В последнюю неделю весны 2020 года многие храмы все еще закрыты для посещения прихожанами. Молиться дома, даже слушая трансляцию богослужения, оказывается сложно, и с некоторой ностальгией вспоминается недавнее время, когда в удобное время можно было зайти в ближайший храм. Для тех, кто хочет вместе со всей Церковью пережить события воскресного дня, мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью».
24 мая 2020 года, пятое воскресенье по Пасхе, посвящено воспоминанию чуда. Спаситель совершает невозможное не только по меркам 2000-летней давности – исцеление получает неизлечимо больной. Прозревает тот, кто родился слепым.
Воскресенье, 24 мая 2020 года, о слепом
Евангельский слепой встретил Господа, и Христос исцелил его. Причем действовал не мгновенно и не слишком логично – начал с того, что наложил брение на очи. Казалось бы, влажный песок и земля вредны, могут ослепить и здоровые глаза, и тем более не полезны для слепых. Но соединение с Богом преображает верующего, об этом свидетельствует Евангелие.
К чему призывает нас Церковь в последнее пасхальное воскресенье, посвященное исцелению слепого?
- Помнить, всегда видеть перед глазами бренность земной жизни: иметь духовное зрение, память смертную оказывается важнее телесной способности видеть.
- Не менее важно верить: слепец не прекословил, а послушался. Он мог бы и усомниться, поскольку знал, что песок ослепляет, а не просвещает; да и в купальне Силоамской, очевидно, он и до этого много раз умывался, но исцеления не происходило.
- Трудиться, преодолевать себя – не так легко с брением на глазах через весь город дойти до купели, чтобы очиститься. Господь учит всех нас, что дары Божии даются не просто так, «труждающиеся и обремененные» призваны к Нему, но только трудом мы можем достигнуть купели спасения.
Подробнее о понимании смысла праздника читайте в наших материалах:
• «За что?» или «для чего?» – в материале Сергея Худиева о слепорожденном
• С редкой автобиографической картины Василия Ивановича Сурикова «Исцеление слепорожденного» начинается описание редких экспонатов главного церковного музея
• Евангельские чудеса исцелений в пересказе Александра Ткаченко для детей
Тропарь Недели о слепом
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы pо́ждшееся на спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́pнии, и поклони́мся,/ я́ко благоволи́ пло́тию взы́ти на кpест,/ и смеpть пpетеpпе́ти,/ и воскpеси́ти уме́pшия// сла́вным воскpесе́нием Свои́м.
Кондак Недели о слепом
Душе́вныма очи́ма ослепле́н,/ к Тебе́, Христе́, прихожду́,/ я́коже слепы́й от рожде́ния,/ покая́нием зову́ Ти:// Ты су́щих во Тьме Свет пресве́тлый.
В среду недели о слепом происходит Отдание праздника Пасхи. Отдание есть у любого праздника - оно означает завершение празднования. Церковь завершает пасхальный период и готовится, настраивается на приближающееся Вознесение Господне, которое в этом году приходится на 28 мая, четверг.
День памяти святых
В неделю о слепом Церковь напоминает, что тем, кого любит Господь, Он попускает в мире не только неприятности, но даже страдания, как бы брение на глаза. Исцеление слепорожденного свидетельствует о том, что злое на земле становится причиной небесных благ. Святые учат нас, как все бедствия, скорби, гонения, оскорбления и даже горькая смерть претворяются в жизнь в Царствии Небесном.
Священномученик Мокий (около 295)
Во время гонений на христиан убеждал язычников отказаться от скверных обычаев, обратиться к Господу и креститься. На суде у правителя на угрозы отвечал: «Смерть за Христа – великое приобретение для меня». После пыток его привели в капище Диониса, где он именем Иисуса Христа сокрушил идола. Остался невредим в раскаленной печи, пламя которой сожгло правителя. Его преемник снова пытал святого, но дикие львы ложились у ног мученика, а народ стал требовать освобождения. Казнить Мокия удалось только в Византии. Последние слова его на плахе были: «Господи, приими в мире дух мой».
Краткое житие священномученика Мокия вы можете послушать на сайте радио «Вера».
Равноапостольные Мефодий (885) и Кирилл (869), учители Словенские
Ключевые события жития святых братьев в емком пересказе Марины Борисовой.
Занимательное повествование для детей о создании славянской азбуки.
О святых братьях и о деле всей их жизни в интервью с кандидатом исторических наук, ведущим научным сотрудником Отдела истории средних веков Института славяноведения РАН России Анатолием Аркадьевичем Туриловым.
Равноапостольный Ростислав, князь Великоморавский (870)
Краткое житие князя, по его просьбе которого равноапостольные Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Библию и богослужебные книги, вы можете послушать на сайте радио «Вера».
Преподобный Софроний, затворник Печерский (XIII)
Подвизался в пещерах Киево-Печерского монастыря. Ежедневно прочитывал всю Псалтырь, носил на себе власяницу и тяжелый железный пояс. Слышал ангельское пение. Мощи святого почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Священномученик Иосиф, митрополит Астраханский (1671)
Родился в Астрахани, в детстве пострадал от смуты времен Лжедмитрия I Канонизация святителя состоялась в 1918 году, накануне тех дней, когда многим священникам и верующим мирянам предстояло повторить его подвиг.
Краткое житие священномученика Иосифа вы можете послушать на сайте радио «Вера».
Святитель Никодим, архиепископ Сербский (1325)
Был игуменом Хиландарского монастыря (Афон), с 1316 – архиепископ Сербский. Перевел на славянский язык и ввел в употребление в Сербии Устав Саввы Освященного. Боролся против лжеучений подобно «секире, посекающей намерения еретиков, приходящих из иноплеменных народов».
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Михаил Белороссов (11 мая 1869 – 14 февраля 1920)
Родился в семье диакона Павла в городе Романове-Борисоглебске (ныне – Тутаев) Ярославской губернии. Более 20 лет служил в храме Воскресения Христова. Был законоучителем в нескольких училищах, катехизатором, сотрудником попечительства о бедных духовного звания. После закрытия храма безбожниками в 1919 году решил переехать в Ярославль к родственникам в поисках пропитания. Сначала уехала супруга с пятью детьми, вторым обозом отправился отец Михаил, отказавшись переодеться в мирскую одежду – он всегда ходил в рясе с крестом. В одной из деревень местные коммунисты арестовали его, обвинили в причастности к контрреволюционному заговору и расстреляли.
Священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский (23 августа 1851 – 24 мая 1940)
Родился в семье диакона Феофана в городе Луцке Волынской губернии. Окончил семинарию, работал учителем, а с 1897 года псаломщиком. После смерти родителей стал вести вольный образ жизни. Однажды, возвратившись домой на рассвете, увидел во сне мать, которая сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь». Воспоминание о матери, которую любил, и укоры совести повлияли на решение изменить жизнь в 48 лет.
После первого года послушания в Свято-Троицком Дерманском монастыре 9 июня 1900 года был пострижен в монашество, через 2 месяца в иеродиакона, а 29 октября – во иеромонаха. Нес послушание в Кременецком Богоявленском монастыре, 3 года служил в Туркестанской епархии, затем в Жировицком Успенском монастыре Гродненской епархии, стал наместником Донского монастыря в Москве и 6 мая 1910 года возведен в сан игумена, служил в Лубенской Спасо-Преображенской, в 1917 году архимандрит Александр назначен настоятелем Псково-Печерской обители.
Дольше всего служил в еще не разоренном большевиками Козельщанском Рождество-Богородичном монастыре, где собрались священнослужители из разграбленных во время революции церквей. Оставался настоятелем скитской церкви даже после закрытия монастыря в 1929, организовал здесь общенародное пение во время богослужений, которые совершалась строго по уставу и с молитвенным подъемом.
В 1932 году после закрытия последнего храма архимандрит Александр уехал в Киев и был хиротонисан во епископа, в мае 1937 года переведен в Харьков и возведен в сан архиепископа. К приезду в Харьков единственным храмом был Никольский на Холодной Горе. Власти настаивали, чтобы в одно воскресенье служили православные, в другое – живоцерковники. Народ был категорически против и, во избежание столкновений архиепископ Александр благословил проект, при котором за две недели соорудили стену, отделив один предел раскольникам – кроме сорока человек туда никто не ходил.
В то же время в православной части храма, где служил владыка, причащение продолжалось по нескольку часов, после литургии совершали крещения (до ста человек в день) и почти сразу начиналась вечерняя служба.
28 июля 1938 года архиепископ Александр был арестован с обвинением в шпионаже, начались допросы с избиениями. Виновным себя не признал, но приговор к десяти годам тюремного заключения был отменен только в начале 1940 года. Следствия продолжалось. 89летний архиепископ скончался в тюремной больнице 24 мая 1940 года.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Иоанна, глава 9, стихи 1 – 38
Комментирует священник Дмитрий (Барицкий)
Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 14 – 19
14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. 17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Комментирует священник Павел (Великанов)
Апостольское чтение:
Деяния святых апостолов, глава 16, стихи 16 – 34
16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. 17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. 18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. 19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам. 20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город 21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять. 22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками 23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их. 24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду. 25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. 26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. 27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. 28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь. 29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, 30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? 31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. 32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его. 33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его. 34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)
Послание апостола Павла к евреям, глава 7, стих 26 – глава 8 стих 2
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. 28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Комментирует священник Стефан (Домусчи)
Особенности богослужения
Никогда не бывает случайным сочетание во время литургии отрывка из Евангелия и чтения из Деяний апостольских. Рассмотрим на сегодняшнем примере, затрагивающим необходимость так непопулярного в наше время поклонения.
В 9 главе Евангелия от Иоанна мы слышим, как Иисус нашел изгнанного прозревшего и спросил, верует ли он в Сына Божия? Тот отвечал: «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! и поклонился Ему». Исцеление духовное невозможно без поклонения Спасителю.
В книге Деяний нас ждет, на первый взгляд, иной пример: женщина, «одержимая духом прорицательным» много дней ходила за апостолом Павлом и его учениками. Она, казалось бы, свидетельствовала, почти проповедовала своим криком «сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Разве не в этом проявляется духовное зрение? Почему же тогда апостол Павел в возмущении потребовал, чтобы дух нечистый вышел из нее? Зачем ему нужно было так поступить, а самому за это еще и попасть в темницу?
Потому что для славы Христовой лучше прозреть духовно, даже если изгонят с бесчестием. Лучше быть заключенным в темницу и на время вынужденно замолчать, как апостол Павел. Жить так честнее и ближе к Богу, чем без конца говорить о Христе без должного Ему поклонения. Тому, что встретил рабов Бога Всевышнего и нашел путь к спасению, не нужно слов – истинное духовное прозрение всегда завершается поклонением Богу.
Традиции праздника
Наши предки жалели и сострадали слепым: им давалась более щедрая милостыня, их жалобная песнь вызывала слезы, бездомных кормили и пускали на ночлег.
В наше время возможно большее – мы видим духовную сторону жизни незрячего. Все чаще задаемся вопросом: «кто из нас слепой?»
Нам не дано исцелять слепых – мы не всегда способны с любовью и милосердием ухаживать даже за заболевшими близкими. Но по словам святого праведного Алексея Мечева, мы, по примеру Господа, можем многое сделать для облегчения несчастной доли слепцов: «Как не пожалеть бедного малютку, с самого раннего детства обреченного слепотою на нищету, унижение, лишение всех радостей? Как не поскорбеть при виде взрослого слепца, ведомого чужою рукою, при общем здоровье и силах безпомощного, безсильного? Как не оплакать слепца-старца, ставшего бременем для себя и других?»
Несчастный может не только просить, но верить и молиться, трудиться так, что при слепоте стать в положение зрячего и даже святого. Именно об этом свидетельствует житие слепорожденной Матроны, которая при жизни во время гонений на Церковь ХХ веке помогала многим. И до сих пор не оставляет своей помощью обращающихся к ней.
Сегодня многие терпят скорби, тяготы, неприятности. Сложнее справляться с жизненными трудностями без духовной поддержки, которую многим дает посещение храма, общая молитва, участие в Таинствах. И напрашивается вопрос – зачем это происходит? Почему с нами случилась коронавирусная беда? Ответ мы можем получить в воскресном Евангелии: несчастный родился слепым, чтобы явилась слава Божия. Иисуса Христа не похвалили за исцеление – слава Его не в мирском сиюминутном понимании. Наоборот, Его обвиняли в том, что Он не так (не по принятым правилам) совершил исцеление. Прославился Спаситель тем, что в душе прозревшего воссияла вечная жизнь – незрячие глаза открылись на милость и всемогущество Божие, сердце его смогло благодарностью и верой ответить на чудо.
Как важно стремиться к прозрению от слепоты к смыслу жизни, слепоты к любви и состраданию. Именно к такому исцелению призывает нас Церковь в неделю о слепом.