Воскресенье, 26 января 2025 года: что будет в храме?
Воскресенье 26 января мы еще называем Неделей по Богоявлении, поскольку Церковь продолжает праздновать Крещение Господне и особо выделять событие в богослужении. Также 26 января Церковь вспоминает мучеников Ермила, Стратоника и Петра Авессаломита, преподобных Иакова Низибийского, Максима Кавсокаливита, Иринарха Ростовского и Елиазара Анзерского.
Воскресенье, 26 января 2025 года, попразднство Богоявления
В Неделю тридцать первую по Пятидесятнице мы продолжаем праздновать Крещение Господне — евангельское событие, когда Христос пришел на берег реки Иордан и был крещен пророком Иоанном Предтечей.
Подробнее о Богоявлении читайте в наших материалах:
Особенности православного богослужения
Во время вечернего богослужения, а также утром на 3-м и 6-м часах и на литургии прозвучат тропари и кондаки воскресного дня и праздника Богоявления, а также мучеников Ермила и Стратоника. В тех храмах, где особо почитается память преподобного Иринарха Ростовского, вместо песнопений в честь мучеников можно будет услышать молитвословия, посвященные этому святому:
Тропарь воскресный, глас 6
Ангельския силы на гробе Твоем,/ и стрегущии омертвеша,/ и стояше Мария во гробе,/ ищущи Пречистаго Тела Твоего./ Пленил еси ад, не искусився от него;/ сретил еси Деву, Даруяй живот.// Воскресый из мертвых, Господи, слава Тебе.
Перевод: Ангельские Силы — при гробе Твоем, и охранявшие его омертвели, а Мария стояла в гробнице и искала пречистое тело Твое. Ты опустошил ад, не потерпев от него, Ты встретил Деву, Дарующий жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!
Кондак воскресный, глас 6
Живоначальною дланию/ умершия от мрачных удолий/Жизнодавец, воскресив всех, Христос Бог,/ воскресение подаде человеческому роду:/ есть бо всех Спаситель,// Воскресение и Живот, и Бог всех.
Перевод: Живоначальною Своею дланию из мрачных глубин всех умерших воскресив, Податель жизни Христос Бог, воскресение даровал человеческой природе, ибо Он — Спаситель всех, Воскресение и Жизнь и Бог всего!
Тропарь Крещения Господня, глас 1
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/Троическое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся, Христе Боже,// и мир просвещей, слава Тебе.
Перевод: При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!
Кондак Крещения Господня, глас 4
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет неприступный.
Перевод: Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!»
Тропарь мученикам Ермилу и Стратонику, глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имущее бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.
Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.
Кондак мученикам Ермилу и Стратонику, глас 2
От мирския молвы избегосте и к тихому пристанищу преставистеся,/ мученичества кровьми и постничества трудами венчаеми./ Темже и показастеся мучеников и преподобных единовсельницы.
Перевод: Мирской суеты избежали и тихого пристанища достигли, мученической кровью и трудами постничества увенчанные. Потому и поселились вместе с мучениками и преподобными.
Тропарь преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому, глас 4
Яко мученика добропроизвольна/ и преподобных удобрение,/ звезду Ростовскую,/ в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго/ и чудес благодать от Него приемшаго,/ Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим/ и, к нему припадающе, умильно глаголем:/ отче преподобне, моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Перевод: Как мученика добровольного и преподобных украшение, звезду Ростовскую, в затворе, цепях и веригах Господу угодившего и чудес благодать от Него получившего, Иринарха удивительного в хвалебных песнопениях почтим и коленопреклоненно в сокрушении к нему воззовем: «Отче преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших».
Кондак преподобному Иринарху, затворнику Ростовскому, глас 2
Волнений множество жестоким житием преходя,/ изгнание, затвор и узы железныя претерпел еси мужески, Иринарше терпеливодушне,/ нам оставль образ злострадания и терпения твоего,/ озаряя чудес блистаньми с верою приходящих к честному гробу твоему,/ у негоже, яко почесть победную, вериги твоя тяжкие видим,/ от нихже подаеши исцеления недужным./ Сего ради зовем ти:// радуйся, Иринарше, отче предивный.
Перевод: Сквозь многие бури в суровой жизни проходя, изгнание, затвор и железные цепи претерпел ты мужественно, твердый душой Иринарх, оставив нам пример твоих мучений и терпения, озаряя сиянием чудес с верой приходящих к почитаемому гробу твоему, у него же, как награду победы, вериги твои тяжелые видим, от них же подаешь исцеления больным. Потому взываем к тебе: «Радуйся, Иринарх, отче удивительный».
Поскольку Церковь продолжает праздновать Святое Богоявление, во время вечернего богослужения хор будет петь праздничные стихиры. Ближе к концу службы, перед великим славословием, прозвучат следующие песнопения попразднства Богоявления.
Песнопения попразднства Богоявления
Приидите, и мы в чувстве сердца притецем, вернии, к струям Иорданским и, Христа видевше, плотию крещаема от Иоанна Предтечи, ныне с ним славословяще, Тому возопиим: благословен, явлейся Боже наш, слава Тебе.
Перевод: Придите, верные, и мы, с чувством сердца, поспешим к потокам Иорданским и, увидев Христа, крещаемого плотью от Иоанна Предтечи, ныне вместе с ним, воспевая, воззовём: благословен Ты, явившийся, Боже наш, слава Тебе.
Иессеев ныне прозябе жезл, Божественный Кивот и манны Приятелище, из Негоже произыде Цвет жизни Нетленный: Егоже Иордан убоявся, и Иоанн рукою прикоснувся Христу, зовяше: благословен, явлейся Боже наш, слава Тебе.
Перевод: Иессеев жезл ныне пророс, Божественный Ковчег и Хранилище манны, из которого вышел Нетленный Цвет жизни. Перед Ним устрашился Иордан, и Иоанн, рукой прикасаясь ко Христу, восклицал: благословен Ты, явившийся, Боже наш, слава Тебе.
Воспойте песни, Небесныя силы, пойте, человецы, и радуйтеся согласно: се бо Владыка, Отчее сияние,/ грядет к струям Иорданским, да крестится от раба. Людие, воззовем: благословен, явлейся Боже наш, слава Тебе.
Перевод: Пойте песни, небесные силы, пойте, люди, и радуйтесь единодушно! Вот Владыка, сияние Отчее, идет к потокам Иорданским, чтобы креститься от раба. Люди, воззовем: благословен Ты, явившийся, Боже наш, слава Тебе.
Днесь всяка тварь просвещается, днесь всячeская веселятся, Небесная вкупе и земная, Ангели и человецы смешаются, идеже бо Царево пришествие, и чин приходит. Тецем убо на Иoрдан и видим вси Иоанна: како крещает Верх Нерукотворенный и Безгрешный? Темже, апостольский глас припевающе, согласно возопием: явися благодать Божия спасительная всем человеком, озаряющи и подающи верным велию милость.
Перевод: В сей день творение просвещается, в сей день все веселится, вместе небесное и земное, Ангелы и люди соединяются, ибо где пришествие Царя, там и порядок приходит. Поспешим же на Иордан и увидим все Иоанна: как он погружает Главу Нерукотворную и Безгрешную. Потому, апостольское слово воспевая, согласно воззовем: «Явилась благодать Божия, спасительная всем людям, озаряющая верных и подающая великую милость!»
Чтение Евангелия
Чтение недели по Богоявлении:
Евангелие от Матфея, глава 4, стихи 12–17
Комментирует священник Стефан Домусчи
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Рядовые воскресные чтения:
Евангелие от Луки, глава 18, стихи 35–43
Комментирует священник Стефан Домусчи
Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
Если совершается служба преподобного Иринарха, то вместо рядовых чтений читаются следующие отрывки из Священного Писания:
Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17–23
Комментирует священник Павел Великанов
И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Апостольское чтение
Чтение недели по Богоявлении:
Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 4, стихи 7–13
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
Рядовые воскресные чтения:
Первое послание апостола Павла к Тимофею, глава 1, стихи 15–17
Комментирует священник Антоний Борисов
Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
Если совершается служба преподобного Иринарха, то вместо рядовых чтений читаются следующие отрывки из Священного Писания:
Послание апостола Павла к Галатам, глава 5, стихи 22 — глава 6, стих 2
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
День памяти святых
Мученики Ермил, диакон и Стратонúк (около 315)

Краткий рассказ о друзьях-христианах слушайте на радио «Вера».
Преподобный Иаков, епископ Низибийский (350)
Святой Иаков был сыном грузинского князя, но с юности избрал путь отшельника. Слушайте рассказ о преподобном Иакове на радио «Вера».
Преподобный Иринарх, затворник Ростовский (1616)

Подвижник послал ополчению Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского свое благословение и крест. Слушайте житие святого Иринарха на радио «Вера».
Преподобный Елеазар Анзерский (1656)

solovki-monastyr.ru
Среди учеников преподобного Елеазара был иеромонах Никита, будущий Патриарх Никон. Слушайте житие подвижника на радио «Вера».
Преподобный Максим Кавсокаливит (около 1365)

Максим Кавсокаливит
azbyka.ru
Чтобы скрыть свои молитвенные и постнические подвиги и избежать славы, преподобный Максим много лет вел себя как юродивый.
Святой Максим жил в Византийской империи. В 17 лет он принял монашество. Подвизался под руководством нескольких пустынных отцов чрезвычайно строгой жизни. Затем поселился в Константинополе, при Влахернском храме Пресвятой Богородицы.
На Афоне преподобного объявили прельстившимся. Для большего утверждения общей молвы о своем юродстве святой Максим не заводил постоянного жилища, переходил с места на место как помешанный, сжигая свои каливы — травяные шалаши («кавсокаливит» значит «сжигающий каливы»).
Когда на Афон прибыл преподобный Григорий Синаит, проводивший жизнь в умной (Иисусовой) молитве, он встретился с преподобным Максимом и, пораженный беседой с ним, стал называть преподобного Максима не иначе как земным Ангелом. Преподобный Григорий упросил святого Максима оставить юродство и пребывать на одном месте, чтобы другие могли почерпать из его духовного опыта.
Зная о его даре прозорливости, византийские императоры посещали преподобного и поражались исполнению пророчеств. Только перед кончиной святой Максим оставил свое уединение и поселился близ Лавры преподобного Афанасия, где и предал Господу свою душу в возрасте 95 лет. Как при жизни, так и по смерти преподобный Максим был прославлен многими чудесами.
Редакция «Фомы» желает вам радости воскресного дня в храме!