фома»

Воскресенье, 25 сентября 2022 года: что будет в храме?

Приблизительное время чтения: 17 мин.

Код для вставки
Код скопирован

В воскресенье 25 сентября мы совершаем отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы и готовимся к празднику Крестовоздвижения, который будем праздновать во вторник, 27 сентября. Крестовозвижение — единственный двунадесятый праздник, в основе которого не только новозаветные, но и более поздние события церковной истории.

Ежегодно в течение многих веков 25 сентября Церковь поминает священномучеников Автонома Италийского, Иулиана Галатийского, и с ним 40 мучеников, Феодора Александрийского и Корнута Никомидийского.

В воскресенье 25 сентября мы молимся русским святым: преподобным Афанасию Высоцкому и Вассиану Тиксненскому. В этот день 318 лет назад состоялось перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского, одного из первых уральских святых.

С начала XXI века в этот день вся Церковь обращается в молитве к священномученикам Феодору Лебедеву, Иоанну Прудетнову, Николаю Житову и блаженному мученику Алексию Ворошину, Елнатскому, погибшим за Христа в 1937 году.

Двадцать пятого сентября в 2022 году совершается собор Алтайских святых.


Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 25 сентября.


Воскресенье, 25 сентября 2022 года, перед Воздвижением

Воздвижение Креста Господня объединяет два исторических события, а название его напоминает нам о том, что обретенный Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали.

Еще в 326 году был обретен Крест около горы Голгофы в Иерусалиме, где был распят Спаситель, а в VII веке греческий император Ираклий вернул Животворящий Крест из персидского плена.

Подробнее о значении Креста в христианстве читайте в наших материалах:

Что такое Крест? И зачем носить нательный крестик?

Крест как главный образ нашего спасения: священник Алексей Уминский о значении Креста в жизни христианина

Поклонные кресты в России: история вопроса


День памяти святых

Священномученик Феодор Александрийский

К сожалению, исторические записи не донесли до нас точных данных о времени жизни и подвигах святого епископа Феодора, но Церковь Христова во все времена хранила имя священномученика в своих диптихах.

Пламенный проповедник, сильный в слове и делании церковном, епископ Феодор вызывал яростную ненависть буйных александрийских язычников, не терпевших благовестия. Во время одной его проповеди язычники окружили и захватили святителя. Он не сопротивлялся. Его избивали и издевались над ним: возложили на главу его терновый венец и со смехом водили по городу. Затем привели его к берегу и бросили со скалы в море. Но поднялся ветер — и волны вынесли его невредимым на сушу. Пораженные язычники отвели святителя Феодора к правителю города, который приказал подвергнуть его жестоким истязаниям. Но ни слова, кроме молитвы к Господу, не услышали мучители от мужественного исповедника. Тогда святой мученик был предан римским воинам и казнен, как апостол Павел, — через усекновение мечом.

Священномученик Корнут Никомидийский (249–259)

Священномученик Корнут, епископ Никомидийскнй (Иконийский), пострадал за Христа от правителя Перенния. Святитель добровольно явился к Переннию. Мучители крепко связали ноги епископа тонкими бечевками и водили его по городу. Священномученик испытывал нестерпимые страдания, из ран на ногах, прорезанных веревками, лилась кровь. После страшных истязаний епископ Корнут был обезглавлен.

Священномученик Автоном Италийский (313)

Воскресенье, 25 сентября 2022 года: что будет в храме?

Святой Автоном с ревностью совершал свое апостольское служение и обратил ко Христу столько язычников, что образовалась большая Церковь, для которой он освятил храм во имя Архистратига Михаила.

Он был епископом в Италии. Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284–305) святитель Автоном для пользы Церкви оставил свою страну и поселился в Вифинии, в местечке Сорея у страннолюбца Корнилия, которого вскоре рукоположил в сан священника.

Однажды новообращенные разрушили идольское капище. Язычники решили отомстить христианам. Выбрав момент, когда святитель Автоном служил Божественную литургию, язычники напали на храм Архистратига Михаила и после истязаний убили святого Автонома, обагрив алтарь церкви его мученической кровью. Диакониса Мария извлекла тело святого мученика из-под груды камней и предала погребению.

В царствование святого Константина Великого на месте погребения святителя была воздвигнута церковь. Около 430 года обветшавшую церковь разобрал один священник и, не зная, что под храмом похоронено тело мученика, устроил церковь на новом месте. Через 60 лет мощи святого были обретены нетленными и создан храм во имя священномученика Автонома.

Священномученик Иулиан Галатийский и с ним 40 мучеников (IV)

ИКОНА

Правителю Галатийской области донесли, что в одной пещере скрывается пресвитер Иулиан с 40 единомышленниками и совершает там богослужение. Святого Иулиана схватили и требовали выдать остальных христиан, успевших скрыться, но он решительно отказался.

Подробнее

Обращаясь к Богу: «Господи, приими дух мой с миром!» — мученик склонил свою голову под меч. Тогда прозвучал Голос, призывавший мученика в Небесное Царство. Этот Голос услышали и те христиане, которые скрывались в пещере. Воодушевившись, они пошли на место страдания святого Иулиана, где нашли его уже скончавшимся. Они единодушно исповедали себя христианами, их связали и привели к правителю, который велел и им отсечь головы.

Святой Иулиан испросил также особую благодать у Бога: чтобы людям, которые будут брать землю с места его погребения, давалось прощение грехов и избавление от страстей, а на поля их не нападали вредоносные насекомые или птицы.

Свернуть

Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской чудотворец (1395)

Воскресенье, 25 сентября 2022 года: что будет в храме?

Краткое житие ученика преподобного Сергия Радонежского слушайте на радио «Вера».

Преподобный Вассиан Тиксненский (1624)

Преподобный посещал каждое богослужение. Тринадцать лет он носил на теле вериги: на плечах тяжелую цепь, на чреслах железный обруч, а на голове под куколем железную шапку. Только при погребении обнаружилось, как тяжко смирял он свою плоть.

Читать подробнее

Преподобный Вассиан, в миру Василий, крестьянин села Стрелицы (по другим данным, деревни Бурцеве), близ города Тотьмы, занимался портняжным ремеслом. Оставив семью, он принял постриг от преподобного Феодосия Тотемского в Суморинской обители на реке Сухоне, где прожил несколько лет в трудах и послушании.

В 1594 году преподобный поселился при храме во имя святителя Николая Чудотворца, на реке Тиксне. Вначале он жил на церковной паперти, а затем поставил около храма келью.

Стремясь к уединению, преподобный, кроме духовного отца, никого не принимал. Питался он подаянием, которое ему клали на оконце.

На месте подвигов преподобного впоследствии был основан монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Почитание преподобного Вассиана началось с 1647 года, когда во время моровой язвы у места его погребения многие получили исцеление.

Свернуть

Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского) (1704)

Воскресенье, 25 сентября 2022 года: что будет в храме?

Одним из самых почитаемых святых на среднем Урале является Симеон Верхотурский, который жил в селе Меркушино в XVII веке. Прославился он после смерти, когда на его могиле начали происходить многочисленные чудеса, подтверждающие, что не имевший особенной земной славы человек сподобился святости после смерти.

Читать подробнее

Праведный Симеон родился в европейской части России. Когда он пришел на Урал, то жил как простой странник. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.

Подвижник хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства.

С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Он не чуждался коренных жителей этого края вогулов, которые полюбили святого за его чистое житие. С помощью благодати Божией праведный Симеон пробудил в сердцах вогулов стремление к добродетельной жизни.

Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге.

Свернуть

Собор Алтайских святых

Воскресенье, 25 сентября 2022 года: что будет в храме?

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2015 году был утвержден Собор Алтайских святых с днем празднования в первое воскресение после 20 сентября. В Собор вошли:

Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Иоанн Можирин, Мирон Ржепик, Никита Прибытков, Петр Гаврилов, преподобномученики Киприан (Нелидов) и Феодор (Никитин), преподобный Макарий (Глухарев), святитель Макарий (Невский), митрополит Московский, Алтайский.

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Иоанн Прудентов (22 апреля 1868 — 25 сентября 1937)

Воскресенье, 25 сентября 2022 года: что будет в храме?
Протоиерей Иоанн Прудентов и матушка Клавдия

В 1937 году, во время очередного ареста, отец Иоанн категорически отказался от предложения снять с себя сан в обмен на освобождение.

Подробнее

В 1894 году рукоположен во иерея к Преображенскому храму села Доронина Шуйского уезда Владимирской губернии. Одновременно в этом же селе был законоучителем и учителем в школе. После смерти брата, служившего священником Преображенской церкви села Большие Дорки на месте ушедшего за штат отца, Иоанн Прудентов в был направлен в храм в родное село и продолжал преподавать Закон Божий в 3 школах, входивших в состав прихода.

В его храме был один из лучших церковных хоров; на средства, собранные о. Иоанном среди прихожан и благотворителей, был приобретен большой церковный колокол. В приходе стараниями его отца, брата и самого о. Иоанна была устроена школа. В 1887 году это была школа грамоты, с 1894 года — церковноприходская с большой библиотекой. Одна из дочерей о. Иоанна преподавала в этой школе. В 1902 году по инициативе о. Иоанна при школе были оборудованы квартиры для учителей и общежитие для учащихся из дальних деревень. Много времени о. Иоанн уделял воспитанию в детях любви к отечеству; следил за обучением школьников пению. Во время первой мировой войны ученицы вязали для воинов варежки. В Рождественские праздники о. Иоанн устраивал в школе елку.

Священник Иоанн Прудентов прилагал много усилий для борьбы с пьянством, несмотря на препятствия местных властей, добился закрытия кабака в селе. Выписывал газеты и журналы. Проводил в селе регулярные воскресные чтения, рассказывал о событиях, происшедших в течение недели.

После запрещения в 1917 году преподавания Закона Божия в школе о. Иоанн стал вести уроки в домах прихожан. Он пользовался авторитетом у жителей всей округи. Когда в 1920 году в селе Большие Дорки решался вопрос о переделе земли, крестьяне оставили участок в пользовании о. Иоанна.

В 1924 году о. Иоанн был возведен в сан протоиерея.

23 октября 1930 года его арестовали по обвинению в том, что в 1918 году он якобы активно участвовал в контрреволюционном восстании. Священник виновным себя не признал. 25 декабря того же года Был приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в деревне Коломине Кривошеинского района Западно-Сибирского края.

В 1933 году, по окончании срока ссылки, вернулся домой. 15 сентября 1937 года вновь был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», заключен в тюрьму города Шуи. 22 сентября того же года Особой тройкой при УНКВД по Ивановской области приговорен к расстрелу. Казнен 25 сентября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

Свернуть

Священномученик Феодор Лебедев (1876 — 25 сентября 1937)

Воскресенье, 25 сентября 2022 года: что будет в храме?

Обвинения были те же, что и у тысяч других священников, монахов и мирян в то время — критика колхозов, антисоветская и контрреволюционная агитация. На третий день следствие закончилось.

Краткое житие священномученика Феодора слушайте на радио «Вера».

Священномученик Николай Житов (1888 — 25 сентября 1937)

Воскресенье, 25 сентября 2022 года: что будет в храме?

Пока свидетели рассказывали в защиту священника, следователь что-то писал на листе и, когда те закончили, подал им подписать протокол допроса. И настолько были велики — у одних доверие, а у других страх перед НКВД, что они, не читая, расписались под тем, что написал следователь о контрреволюционной и антисоветской деятельности священника.

Краткие рассказ о судьбе священномученика Николая слушайте на радио «Вера».

Блаженный мученик Алексий (Ворошин), Ёлнатский (1886 — 25 сентября 1937)

Воскресенье, 25 сентября 2022 года: что будет в храме?

Однажды во время службы вошел в храм блаженный Алексей — на голове шапка, в зубах папироска. Он пошел по храму, заложив руки за спину, не обращая ни на кого внимания. Прихожане растерялись. Прошло время... и власти распорядились закрыть храм. Призвали Павла Ивановича и потребовали от храма ключи. И не то чтобы нужны были эти ключи сельсовету, но храм надо было закрыть как бы по желанию верующих, а для этого получить ключи добровольно.

Павел Иванович отказался отдать безбожникам ключи от святыни, за что был арестован, не перенес тягот следствия и скончался. Храм закрыли, и по нему дерзко расхаживали рабочие в шапках, с папиросами в зубах. Дым и чад стояли в оскверненном храме — власти перестраивали его под клуб.

Видя странное поведение Алексея Ивановича, многие гнали его и смеялись над ним. По деревне он шел, бывало, сопровождаемый мальчишками, всячески старавшимися ему досадить. Ходил блаженный всегда в одном и том же длинном кафтане до колен, а если ему дарили какую одежду, он тут же ее отдавал.

Подробнее

Несколько раз власти арестовывали Алексея Ивановича и направляли в костромскую психиатрическую больницу, но всякий раз врачи признавали его здоровым и отпускали.

Задолго до массового закрытия и разрушения церквей блаженный Алексей многим говорил, что наступит время, когда в России почти все храмы будут закрыты, но Господь пошлет лютую кару, войну, и люди очнутся, и часть храмов снова будет открыта. Но тоже ненадолго: в 60-м году наступит новое гонение, снова будут закрывать храмы, и все истинно верующие понесут тогда много скорбей.

Алексей Иванович Ворошин родился в семье благочестивых крестьян Ивана и Евдокии Ворошиных в деревне Каурчиха Юрьевецкого уезда Костромской губернии. В Никольском храме, отец Алексея был старостой.

Когда началась Первая мировая война, Алексей Иванович пошел в Кривоезерскую пустынь. Настоятель монастыря принял юношу послушником. В течение года Алексей Иванович присматривался к порядкам в монастыре и его уставу.

Вернувшись домой, он не стал жить в родительском доме, а поместился в баньке. Вскоре они с отцом поставили на огороде келью. Все свободное время Алексей отдавал молитве.

Наступил март 1917 года, и председателем сельсовета избрали Алексея Ивановича как самого уважаемого в селе. Став председателем, он не переменил своих обычаев — по-прежнему много молился, посещал церковные службы, и если приходилось решать какие сельские вопросы, то он решал их не выходя из храма.

Через год в село приехал председатель сельсовета, назначенный из города, и Алексей Иванович, оставив эту должность и почти всякое соприкосновение с миром, уединился в своей келье, целиком отдавшись подвигу поста и молитвы. Так прошло девять лет.

В 1928 году он принял подвиг юродства. Теперь блаженный жил, где придется, одевался в лохмотья, никто не знал, где он ночует, и всегда его появление было для крестьян неожиданностью.

То вдруг возьмет и в самый разгар крестьянских работ начнет ходить по полям, меряя их палкой и мешая работе. Видя его нелепое поведение, крестьяне смеялись на ним, но он не обращал на это внимания. Рассерженные, они стали гнать его, блаженный уходил, а затем возвращался и все повторялось сначала. Прошел год, и на этих полях появился советский чиновник, и все тогда вспомнили Алексея Ивановича.

Ко многим его странностям привыкли за год крестьяне, но такого еще не было. Голый идет Алексей Иванович по Парфенову, направляясь в гости к торговцам-сапожникам Александру Степановичу Таламанову и Дмитрию Ивановичу Солодову. Дивились такому событию крестьяне, дивились торговцы. Немного прошло времени, и в село приехали представители властей и вывезли имущество торговцев до последней ложки и исподнего белья. Раздетые стояли хозяева у своих домов, которые им теперь не принадлежали, не имея права ничего из них взять.

В другой раз Алексей Иванович пришел к сестре Анне. И не говоря ни слова, стал собирать вещи. Ходил по комнатам, что-то разыскивал, а что находил, складывал на стол. И как набрался полный стол, он схватил шапку и убежал. Поняла Анна, что это какой-то знак, предвестие, что эти вещи надо отдельно хранить, и спрятала их подальше; когда пришла комиссия и отобрала имущество, только эти вещи и сохранились.

Любил блаженный заходить в лесное село Селезенево, любил бывать в Парфенове, бочком спускающемся к реке Ёлнать. Здесь в одном доме он хранил мешок с книгами. Заходил блаженный к Бобковым — посидеть, чаю попить, отдохнуть. Но однажды, войдя в дом, Алексей Иванович не сел за стол и чай пить не стал, а забрался на печку. Лежит он на печи и молчит. Молчат и хозяева — привыкли уже здесь к его странностям. Полежав некоторое время, он сошел вниз, вышел на крыльцо, сел на верхнюю ступеньку и сидя спустился по лестнице. Затем взобрался на стоящую во дворе телегу и лег. Лежал и чуть слышно стонал. Долго ли он так лежал — неизвестно, но когда вышли посмотреть, его уже не было.

Через две недели хозяйка дома, вынимая из печи большой чугун с кипятком, опрокинула его весь на себя и обварилась так, что не могла идти. С крыльца ей пришлось сидя спускаться, а уже внизу ее подняли и положили на телегу, и часа два еще она пролежала, прежде чем отвезли в больницу.

Однажды шел Алексей Иванович вскрай поля. Погода стояла тихая, небо безоблачное. Мужики с бабами жали на поле лен. Остановился блаженный неподалеку и вдруг, показав на небо и сокрушенно покачав головой, серьезно, громко сказал:

— Ой, молитесь Богу! Ой, как загремит! Как загремит! Молитесь Богу!

И ничего не поясняя — дальше пошел. А мужики это вспомнили, когда началась Финская война и их взяли на фронт.

Не скрыты были от блаженного и обстоятельства его кончины. За пятнадцать лет до своей смерти подошел он как-то к сестре Анне и сказал:

— А ты мне лапотки приготовь.

— Так возьми, — ответила она, не поняв, что не о настоящем часе он говорит.

Через пятнадцать лет именно ей пришлось покупать лапти, в которых блаженный был положен в гроб.

Анне Беземировой из Каурчихи, когда та была еще ребенком, блаженный говорил:

— Дай четверть, дай четверть...

— Что такое Алексей Иванович говорит?.. — смущалась девочка.

Объяснилось это через много лет, когда она вышла замуж за пьяницу, который частенько повторял те слова.

Приближалось двадцатилетие сокрушения российской государственности. Шли аресты. Алексей Иванович знал, что ареста ему на этот раз не миновать и из тюрьмы не выйти. И хотел он в последний раз пойти попрощаться. В родительском доме Дмитрий Михайлович и Анна Николаевна с детьми. Это был май 1937 года.

Увидев на плече Алексея Ивановича мешок, Анна Николаевна спросила:

— Ну, Алексей Иванович, совсем приходишь к нам жить?

Тот ничего не ответил, выложил из мешка вещи, распорядился, кому что отдать.

Почувствовав необыкновенное, притихли домашние.

А блаженный вплотную сел к печке, голову к ней прислонил и тихонько запел:

В воскресенье мать-старушка к воротам тюрьмы пришла.

Своему родному сыну передачу принесла..

Анна Николаевна руками всплеснула:

— Ой, Алексей Иванович, опять ты эту песню запел, опять, наверное, будут гнать?..

Пообедали вместе, затем блаженный, помолился, низко-низко поклонился домашним и сказал:

— За все я вам уплачу, Дмитрий Михайлович, за все я вам уплачу! — И прибавил: «Чай придешь меня хоронить-то?»

— Да что ты, дядя Леша, про похороны; я еще раньше тебя умру.

— Нет, придешь! — уверенно ответил блаженный.

И еще до утра они разговаривали, а утром Алексей Иванович попрощался и отправился в Парфеново, где его уже поджидали, чтобы арестовать.

Алексея Ивановича поместили к преступникам. Никто не знал, когда он спал и когда ел, скудный свой паек он почти весь раздавал.

— Дедушка, да ты, наверное, кушать хочешь? — спрашивали его сокамерники.

— Кушайте, кушайте, это все для вас, — отвечал Алексей Иванович. Обвинить блаженного было не в чем, и следователи, чтобы он оговорил себя, прибегали к пыткам — ставили его босыми ногами на раскаленную плиту.

Вскоре молва о странном узнике облетела тюрьму, и ее начальник пришел во время допроса поглядеть на блаженного.

— Все говорят, что ты святой, — сказал он, — ты что скажешь?

— Ну, какой я святой. Я грешный, убогий человек.

— Это правильно. У нас святых не сажают. Святые преступлений не совершают, а если посадили, так значит есть за что. Тебя за что посадили?

— Так Богу угодно, — кротко ответил блаженный.

Наступило молчание, которое сам же Алексей Иванович прервал:

— Что ты со мной говоришь, когда у тебя дома несчастье!

Начальник тюрьмы удивился, но домой не поспешил, а когда пришел, то увидел, что жена его повесилась.

Измученный пытками, пробыв чуть более месяца в следственной камере, блаженный Алексей попал в тюремную больницу и здесь скончался.

Тело его на тринадцатый день было отдано родственникам и погребено на одном из кладбищ города Кинешмы.

12 (25) сентября 1985 года честные останки блаженного были перенесены в храм села Жарки. В настоящее время мощи блаженного находятся в Свято-Введенском женском монастыре города Иванова.

Свернуть

Особенности православного богослужения

Мы продолжаем рассказ о самом начале богослужения, совершаемого вечером накануне литургии, — всенощной.

Начало всенощной напоминает безмятежную, совершенную жизнь первых людей в раю.

После возгласа «Восстаните!» священник (или диакон) выходит из алтаря и кадит весь храм, то есть обходит его по периметру с кадилом, при этом верующие стараются встать «внутри» этого круга. В это время хор поет 103-й псалом, первые слова которого «Благослови, душе моя, Господа!». Именно этот псалом начинает вечерню, потому что напоминает о шести днях творения, описание природы в нем особенно поэтично. В нем звучит восторг человека перед созданным Богом миром.

Отметим, что чаще всего мы слышим псалом частично — поют лишь некоторые стихи из него. Эта практика сокращает длительность богослужения в приходских храмах.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 3, стихи 13 — 17

Комментирует священник Антоний (Борисов)

Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 35 — 46

Комментирует священник Стефан Домусчи

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к галатам, глава 6, стихи 11 — 18

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов)

Второе Послание апостола Павла к коринфянам, глава 4, стихи 6 — 15

Комментирует священник Стефан Домусчи


Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (8 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
23 сентября 2022
Поделиться:

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь