Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. И утром откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

Мы продолжаем проект «Готовимся к воскресенью», чтобы помочь вам осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в последнее воскресенье Успенского поста.


Воскресенье, 23 августа 2020 года

В этом году в воскресенье 23 августа Церковь обращается в молитве к святым покровителям сразу двух северных монашеских островов. Соловецкие острова в Белом море и остров Валаам на Ладожском озере много веков были сосредоточен арктического подвига. В прошлом столетии здесь пострадали многие новомученики и исповедники за веру во Христа и верность Его Церкви.

Собор новомучеников и исповедников Соловецких празднуется с 2000 года и всегда – 23 августа. Архипелаг, выбранный великими подвижниками древности, в годы большевистских репрессий стал местом мученичества невинно осужденных людей, насильственно помещенных в нечеловеческие условия.

Благодаря вновь появившимся историческим сведениям Собор Валаамских святых на сегодняшний день насчитывает 49 угодников Божиих. Большинство из них являются преподобномучениками – святыми мучениками, угодившими Богу в монашеском подвиге.

Подробнее о Валааме и Соловках читайте в наших материалах:

Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках

Волонтером на Валаам

«Экономическая революция» на Соловках

Соловки: закрытый открытый архипелаг

Молитва Cобору новомучеников и исповедников Соловецких

О, достохва́льнии и великоимени́тии новому́ченицы и испове́дницы солове́цтии! Вы́ гоне́ния, хла́д, гла́д, наготу́, поноше́ния, поруга́ния и я́рость мучи́телей со смире́нием претерпева́юще, ве́ру тве́рдую, упова́ние непосра́мленное и любо́вь и́стинную к Бо́гу, бли́жним и гони́телем ва́шим яви́ли есте́.

Сего́ ра́ди ны́не, предстоя́ще Престо́лу Влады́ки Христа́, моли́те о благостоя́нии святы́я Це́ркве Росси́йския, да избе́гнет гоне́ний, раско́лов, ересе́й, ра́спрей и мяте́жа мирска́го, да восприи́мет архипа́стыри и па́стыри до́брыя, пекущияся о спасе́нии ду́ш, да украси́тся и́ноки честны́ми, ста́рцы му́дрыми, му́жы добронравными и де́вы чи́стыми, во е́же в ми́ре глубо́це ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́.

А́ще же прии́дет и на́ш ча́с пострада́ти за ве́ру Правосла́вную, утверди́те ны́, недосто́йныя сро́дники ва́ша, в терпе́нии, да́руйте на́м му́жество и кре́пость испове́дати пред челове́ки Христа́, и́стиннаго Бо́га, да сподо́бимся с Ва́ми воспева́ти пречестно́е и животворя́щее и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь Валаамским святым

Днесь обитель Валаамская / на трапезу духовную всех созывает, / совершающе память богоносных отцев, / подвиги иноческими ю украсивших. / Стецемся, вернии, преподобных собор восхвалим / и житию их честному поревнуем, / да причастницы Света Трисолнечнаго явимся, // поюще Отца и Сына, и Духа Святаго во веки.


День памяти святых

Мученики Римские: архидиакон Лаврентий, папа Римский Сикст II, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман (258)

Краткий рассказ о мучениках Римских слушайте на радио «Вера».

Читать житие
То было время, когда папа, выбранный на Римский престол, шел на верную смерть. И Сикст был вскре после избрания схвачен и посажен в темницу вместе с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда архидиакон Лаврентий встретил папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: «Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!» Святой Сикст отвечал ему: «Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам». Архидиакон Лаврентий исполнил завет и пошел на суд, где сказал святителю: «Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня!» Услышав о каком-то сокровище, воины взяли его под стражу, а мучеников усекли мечом.

Император заключил Лаврентия в тюрьму, начальником которой был Ипполит. Там Лаврентий молитвой исцелял больных и многих крестил. Ипполит уверовал и принял Крещение со всем своим домом. Вскоре архидиакон Лаврентий был вновь приведен к императору с приказанием показать спрятанные сокровища. Лаврентий обещал исполнить повеление через три дня, за которые собрал нищих и больных, питавшихся милостыней Церкви: «Вот те сосуды, в которых вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном».

После этого Лаврентия пытали, принуждая поклониться идолам. Во время страданий мученика воин Роман увидел светлого юношу, который стоял около Лаврентия и отирал его раны. Роман принес в тюрьму водонос, умоляя о Крещении. Сразу же после Крещения воины отсекли ему голову.

Когда Лаврентия вели на последнее испытание, Ипполит хотел объявить себя христианином и умереть вместе с ним, но исповедник просил его немного подождать своего часа. Ночью Ипполит обвил пеленами тело Лаврентия. Священник Иустин служил над мощами мученика в доме вдовы Кириакии всенощное бдение и Божественную литургию. Все присутствовавшие христиане причастились Святых Таин и с честью похоронили в пещере тело святого мученика. Ипполит и другие христиане пострадали через три дня по кончине святого Лаврентия, как он предсказал им об этом.

Свернуть

Блаженный Лаврентий Калужский, Христа ради юродивый (1515)

Воскресенье, 23 августа 2020 года: что будет в храме?

Краткий рассказ о блаженном слушайте на радио «Вера».

Возможно, происходил из боярского рода Хитровых. Жил недалеко от старой Калуги при лесном Рождественском храме, стоявшем наверху горы. Прокопал туда подземный ход и слушал богослужение. Зимой и летом ходил босой, в рубашке и овчинном тулупе. При жизни прославился благодатными дарованиями.

Когда в мае 1512 года крымские татары напали на Калугу, блаженный Лаврентий, бывший в доме князя, внезапно закричал громким голосом: «Дайте мне мою секиру острую, псы напали на князя Симеона, надо оборонить его!» Сказав это, он схватил топор и ушел. Внезапно оказавшись на корабле рядом с князем, Лаврентий ободрил воинов, и они победили врага. Именно поэтому на иконах он изображается с топором.

Скончался, скорее всего, в день своих именин.

Второе обретение и перенесение мощей преподобного Саввы Сторожевского (1998)

Воскресенье, 23 августа 2020 года: что будет в храме?

Краткий рассказ об этом событии слушайте на радио «Вера».

Читать житие преподобного Саввы

Впервые мощи преподобного вскрыли и осквернили в мае 1918 года. 1 февраля 1919 года вышло постановление Народного Комиссариата Юстиции о повсеместном организованном вскрытии мощей и уже 4 марта были еще раз вскрыты святые мощи преподобного Саввы. Прихожане Саввино-Сторожевского монастыря пытались защитить святые мощи от поругания и писали жалобы, указывая на оскорбительные действия местных властей. Но 5 апреля 1919 года святые мощи забрали на Лубянку.

Тогда многие вспомнили монастырское предание: незадолго до своей кончины преподобный Савва заплакал и сказал братии: «Придет время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где еще часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света». Это пророчество было даже напечатано в советских газетах тех лет, как доказательство контрреволюционности монашества.

Долгое время считалось, что святые мощи утрачены навсегда. Но оказалось, что честная глава преподобного Саввы более 50-ти лет тайно хранилась супругами Михаилом Михайловичем и Софьей Дмитриевной Успенскими. Михаил Михайлович был сотрудником Государственного исторического музея и членом Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области. Его вызвал на Лубянку сотрудник, который показал серебряное блюдо, сверху накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде — останки Саввы Сторожевского, — поместите, куда сочтете нужным». Михаил Михайлович хранил мощи у себя дома, а за три года до смерти, беспокоясь о судьбе святыни, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обращался к о. Евлогию (Смирнову), тогда эконому Троице-Сергиевой Лавры, с вопросом: как быть с мощами? О. Евлогий посоветовал ему передать мощи в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником открывшегося Свято-Данилова монастыря, он спросил Успенских о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал Михаила Михайловича перед смертью. 25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских соборов.

22–25 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь торжественно праздновал свое 600-летие. Подготовка к юбилею монастыря объединила многих рестораторов и строителей, отлили и подняли на звонницу первые 10 колоколов, воссоздали по старым образцам раку для мощей преподобного Саввы, восстановили «малый скит», благоустроили территорию монастыря и окрестностей.

Празднование юбилея началось утром 22 августа 1998 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором архипастырей отслужил Божественную Литургию и молебен, после чего ковчег с мощами преподобного под колокольный звон и молитвенное пение был пронесен крестным ходом до Святых врат монастыря, где Святейший Патриарх осенил святыми мощами всех присутствующих.

После этого колонна из 15 автобусов и нескольких десятков автомобилей отправилась в Саввино-Сторожевский монастырь.

В Звенигороде у храма святого благоверного князя Александра Невского колонна остановилась, и крестный ход продолжился пешком.

Так в Сторожевской обители появился еще один престольный праздник — 23 августа, вошедший в церковный календарь как день Второго обретения и перенесения честных мощей прп. Саввы Сторожевского.

Свернуть

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Вячеслав Закедский (1 января 1878 - 23 августа 1918)

Воскресенье, 23 августа 2020 года: что будет в храме?

Краткий рассказ о священномученике Вячеславе слушайте на радио «Вера».

Священномученик Вячеслав родился в семье священника, окончил курс Ярославской Духовной Семинарии и был определен учителем церковно-приходской школы. Вскоре он женится на Надежде Митрофановне Солонцовой, дочери диакона Рыбинского Спасо-Преображенского собора.

Воскресенье, 23 августа 2020 года: что будет в храме?

21 января 1901 года Вячеслав Закедский был рукоположен в сан диакона к Преображенскому собору города Рыбинска, и вместе с тем назначен законоучителем соборной церковно-приходской школы.

В мае 1917 года диакон Вячеслав был переведен в тюремную церковь города Рыбинска и возведен в сан священника, в котором прослужил чуть больше года. По-видимому, в этой церкви в период подавления Ярославского восстания в ночь на 10/23 августа 1918 года он был жестоко изранен, отчего вскоре скончался. Его похоронили на городском кладбище при церкви Святителя Тихона Задонского.

Священномученик Афанасий Кислов (1937)

Воскресенье, 23 августа 2020 года: что будет в храме?

Краткий рассказ о священномученике Афанасии слушайте на радио «Вера».

Родился в Псковской губернии в русской крестьянской семье. Родители его были бедны, работали по найму. В семье Кисловых было 3 детей: старший Афанасий и две девочки. В 4х летнем возрасте остался круглым сиротой. Всех троих взял на воспитание в свою семью приходской священник Иосиф, который растил приемных детей так же, как и своих: Афанасия определил на учебу в народной училище, а сестер его выдал замуж. В 16 лет Афанасий уехал на заработки в Петербург и устроился писарем при торговой конторе.

В семье отца Иосифа подрастала дочь Анна, моложе Афанасия на 8 лет. Детство Афанасия и Анны проходило в одном доме. В возрасте 20 лет она собралась замуж: назначили день свадьбы, сшили свадебное платье. Но Афанасий Григорьевич, выехав из Петербурга, нашел Анну Иосифовну в и стал усердно просить ее руки. Анна Иосифовна согласилась…Афанасий Григорьевич и Анна Иосифовна повенчались в 1908 году и Бог благословил их 4-мя мальчиками и 5-ю девочками.

Воскресенье, 23 августа 2020 года: что будет в храме?

Вскоре после венчания Афанасий Григорьевич принимает решение посвятить жизнь служению Церкви. Два года он учился на псаломщика и затем был назначен псаломщиком к Успенской церкви с. Яслуйжи (Айзкалне) Прейлисского уезда Витебской губернии (ныне - Латвия).

В 1910 г. Преосвященный Серафим (Мещеряков), епископ Полоцкий и Витебский, рукоположил Афанасия в сан диакона.

Читать житие полностью

Как известно, в Синодальный период Русской Православной Церкви в священный сан посвящали при наличии у ставленника специального образования. Хиротония отца Афанасия, не имеющего такового, свидетельствует о его особых качествах, глубокой вере и достаточном уровне самообразования. По свидетельству детей отца Афанасия, он стал священником благодаря высокому примеру протоиерея Иосифа Никановича, своего тестя, и его родни.

Во священники отец Афанасий был рукоположен в 1924 году в Витебске епископом Иннокентием (Летяевым) и назначен настоятелем церкви с. Рудня Витебской епархии.

В Белоруссии обновленцами был учрежден так называемый «Белорусский Святейший Синод», решением которого в декабре 1926 года была открыта самостоятельная Полоцко-Себежская епархия с кафедрой епископа в г. Полоцке и собственным епархиальным управлением. В состав этой обновленческой епархии территориально входил и приход с. Рудня, где служил отец Афанасий. Обновленцами было предпринято несколько попыток созыва съезда епархиального духовенства. О. Афанасий на этот съезд не явился – его фамилия в списке участников съезда не значится. Характеристикой отношения о. Афанасия к обновленчеству служит также следующий факт. Когда к нему на приход приехал обновленческий архиерей Михаил Свидерский, отец Афанасий не открыл ему двери в церковь, сколько ни стучали в дверь его сопровождающие. Тогда Михаил Свидерский пошел к нему домой, но и здесь двери для него были закрыты... Когда же в приход приезжал архиерей тихоновской ориентации, его встречали «по высшему разряду». Стол накрывался особыми столовыми приборами, лучшими из возможных яств.

Гонения на Церковь продолжались. Церкви и имущество облагались налогами. В 1927 году Рудненскую церковь обложили непомерно большим налогом. В случае его неуплаты священника ожидал арест. Семья жила в постоянном страхе. Тянулись из последних сил, продавали даже и самое необходимое, принимали от людей любую помощь, сами голодали. Однако твердая уверенность о. Афанасия, что все происходит по воле Божией, покрывала скорби, давала силы жить. Незыблемый авторитет родителей, жизнь под началом их глубоко православного мировоззрения хранили мир в семье Кисловых; дети любили родителей, друг друга и пронесли эти отношения через всю свою жизнь.

Только двое из детей Кисловых погибли на войне. Остальные благословлены Богом особым долголетием. Все они пережили эпоху советской власти в разных городах Беларуси и Латвии в тесном общении.

В 1929 г. на Крещение Господне о. Афанасий вместе с прихожанами совершил выход «на Иордань» для совершения чина великого освящения воды. О молебне на реке Ловати сразу стало известно властям. Немедленно в Рудню явилась опергруппа, батюшку арестовали и препроводили в следственный изолятор райцентра Межи. В течение месяца он находился под арестом. Ему «повезло» – следственное дело на него не было заведено. Но в застенках СИЗО батюшку страшно били. Домой отец Афанасий вернулся полумертвым, однако, поправившись, снова поспешил совершать богослужения

В 1930 году церковь обложили еще большим налогом. Прихожане существенной помощи оказать более не могли. Батюшка стал предпринимать самые разные попытки найти средства для покрытия налогов. Он специально ездил к родной сестре одолжить деньги, однако нужную сумму набрать не смог. Со дня на день в семье ожидали сотрудников НКВД.

В ожидании ареста потянулись долгие голодные дни. В случае ареста о. Афанасия Анна Иосифовна с детьми оставалась без кормильца. К этому времени в семье подрастало уже 9 детей.

На семейном совете было решено вернуться на родину Кисловых, на Псковщину. Перемена места жительства могла предотвратить неминуемый арест и давала надежду найти способы к продолжению существования семьи.

В 1930 г. Кисловы переехали. Батюшке удалось зарегистрироваться священником Никольской церкви с. Прихабы Себежского района. Церковь была большая, трехпрестольная, в ней, вопреки тяжелейшим историческим катаклизмам, сохранилось множество древних икон, ценные богослужебные сосуды и облачения всех цветов.

О. Афанасий стал совершать богослужения, поселился он с семьей в д. Смагино, в километре от церкви. На клиросе пела и читала одна монахиня. Она же была и звонарем, и сторожем. Матушка Анна Иосифовна очень любила церковь и богослужение, но для нее участвовать в нем было опасно, да и семейные хлопоты были немалые. Батюшка благословил ей печь просфоры. Когда матушка их выпекала, в доме все замирало. Все знали, что совершается особое, святое дело; старшие дети помогали. Благоговению к святыне и страху Божию старшие Кисловы приучали своих детей сызмальства.

Насколько было возможно по обстоятельствам того времени, о. Афанасий продолжал приходскую деятельность. Крестил он на дому, где для этого была припасена старинная купель. Ввиду отсутствия крестных, батюшка часто благословлял свою дочь Таисию в восприемницы крещаемых. На лошади тайно ездил на требы по приходу по просьбам прихожан.

О. Афанасий особенно любил Рождество Христово и рождественские службы. От Рождественского поста в семье освобождались только самые маленькие. Рождественскую службу проводили ночью, как и полагается по Уставу. Все шли в церковь; дома оставалась только старшая дочь, которая накрывала на стол. По окончании праздничного богослужения о. Афанасий служил дома молебен. После окончания его и величания Рожденному Богомладенцу садились за стол и разговлялись. Отец был любим детьми, авторитет его был непререкаем, но «не за страх, а за любовь». Желая услужить отцу, дети наперегонки бежали, например, «помыть папины калоши». Каждого батюшка благословлял отдельной иконкой, которая устанавливалась в домашнем иконостасе и по утрам дети прикладывались к «своим» иконам. Отцовские благословенные иконы хранятся в семьях детей Кисловых, как семейные реликвии.

Батюшка сам учил своих детей Закону Божию и молитвам. Дети рассаживались рядком на русской печке, учили молитвы, пели богослужебные песнопения. Часто дома при участии детей совершалось подобие всенощного бдения. У о.Афанасия был хороший баритон, он любил петь и читать вслух детям Евангелие. Он был всегда спокойным, уравновешенным, никогда не повышал тон. Внешне был высоким, крепкого телосложения и той особой внешности, в которой всегда и везде угадывается носитель священного сана.

Дом Кисловых состоял из 2-х половин: на одной жила семья, а вторая безраздельно принадлежала батюшке. Сюда без разрешения не входили. Здесь находилась большая старинная икона Божией Матери в резном киоте, и батюшка подолгу молился перед ней. В это время батюшку беспокоить было не принято.

В 1935 году на Пасху о. Афанасия арестовали прямо в храме, во время богослужения. В течение 2-х недель он находился под арестом «для выяснения каких-то обстоятельств». Его отпустили без оформления «дела». О. Афанасий после этого ареста снова вернулся домой полуживым. Он молчал, ничего не рассказывал, и только однажды у него вырвалось, что он сидел в камере вместе с уголовниками, которые садились на него верхом и заставляли его по очереди на себе возить. Но духом батюшка оставался крепок и, поправившись, снова вернулся к Престолу Божию.

Жить легально священнику к концу 30-х г. было опасно. Родные и близкие не раз предлагали и просили о. Афанасия скрыться, но он всегда отвечал им так: «Иисус Христос страдал, и я пойду страдать за Него...». Дети о. Афанасия вспоминают, что их отец давал понять, что знает, какой смертью он умрет.

Семья жила в те годы впроголодь. Батюшке предложили перейти служить в церковь районного города Себеж, там было бы больше и денег, и продуктов, но Анна Иосифовна просила батюшку остаться в Прихабах. Она говорила: «Если тебя арестуют, кто нам там поможет? Я пойду с детьми по миру. А здесь – меня люди знают, помогут»... Так оно впоследствии и было.

В Прихабском храме батюшка прослужил 7 лет. Всего в священном сане о. Афанасий служил Святой Церкви 27 лет.

Ночью 13 августа 1937 г. о. Афанасия арестовали. В доме произвели обыск, перевернули все вверх дном. Забрали церковные книги, в том числе и семейные реликвии: старинную Библию, Евангелие в серебряном окладе, большой серебряный крест, деньги. Дети при обыске плакали, особенно младшие. Анны Иосифовны на момент ареста не оказалось дома. Матушка уехала в область, в г. Калинин, добиваться возврата земли под огород, который был у них конфискован. Батюшку вывели на улицу. В 50 метрах от дома ждал автомобиль. Дети побежали следом. О. Афанасий попрощался с детьми, благословил каждого из них, и его увезли в Себеж. Больше они отца не видели. На следующий день матушка собрала передачу и послала в тюрьму райцентра старшего сына Леонида. Но о. Афанасия уже не было там. Его увезли в г. Калинин. Никаких вестей с тех пор ни от него, ни от следственных органов на запросы семьи не приходило.

Следователь по делу о. Афанасия за день до ареста, 12 августа 1937 г., допросил 4 лжесвидетелей из числа крестьян Прихабского прихода. Все они под давлением следствия дали показания на батюшку о его якобы антисоветской деятельности.

Единственный допрос о. Афанасия состоялся 13 августа 1937 г. после ночного ареста. На все возводимые на него следствием обвинения в антисоветской деятельности о. Афанасий отвечал отрицательно. Он говорил, что служил Богу и людям, против властей, Богом поставленных, не шел, людей учил евангельским истинам, отнюдь не касаясь политики: «Нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1).

Особая тройка при УНКВД СССР по Калининской обл. обвинила Кислова Афанасия Григорьевича в том, что он «систематически вел контрреволюционную агитацию против соввласти и колхозного строительства, ...распространял провокационные слухи о войне и гибели соввласти», и постановила приговорить его по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу.

23 августа 1937 года о. Афанасия Кислова расстреляли в застенках внутренней тюрьмы НКВД г. Твери. Сведений о месте его захоронения не имеется.

Семья Кисловых осталась в Прихабах. Трое старших детей в поисках работы уехали кто куда. Жизнь стала невыносимой. Как и предполагала Анна Иосифовна, пришлось ей «ходить по миру, собирать кусочки хлеба, чтобы хоть чуть-чуть накормить шестерых малых детей. Она была готова на любую работу, но ее не брали. Из школы детей выгоняли за то, что их отец был священником. Под гитару со сцены учительница пения исполняла специально сочиненные ею частушки «О попе Афанасии», в которых батюшка зло высмеивался. Детей унижали, высмеивали, дразнили. Дома дети плакали, мать утешала – они-то ведь знали, каким был их отец!»

Дети о.Афанасия были способными, хорошо учились, но им занижали отметки и позорили их. Но они выросли, приобрели специальности. Матушка Анна Иосифовна прожила до 86 лет, окруженная заботами, теплом и вниманием. Погребена на монастырском кладбище Свято-Духовой Пустыни в Латвии.

В течение многих лет семья Кисловых слала запросы в разные инстанции, пытаясь выяснить судьбу главы семейства, надеясь, что о. Афанасий жив. И только в 1970 году стало известно, что его расстреляли вскоре после ареста в 1937 году.

Свернуть

Традиции праздника

Издревле в Православной Церкви существует традиция совершать соборные памяти Святых, объединенных либо по роду служения (Соборы Святых праотец, Всех преподобных, в подвиге просиявших), либо по месту рождения, подвигов и кончины (Собор Всех русских Святых, Собор Московских святых). Такие праздники объединяют не только святых, но и людей, почитающих их.

Древнейшими из таких соборов, установленными в нашей Церкви, стали празднования Киево-Печерским преподобным и Собору Российских чудотворцев. На Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 годов было возобновлено торжественное празднование Всем Святым, в земле Российской просиявшим.

С 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла установлено общецерковное празднование Собора Валаамских Святых. В синодике монастыря сегодня поминается 101 имя пострадавших и репрессированных монахов в годы гонений на веру, а сохранились документы и собраны факты только о восьми новомучениках.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 18, стихи 23-35

Читать отрывок

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; 26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: "государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу". 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: "отдай мне, что должен". 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: "потерпи на мне, и всё отдам тебе". 30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: "злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Свернуть

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Апостольское чтение:

Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 9, стихи 2-12

Читать отрывок

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе. 3 Вот мое защищение против осуждающих меня. 4 Или мы не имеем власти есть и пить? 5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? 6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать? 7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? 8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? 9 Ибо в Моисеевом законе написано: "не заграждай рта у вола молотящего". О волах ли печется Бог? 10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. 11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? 12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

Свернуть

Комментирует священник Стефан (Домусчи)


Богослужение: смысл и особенности

Церковнославянский язык, действия священнослужителей, православные песнопения – на первый взгляд все это кажется очень непонятным и сложным. От этого порой и скучным. Но все может быть иначе, если постараться понять богослужение. Сегодня мы предлагаем вам прочесть текст о том, почему литургия – общее дело.

Смотрите также все выпуски материалов “Литургия с пояснением”


Архимандрит Кирилл (Павлов): «Может ли человек раздражительный и мстительный быть в Царстве Божием, которое есть царство любви, мира и радости о Духе Святе? Достойно ли сострадания и милосердия Отца Небесного сердце жестокое и безжалостное к своему брату? Кто преследует гневом и мщением других, не заслуживает ли сам отмщения и гнева Божия? Суд без милости не оказавшему милости… (Иак.2:13), – нам нужно это и помнить, и исполнять. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим.12:21), – тогда и Господь помилует тебя не только в этом веке, но и в будущей жизни. Ибо только милостивые помилованы будут. Аминь.»

Редакция журнала «Фома» желает вам доброго воскресного дня в храме!

1
0
Сохранить
Поделиться: