Наш приезд на Валаам совпал с престольным праздником. У причала теснились большие белые теплоходы, сновали по берегу многочисленные паломники. Монастырской братии было не до журналистов. Предоставленные самим себе, мы бродили по лесным тропинкам и время от времени присоединялись к какой-нибудь из паломнических групп, чтобы послушать удивительные истории из жизни обители.
Северный Афон
Монастырские предания сохранили рассказ о том, как апостол Андрей Первозванный, направляясь из Киева в Новгород, достиг Ладожского озера, а затем и Валаама, «крестя повсюду и поставляя по всем местам кресты каменные». А в X веке на острове поселились монахи Сергий и Герман и основали здесь святую обитель.
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_0551-700x467.jpg)
Не раз ее разоряли воинственные соседи-шведы, уничтожая монастырские святыни и книги. А в 1611 году обитель была полностью разрушена, настоятель и братия зверски убиты, а на развалинах шведы построили свои укрепления. На долгие сто лет иноческая жизнь на Валааме прервалась. Возрождение обители началось лишь в 1715 году, когда Швеция, потерпев поражение в Северной войне, потеряла контроль над этими землями. А наивысший расцвет монастыря пришелся на середину XIX века, когда его настоятелем был игумен Дамаскин. Это было время высочайшего духовного подъема. Именно тогда в разных частях Валаама появились скиты, храмы, часовни.
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_0369-700x467.jpg)
После революции монастырь остался на территории независимой Финляндии и благополучно просуществовал до 1940 года. Но когда после советско-финской войны остров отошел к Советскому Союзу, его покинули практически все, кто там находился. А вскоре там появились новые поселенцы - курсанты школы боцманов ВМФ. Монастырские гостиницы приспособили под казармы, а остальные постройки - под учебные корпуса.
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_0580-700x467.jpg)
Но уже в сентябре 1941 года Валаам заняли финские войска. Три года здесь был их укрепрайон, а потом на освобожденный остров прибыли девушки из тылового подразделения, и был организован совхоз, снабжавший фронт молочными продуктами. А с 1952 Валаам на тридцать лет стал пристанищем для инвалидов войны, которых поселили здесь в спец-интеpнате.
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_0391-700x467.jpg)
За это время было разрушено почти все, что создавалось веками. Спасо-Преображенский собор лишился своих уникальных росписей, в нижнем храме устроили овощехранилище, алтарь Успенской церкви стал магазином, Воскресенский скит отдали под турбазу… Последняя из уцелевших деревянных часовен, Покровская, сгорела уже в 1982 году.
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_1083-700x467.jpg)
И только 14 декабря 1989 года на остров снова высадились монахи, и в истории монастыря началась новая глава.
Итальянский сыр и православная молитва
Излюбленный маршрут местных гидов проходит через монастырскую ферму. Они с увлечением рассказывают о секретах сыроварения и о пастухе Алеше, который на своей дудочке исполнял «Болеро» Равеля. Правда, поговорить с отцом Агапием, главным человеком на ферме, нам не удалось – он ждал высоких гостей. Но он дал нам экскурсовода из послушников.
До 1917 года на Валааме было около 30 производств, в том числе небольшие заводы - смоляной, свечной, кожевенный, гончарный, кирпичный. Была конюшня, была молочная ферма. Монастырь не только себя обеспечивал всем необходимым, но и продавал свою продукцию на материке.
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_0276-700x467.jpg)
Здешняя ферма действительно уникальна. Построили ее в 1881 году. Паровая машина подавала воду на все этажи дома, где жила братия, и на скотный двор; с её помощью взбивали масло, мололи муку из картофеля и резали солому для животных. Но после 1940 года, когда монахи покинули остров, монастырское хозяйство превратилось в руины.
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_0138-700x467.jpg)
Ферму начали восстанавливать только в 2014 году – сначала нужно было восстановить скиты, храмы и часовни. За два года все здания и помещения привели в порядок и оснастили современным оборудованием: все процессы ухода за животными – раздача корма, поилки, дойка, уборка помещений – максимально автоматизированы.
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_0282-700x467.jpg)
Ферма по-прежнему обеспечивает монастырь молоком, маслом, сметаной, кефиром. Но настоящую славу монахам-фермерам принес знаменитый валаамский сыр.
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_0150-700x467.jpg)
Его здесь варят по итальянским технологиям - постигать секреты сыроварения монахи ездили в Италию.
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_0179-700x467.jpg)
На Валааме делают знаменитые итальянские сыры: качотту, рикотту, моцареллу. А еще фирменный сыр Монастико - по оригинальной рецептуре, разработанной итальянскими сыроделами специально для валаамских монахов.
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_0195-700x467.jpg)
Монахи говорят, что главный секрет успеха изготовления сыров, как и любого дела - молитва, смирение и послушание.
Смоленский скит. Вечная память
До Смоленского скита мы добрались незадолго до вечерней службы. Скитоначальник отец Давид – он по совместительству еще и регент монастырского хора - торопился на службу, но все-таки уделил нам несколько минут.
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_0808-700x467.jpg)
Валаамский монастырь – единственный, где уже более 100 лет молятся о павших в Первую мировую войну. Эта традиция прерывалась лишь на то время, когда монастырь был закрыт. Сегодня здесь вновь каждый день молятся о погибших воинах. Именно для этого великий князь Николай Николаевич Романов и основал скит в честь Смоленской иконы Божией Матери - покровительницы воинов: 12 старцев-схимников денно и нощно должны были читать Псалтирь, поминая всех, погибших на фронтах Первой мировой.
Место для скита выбрали на полуострове Бобылек, где еще при игумене Дамаскине была построена Смоленская часовня.
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_0791-700x467.jpg)
Храм был освящен в 1917 году. Он стал последним, возведенным в Российской империи.
Когда в 1940 году валаамские монахи бежали в Финляндию, старые синодики были утрачены. А в середине 1960-х храм Смоленского скита местные жители пытались разобрать его на кирпичи.
Но в 2005 году традиция чтения Псалтири возродилась. Сегодня монахи поминают имена 74 тысяч солдат и офицеров Первой мировой и имена мирных ленинградцев, погибших в блокаду – по книге «Блокада. 1941 - 1944 Ленинград».
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_0704-700x467.jpg)
А паломники несут записки с именами погибших близких – «афганцев», «чеченцев», «ангольцев», а с недавнего времени еще и «сирийцев».
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_0754-700x467.jpg)
Отец Давид рассказывает: «Храм во имя Смоленской иконы Божией Матери - памятник воинской доблести.
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_0839-700x467.jpg)
Там на иконостасе евангельские слова: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». А в воинском уставе российской армии сказано, что воин, исполняя долг, должен быть готов пожертвовать даже самой своей жизнью».
Музыка на грядках
Но Валаам – это не только монастырь и скиты, монахи, трудники и паломники. Это еще и «местные». В разное время волею судеб оказались они на острове - кто по заданию Родины, кто по зову сердца, а кто-то здесь родился и вырос. Сейчас они постепенно разъезжаются с острова.
Быть может, гуляя по лесным валаамским тропинкам, вы встретите хрупкую женщину со скрипкой и услышите, как она играет. Это Елена Николаевна Груздева, школьный учитель, музыкант, руководитель детского ансамбля «ВалАнс», лауреат многочисленных конкурсов, автор и исполнитель песен. Она из тех, кто смог, несмотря на все сложности прижиться на острове.
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_1052-700x467.jpg)
Мы встретились с Еленой Николаевной в монастырском саду – теперь она вместе со своей мамой Татьяной Владимировной ухаживает здесь за помидорами и огурцами. А когда выдается свободная минутка, играет для паломников на скрипке.
Окончив в 1987 году Петрозаводское отделение Ленинградской консерватории, она отказалась от распределения в симфонический оркестр и приехала сюда учить детей музыке. Мы сидим на скамейке рядом с теплицей. Елена вспоминает:
«Мне как молодому специалисту дали комнатку на первом этаже зимней гостиницы. Был солнечный день, но там был полумрак, пришлось включить свет. По стенам текла вода. Я говорю: “Не буду здесь жить.” — “Интересно, - отвечают, - мы для вас комнату приготовили, ремонт сделали...” — “Но вы же видите — влажность”. — “И что? Многие у нас так живут.” — “Но у меня же четыре скрипки! Они расклеятся”. — “А, скрипки… Ну, тогда ждите, дадим другую комнату”».
![Один день на Валааме: монастырь, сыр и музыка на грядках](https://media.foma.ru/2019/08/IMG_1060-700x467.jpg)
Елена помнит, каким был Валаам 25 лет назад - без церковной службы, без колокольного звона, без молитвы. Помнит, как появились первые монахи, как остров стал преображаться.
«Мы ждали их приезда 13 декабря, – рассказывает она, – даже в бухту спустились. Но начался сильный шторм, к ночи мы решили, что уже никто не приедет, и разошлись. А они все-таки приплыли. Я тогда купила две буханки белого хлеба и понесла им. На Валааме пекли совершенно необыкновенный хлеб - огромного размера, такой ароматный, душистый. Поднялась на второй этаж, дверь открыл иеромонах Серафим, первый из батюшек, с кем я познакомилась. Увидев меня, он театральным жестом закрыл лицо рукой и с улыбкой воскликнул: “Искушение!” Я так и не поняла: искушение — это я или хлеб».
«Я стала первой монастырской уборщицей, - продолжает Елена. - Мыла полы в трапезной, в просфорной. Полы каменные, а вода ледяная – декабрь же на дворе. Мне и первой швеей пришлось быть. Как-то отец Варсонофий принес ткань и говорит: “Надо сшить занавеску, отделяющую алтарь от храма”. Я испугалась: “Батюшка, я не умею.” — “А кого мне еще просить?” Начала строчить вкривь-вкось, распарывать, опять шить. Потом еще пришлось шить покровцы к Рождеству и Пасхе, пока меня, неумеху, не заменили профессионалы».
Тридцать лет пролетели как один день. Елена Николаевна учила детей музыке, работала в местном доме культуры, вместе со школьным ансамблем объехали полстраны, побывала за рубежом. Здесь она вышла замуж, здесь родила детей, здесь их крестили в монастырском храме.
А в пасхальную первомайскую ночь 2016 года здание зимней гостиницы сгорело. Сгорела и школа. После этого пожара ее уже не восстановили, да и учить в ней уже некого - детей на острове практически не осталось. Елена Николаевна с мужем лишились и жилья, и работы.
Елена берет в руки гитару, и в монастырской теплице среди огурцов и помидоров звучат пронзительные слова песни:
Я болью лечусь от различных недугов,
от праздных затей, нищеты равнодушья,
от скорых друзей, тех, что прячутся в угол,
от низких страстей, от наживы удушья.
Валаам, июль 2019 года
За возможность побывать на Валааме выражаем благодарность Фонду Андрея Первозванного и ЗАО «Борисфен».
При подготовке статьи использовались материалы, опубликованные на сайте valaam.ru, а также на личной страничке Елены и Сергея Груздевых «В Контакте».