Неделя о блудном сыне, воскресенье, 16 февраля 2025 года: что будет в храме?

Воскресенье 16 февраля Церковь называет Неделей о блудном сыне. С нее начинается вторая подготовительная седмица к Великому посту (на церковнославянском языке воскресенье называется Неделей, а неделя — седмицей). Традиционно на 16 февраля приходится попразднство Сретения Господня и память праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Самый известный русский святой, которого мы чествуем в это воскресенье — равноапостольный Николай Японский. По церковным меркам его можно назвать нашим современником, поскольку он жил немногим более 100 лет назад.

Также 16 февраля мы чествуем пророка Азарию, благоверного князя Романа Угличского, святителей Симеона, епископа Полоцкого и Тверского, и Игнатия Мариупольского, мучеников Папия, Диодора и Клавдиана, Адриана и Еввула, Власия Кесарийского. Собор святых Пермской митрополии вспоминает Церковь в этот воскресный день.

Память священномучеников Иоанна Томилова, Тимофея Изотова, Адриана Троицкого, Василия Залесского, преподобномученика Владимира (Загребы) и мученика Михаила Агаева совершается 16 февраля.

Воскресенье, 16 февраля 2025 года, попразднство Сретения Господня, Неделя о блудном сыне

Три воскресенья перед Великим постом называют подготовительными, и 16 февраля начинается второе из них. Во время воскресного богослужения читается отрывок из Евангелия от Луки — притча о блудном сыне, которую рассказал Иисус Христос. Поэтому это воскресенье называют Неделей о блудном сыне.

Притча рассказывает об отце двух сыновей. Один из них, младший, попросил отдать его долю из имения отца и, получив ее, ушел в далекую страну жить по своей воле. Живя распутно, он вскоре расточил полученное богатство. Тогда он вспомнил родной дом и решил вернуться, чтобы покаяться перед отцом и стать хотя бы его наемным работником. Однако тот, завидев сына издалека, побежал навстречу, чтобы обнять и поцеловать его. Затем велел слугам дать сыну лучшие одежды, а на обед заколоть откормленного теленка. Возвращаясь с поля, старший сын удивился веселью в доме отца. Слуга объяснил ему, что отец очень радуется возвращению младшего сына. Тогда старший напомнил отцу, что сам много лет исправно служил, но ему отец не дал даже козленка, чтобы повеселиться с друзьями. На что отец ответил: Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Притча о блудном сыне напоминает о том, что Господь готов простить грехи при условии истинного покаяния со стороны человека, а радость Божия по поводу покаяния грешника подобна радости чадолюбивого отца, к которому вернулся его непутевый сын.

Особенности православного богослужения

Тропарь воскресный, глас 1

Камени запечатану от иудей/ и воином стрегущим Пречистое Тело Твое,/ воскресл еси тридневный, Спасе,/ даруяй мирови жизнь./ Сего ради силы небесныя вопияху Ти, Жизнодавче:/ слава воскресению Твоему, Христе,/ слава Царствию Твоему,// слава смотрению Твоему, едине Человеколюбче.

Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава Промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»

Кондак Недели о блудном сыне, глас 3

Отеческия славы Твоея удалихся безумно,/ в злых расточив еже ми предал еси богатство./ Темже Ти блуднаго глас приношу:/ согреших пред Тобою Отче щедрый,/ приими мя кающася,// и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих.

Перевод: От отеческой славы Твоей удалившись безумно, я расточил в пороках данное мне Тобой богатство. Потому вопль блудного сына обращаю к Тебе: «Согрешил я пред Тобою, Отче милосердный, прими меня, кающегося, и поступи со мной, как с одним из наемников Твоих!»

Тропарь Сретения Господня, глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ просвещаяй сущия во тьме./ Веселися и ты, старче праведный,/ приемый во объятия Свободителя душ наших,// дарующаго нам воскресение.

Перевод: Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Кондак Сретения Господня, глас 1

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/ и руце Симеоне благословивый,/ якоже подобаше, предварив,/ и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/ но умири во бранех жительство// и укрепи люди, ихже возлюбил еси, едине Человеколюбче.

Перевод: Утробу Девы освятив рождением Твоим и руки Симеона благословив, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец.

Стихиры

На великой вечерне (часть всенощного бдения, которое совершается в субботу вечером) Недели о блудном сыне поются стихиры, поясняющие евангельское чтение воскресного дня, глас 1:

В безгрешную страну и животную вверихся, / посеяв грех, серпом пожав класы лености, / и рукоятием связав деяний моих снопы, / яже и постлах не на гумне покаяния: / но молю Тя, превечнаго делателя нашего Бога, / ветром Твоего любоблагоутробия развей плеву дел моих, / и пшеницу даждь души моей оставление, / в небесную Твою затворяя мя житницу, и спаси мя.

Перевод: В безгрешную и жизни полную страну я был введен, / но, посеяв грех, серпом пожал колосья нерадения, / и снопов — деяний моих — груды собрал, / которыми и устлал гумно — но не для покаяния! / Но прошу Тебя, Предвечного, Земледельца нашего, Бога, / ветром Твоего благосердия / развей мякину дел моих / и пшеницу подай душе моей — прощение, / в небесную Твою житницу затворяя меня, / и спаси меня.

Познаим братие, таинства силу, / от греха бо ко отеческому дому востекшаго блуднаго сына / преблагий отец предустрет лобзает, / и паки своея славы познание дарует: / и таинственное вышним совершает веселие, / закалая тельца упитаннаго, / да мы достойно сожительствуем, / заклавшему же человеколюбному Отцу и славному заколению, / Спасу душ наших.

Перевод: Познаем, братия, таинства силу, / ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына / преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает / и вновь познание своей славы дарует; / и таинственное для горних Сил совершает веселие, / закалывая тельца упитанного, / дабы мы достойно проводили жизнь / с Заклавшим — человеколюбивым Отцом, / и славною Жертвою — Спасителем душ наших.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, глас 2:

О коликих благ окаянный себе лиших! / О какова Царствия отпадох страстный аз! / Богатство изнурив, еже приях заповедь преступих. / Увы мне, страстная душе! / Огню вечному прочее осудишися. / Темже прежде конца возопий Христу Богу / яко блуднаго приими мя сына, Боже, и помилуй мя.

Перевод: О сколь великих благ я, жалкий, самого себя лишил! / От какого Царства я отпал, несчастный! / Богатство расточив, которое получил, заповедь преступил. / Увы мне, бедная душа! / Огню вечному ты впредь повинна. / Потому прежде конца воззови Христу Богу: / «Как блудного сына прими меня, Боже, / и помилуй меня!»

Псалом 136. «На реках Вавилонских»

Богослужебной особенностью Недели о блудном сыне является пение на утрени по время полиелея (часть всенощного бдения, следующая за великой вечерней) 136-го псалма «На реках Вавилонских». Это один из самых проникновенных и печальных поэтических текстов Псалтири. Он был написан в память о Вавилонском пленении евреев и выражает скорбь и тоску израильтян, насильно уведенных в плен после разрушения Иерусалима в 586 году до н. э. войсками царя Навуходоносора II.

Это песнопение звучит в храме, начиная с Недели о блудном сыне, а потом поется и в два последующих воскресенья.

Седален, в котором автор сравнивает себя с героем притчи о блудном сыне

Также на всенощном бдении звучит проникновенный седален, в котором автор сравнивает себя с героем притчи о блудном сыне и уповает на милосердие Небесного Отца:

Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взирая щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою.

Перевод: Объятия отцовские раскрыть мне поспеши: блудно растратил я мою жизнь, безучастно смотря на неисчерпаемое богатство милостей Твоих, Спаситель! Не презри теперь моего обнищавшего сердца. Ибо Тебе, Господи, в умилении кричу: согрешил я, Отец, против неба и пред Тобою.

Вторая подготовительная седмица завершится 22 февраля. Этот день называется Вселенской родительской субботой. За богослужением 22 февраля будут молиться о всех усопших православных христианах, а особенно о людях, умерших насильственной или неестественной смертью и о не получивших обычного отпевания. Это одно из поминальных богослужений, которое совершается лишь несколько раз в году.

Чтение Евангелия

Евангелие от Луки, глава 15, стихи 11–32

Комментирует священник Стефан (Домусчи)

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти.

Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Апостольское чтение

Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 6, стих 12–20

Комментирует священник Дмитрий Барицкий

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.

Разве не знаете, что тела́ ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.

А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою.

Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии.

Традиции праздника

Седмица (совр. — неделя), следующая за Неделей (совр. — воскресенье) о блудном сыне не является сплошной — пост в среду и пятницу не отменяется. Это последняя неделя, когда еще разрешается есть мясо.

День памяти святых

Равноапостольный Николай Японский (1 августа 1836 — 16 февраля 3 февраля 1912)

Неделя о блудном сыне, воскресенье, 16 февраля 2025 года: что будет в храме?
Святитель Николай Японский

Рассказ о просветителе Японии читайте в нашем материале «Житие православного самурая».

Благоверный князь Роман Углический (1235–1285)

Неделя о блудном сыне, воскресенье, 16 февраля 2025 года: что будет в храме?
Святые Димитрий и Роман Угличские. 17 в. Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей

Слушайте рассказ о мудром, кротком и милосердном князе на радио «Вера».

Святитель Симеон, епископ Полоцкий и Тверской (1289)

Неделя о блудном сыне, воскресенье, 16 февраля 2025 года: что будет в храме?
Святой Симеон Полоцкий

Краткое житие епископа Симеона, происходившего из рода князей Полоцких, слушайте на радио «Вера».

Святитель Игнатий Мариупольский, митрополит (1786)

Неделя о блудном сыне, воскресенье, 16 февраля 2025 года: что будет в храме?
Святой Игнатий

Благодаря святителю Игнатию стало возможным переселение православных христиан из мусульманского Крыма и основание города Мариуполя. В 1778 году он обратился к русскому правительству с прошением перехода в русское подданство, на что Екатерина II дала согласие. 23 апреля 1778 владыка Игнатий после литургии в пещерном храме Свято-Успенского скита призвал всех верных христиан готовиться к исходу. В июне около 30 000 человек покинули Крым. Татары не посмели им помешать, ибо исход «прикрывал» Александр Суворов.

ЧИТАТЬ ЖИТИЕ

Будущий святой родился в Греции, принял постриг на Афоне, был рукоположен в священника, затем в епископа и в 1769 году возглавил епархию в Тавриде. В то время Крым еще не был присоединен к Российской империи, им управляли крымско-татарские ханы-мусульмане. Православным жителям приходилось постоянно жить под угрозой расправы. Благодаря ходатайству владыки состоялось их переселение в земли неподалеку от Бахчисарая. На русском берегу Азовского моря греки основали город и назвали его Мариуполь, «город Марии», в честь Царицы Небесной. Теперь, став русскими подданными, они могли беспрепятственно исповедовать свою веру. Но вскоре святителя стали обвинять во всех бытовых трудностях житья на новом месте. В ответ на эти упреки он ушел из города и поселился в каменной келии, где и преставился ко Господу, а тело его было погребено в первом мариупольском храме — во имя святого Харалампия. В 1936 году храм был разрушен, а гроб с телом святого — вскрыт. Тогда обнаружили нетленные мощи святого.

Свернуть

Собор святых Пермской митрополии

Неделя о блудном сыне, воскресенье, 16 февраля 2025 года: что будет в храме?

Празднование прославленных святых Пермской земли Церковь установила 10 лет назад. В состав собора вошли почти 100 священномучеников, преподобномучеников и мучеников. Почти все они пострадали в годы гонений на Церковь.

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Василий Залесский (1887–1938)

Неделя о блудном сыне, воскресенье, 16 февраля 2025 года: что будет в храме?
Священномученик Василий Залесский. fond.ru

Он не боялся открыто почитать священномученика архиепископа Митрофана Астраханского, расстрелянного в 1919 году. До своего ареста в 1927 священномученик Василий совершал крестные ходы к могиле архиепископа Митрофана.

Слушайте житие священномученика Василия на радио «Вера».

Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!

0
16
Сохранить
Поделиться: