Война из-за Миры? - Православный журнал «Фома»
Война из-за Миры?

Война из-за Миры?

Виталий Каплан о скандале вокруг саратовского священника

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Код для вставки
Код скопирован
Война из-за Миры?

Православная общественность бурно обсуждает сейчас скандал вокруг саратовского священника Андрея Евстигнеева, который при крещении ребенка назвал его имя «жидовским», был за это по жалобе родителей наказан архиереем — на два месяца запрещен в священнослужении — а теперь вдобавок ему грозит обвинение по 282-й статье Уголовного кодекса РФ.

Мне эта история представляется совершенно омерзительной, пахнет от нее каким-то тридцать седьмым годом. Причем, когда я говорю «эта история», то имею в виду не только случившиеся в Саратове события, но и их медийный отзвук, и полемику в сети. Казалось бы, мелкий инцидент, никого не убили, не зарезали, не взорвали — но сколько выплеснулось всякого-разного, сколько взаимного осуждения, злобы. Словом, абсолютно нехристианский подход у вполне вроде бы воцерковленных людей.

Итак, что, собственно, произошло? 7 октября в Саратовскую епархию от гражданки Евгении Козновой поступила жалоба на священника Андрея Евстигнеева, которого попросили окрестить трехлетнюю девочку, племянницу Козновой. Во время беседы перед Таинством Крещения священник сказал, что имя девочки, Мира, жидовское, и хотя родители вовсе не настаивали, чтобы ребенка крестили с именем Мира, а хотели дать ей христианское имя Манефа, отец Андрей заявил, что в Православии нет практики двойных имен. Родственники девочки возмутились, увидев в словах батюшки антисемитизм. История умалчивает, состоялось ли вообще это крещение, но дальнейшие события развивались стремительно. Сперва жалоба в епархию и незамедлительная реакция: митрополит Саратовский и Вольский Лонгин вызвал к себе отца Андрея, и когда тот подтвердил факт, запретил его в священническом служении сроком на два месяца.

Тут, казалось бы, и следовало поставить точку, но родители девочки Миры распалились не на шутку. Сперва они слили всю эту историю в СМИ, затем подали заявление в Следственный комитет РФ, прося возбудить против отца Андрея Евстигнеева уголовное дело по статье 282. Пока неизвестно, будет ли дело возбуждено. При этом отец Андрей публично (по телевидению) извинился перед пострадавшими, но его извинения никакого эффекта не возымели.

Высказываться обо всем этом нелегко: слишком велик риск впасть в грех осуждения, причем осудить и тех, и других. А не высказываться — значит, загонять болезнь вглубь, что тоже чревато. Поэтому прошу прощения за напоминание азбучной истины: христианство призывает осуждать грех, но не грешника. Грех надо называть грехом, но человека, совершившего грех, надо любить и прощать. Другое дело, что прощать получается не у всех и не всегда — что здесь проявилось очень ярко.

Война из-за Миры?

Итак, начну с оценки высказываний отца Андрея. Употребление слова «жидовское» в наше время — это действительно проявление антисемитизма, это действительно оскорбляет людей — причем вовсе не только этнических евреев, но и всех тех, кому отвратительно издевательства над кем-либо по национальному признаку. И последующие заверения отца Андрея, что он никого не хотел оскорбить, его ссылки на фамилию писателя Андре Жида, на употребление слова «жидовин» в церковнославянской Библии представляются мне лукавством. Исторически сложилось так, что слово «жид» в современном русском языке является оскорбительным. И неважно, что в церковнославянском оно не несет негативных коннотаций, неважно, какова фамилия французского писателя, неважно, что сотни лет назад в западных областях России это слово было вполне нейтральным синонимом «еврея». Да, всё так, но мы живем в XXI веке, а не в XVII, мы говорим на русском, а не на церковнославянском, и отец Андрей беседовал с родственниками девочки по-русски. Могу поверить, что слово это вырвалось у него непроизвольно, но не верю, что он сейчас искренен, утверждая, будто слово «жид» не является оскорбительным.

И возмущение родственников девочки можно понять. То, что они обратились в епархию, совершенно правильно. Может ли священник допускать антисемитские высказывания? Наносит ли он тем самым вред и душам приходящих к нему людей, и всей Церкви? Это решать епархиальному архиерею, и владыка Лонгин решение принял. Абсолютно, на мой взгляд, правильное. Двух месяцев вполне достаточно, чтобы батюшка осознал свой грех, покаялся и более уже не совершал бы такого.

Но этого нашим «униженным и оскорбленным» показалось мало. Сперва они подключают СМИ — и СМИ дружно начинают оттаптываться на священнике, всячески раздувая его вину, передергивая факты (например, утверждая, что он назвал «жидовским» имеющееся в святцах имя Манефа). То есть опозорили человека на всю страну, и никто, конечно, не подумал, что вместе с ним пострадали его родные и близкие, его духовные чада. Никто не поинтересовался, а что это вообще за человек, священник Андрей Евстигнеев. Хотя несложно было узнать, что по образованию он медик, что активно занимается борьбой с наркоманией и пьянством, окормляет заключенных. Коллеги-журналисты, вот скажите, даже независимо от ваших религиозных взглядов — вы уверены, что таких людей надо топтать? Вы действительно считаете, что произнесенное им слово «жид» перечеркивает все позитивное, что этот священник делает?

Но мало того. Подключением прессы не ограничилось, подано заявление в Следственный комитет, против священника хотят возбудить дело по 282-й статье, предусматривающей тюремный срок. Да, чисто формально, по закону, обиженные родители Миры имеют право на такое решение. А по совести?

А по совести — это та самая «жестоковыйность», которую, как мы знаем из Евангелия, постоянно обличал Спаситель. Люди ставят свою обиду превыше всего, они готовы что угодно использовать ради мести. Жалоба в епархию, пресса, Следственный комитет.... остается надеяться, что хотя бы киллеров не подключат...

И конечно, когда клокочут эмоции, тогда отключаются мозги. Ведь можно же было подумать о последствиях. А последствия очевидны.

Во-первых, дурной пример заразителен, то есть теперь кому-то еще придет в голову вымещать обиду на священника, используя правовые механизмы — которые в наших реалиях нередко становятся бесчеловечными инструментами уничтожения.

Священники теперь будут бояться прихожан? Не понравишься чем-то — и донесут на тебя! По сути, получается ровно то же, что и с ювенальной юстицией, когда детей призывают стучать на родителей в органы. Да, бывают семейные конфликты, да, бывает недостойное поведение священников. Да, дети не должны быть бесправными, да, прихожане не должны быть беззащитными. Но есть вещи, которые абсолютно недопустимы. Например, нельзя стучать на родителей. Есть в русском языке такое сленговое, малоприличное, но очень точное слово: «западло».

Так вот, если ты христианин — западло вымещать обиду на священника, апеллируя к городовому. Уж во всяком случае, если речь не идет о предотвращении тяжкого уголовного преступления. Стоит признать поступок саратовских заявителей нормой — и завтра любой священнослужитель окажется «под боем». Как это повлияет на отношения пастырей и паствы? Возможна ли станет искренность, возможно ли станет взаимное доверие? И как священники станут защищаться от опасных прихожан? Не грозят ли им ответные иски?

Во-вторых, сейчас возрастет внутрицерковный антисемитизм. Да, есть в нашей Церкви такая болезнь. Последнее время она пошла на спад, с началом 90-х не сравнить. Но все может вернуться, если обиженные евреи начнут гвоздить обидчиков из всех возможных калибров. Однако некоторые люди ничему не учатся и все время подливают масла в огонь. Уже видно по откликам в блогах и форумах, как начинается антисемитская вакханалия. Мол, продавшаяся «жидам» церковная иерархия прессует истинно верующего священника. Дальше будет только больше — потому что язв в церковной жизни более чем достаточно, и кто-то же должен быть виноват? А всем известно, кто виноват, если в кране нет воды. И вот вместо того, чтобы не расчесывать болячку, сейчас ее сладострастно ковыряют. Потом будут удивляться, а что это она все не проходит и не проходит?

И в-третьих, можно же было подумать, что если отца Андрея действительно посадят по 282-й статье, то из него многие тут же начнут лепить страдальца, «умученного жидами». И вовсе не факт, что у батюшки хватит мудрости и стойкости не повестись на это, не вообразить себя и в самом деле героем, вставшим за святую правду, не оказаться знаменем очередного раскола.

Похоже, обо всем этом оскорбленные заявители не подумали. Но нам, читающим и обсуждающим это, думать просто необходимо. По сути, перед нами — провокация. Чья провокация — не столь важно. Может, за ней стоят какие-то люди, какие-то круги. А может, никто за ней не стоит, кроме врага рода человеческого, умело использующего нашу мстительность, глупость, жестокость и равнодушие.

Давайте не поддадимся!

Фото Елены Сысоевой (На фото семья, не имеющая отношения к описываемому случаю)

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 голосов, средняя: 3,50 из 5)
Загрузка...
1 ноября 2013
Поделиться:

  • Юрий Куцко
    Юрий Куцко10 лет назадОтветить

    Добрый день !
    Я человек невоцерквленный, но стараюсь придерживаться православной морали ...
    Я на пальцах, по-рабочекрестьянски --
    если ты доверяешь РПЦ (соблюдаешь обряды и т.п.), то какого ... поперся в Мир правду искать ?

  • Мария Юрьевна Громова
    Мария Юрьевна Громова10 лет назадОтветить

    Очередь подошла. Сначала - учителей перестали уважать, потом - врачей... Граждане, вы не в курсе, какой отчётностью у нас принято обременять несущих разумное, доброе, вечное?

  • Василий
    Василий10 лет назадОтветить

    Согласен с автором статьи. Действительно, в данной ситуации все хороши.
    А двойные имена - это на самом деле нормально и практикуется при крещении. Например, Светлана - Фотинья, Лилия - Лия.

  • кирилл нищименко
    кирилл нищименко10 лет назадОтветить

    В общем, прецедент создан! Вперед, товарищи! ура.

  • кирилл нищименко
    кирилл нищименко10 лет назадОтветить

    "Священники теперь будут бояться прихожан? Не понравишься чем-то — и донесут на тебя! " Поверьте, в медицине уже давно действует такой принцип. Пациент считает, что ему оказывают не медицинскую помощь, а услугу. Следовательно клиент всегда прав. Чуть что не понравилось- подаем в суд, пишем жалобы с требованием наказать и уволить злодея. А есть ещё огромная армия юристов, которым "не западло" получить свой процент с выигранного процесса о халатном отношении людей в белых халатах. Приходится защищаться любыми доступными средствами. Лечение превращается в сплошную бюрократию: информированное согласие на осмотр, на лечение на пребывание в стационаре, отдельно на операцию, на инъекцию. при чем все эти документы могут оказаться недействительными, если в суде пациент заявляет, что ему ни чего не разъяснили, ввели в заблуждение и обманом заставили поставить подпись, а он был не согласен с планом лечения и лучше знал, как ему лечиться. Всё это интересно, но ужасает то, что потребительское отношение распространяется и на Церковь. Раньше я считал, что эти вещи несовместимы. Патологическое мнение, что "я вам плачу и вы мне обязаны предоставить все в лучшем виде" не должно применяться к церковной жизни.
    Меня удивил документ РПЦЗ о том, как должен вести себя священнослужитель в интернете и, в частности, в соц сетях.Много там интересных пунктов, но один из них меня поразил до глубины души. Мне стало жаль людей, живущих в так называемых, развитых странах. Так вот, Священнослужитель обязан, если он планирует видеосъемку во время службы, взять письменное согласие прихожан на то, чтобы они попали в кадр. А за всех несовершеннолетних- согласие с родителей или законных представителей. Кроме того, следует придерживаться строгих правил при проведении съёмки прихожан. Пример, на мой взгляд, очень показателен и перекликается данной ситуацией тем, как надо забыть о Благодати и соблюдать закон, чтоб выжить в современном мире более-менее спокойно.

  • кирилл нищименко
    кирилл нищименко10 лет назадОтветить

    Суд сейчас стал достаточно выгодным средством заработка. скажем полечился человек в больнице или родила женщина в роддоме или, например, заказал кто-то ремонт или фотосессию или маникюр, или в булке хлеба попался крысиный коготок, а после этого подаёт в суд, дескать мои права нарушены и попраны самым наглым образом, а моей психике нанесен такой непоправимый ущерб, что ей способны помочь разве что несколько миллионов. Всё это стало нормой в сфере услуг. Это смотрится омерзительно в медицине, когда врачи из последних сил бессонными ночами отрывая своё время от семьи спасают чью-то жизнь, а на него подают в суд за какую-нибудь мелочь. Но видеть такое в церкви- это уже какой-то апокалиптический предвестник. Если человек чувствует себя, действительно оскорбленным, обычно достаточно разговора по душам с обидчиком, высказывание в приватной беседе сути своего недовольства и ,в зависимости от степени взаимопонимания, дальнейшие действия. Здесь же характерно то, что, наступление начали сразу по всем фронтам(при чем один из фронтов- самый грязный- это СМИ. им только кинь кость, насобирают сплетен на несколько томов ), при чем избегая той самой приватной беседы, а на официальные извинения не последовало ни какой реакции. Это говорит о том, что им и не сильно-то и обидно, просто раз уж решили возместить свой невосполнимый моральный ущерб, надо идти до конца. Удивляет одно. Про любовь к ближнему, о прощении обид "якоже и мы оставляем должником нашим" здесь нет ни слова. С какой целью люди настроенные подобным образом, вообще решили переступить порог Церкви и попросить Крещения.Если хочешь стать чадом Церкви и носить имя православного Христианина, если хочешь стать наследником Царствия Божьего, нужно ... хотя чего уж там.... Я просто не понимаю, каким образом может уживаться в одной голове да ещё и переплетаться между собой такие противоположные и взаимоисключающие жизненные принципы. Настолько эти принципы из разных миров, что их нет смысла даже сравнивать.
    Мне жаль истцов.

  • кирилл нищименко
    кирилл нищименко10 лет назадОтветить

    Суд сейчас стал достаточно выгодным средством заработка. скажем полечился человек в больнице или родила женщина в роддоме или, например, заказал кто-то ремонт или фотосессию или маникюр, или в булке хлеба попался крысиный коготок, а после этого подаёт в суд, дескать мои права нарушены и попраны самым наглым образом, а моей психике нанесен такой непоправимый ущерб, что ей способны помочь разве что несколько миллионов. Всё это стало нормой в сфере услуг. Это смотрится омерзительно в медицине, когда врачи из последних сил бессонными ночами отрывая своё время от семьи спасают чью-то жизнь, а на него подают в суд за какую-нибудь мелочь. Но видеть такое в церкви- это уже какой-то апокалиптический предвестник. Если человек чувствует себя, действительно оскорбленным, обычно достаточно разговора по душам с обидчиком, высказывание в приватной беседе сути своего недовольства и ,в зависимости от степени взаимопонимания, дальнейшие действия. Здесь же характерно то, что, наступление начали сразу по всем фронтам(при чем один из фронтов- самый грязный- это СМИ. им только кинь кость, насобирают сплетен на несколько томов ), при чем избегая той самой приватной беседы, а на официальные извинения не последовало ни какой реакции. Это говорит о том, что им и не сильно-то и обидно, просто раз уж решили возместить свой невосполнимый моральный ущерб, надо идти до конца. Удивляет одно. Про любовь к ближнему, о прощении обид "якоже и мы оставляем должником нашим" здесь нет ни слова. С какой целью люди настроенные подобным образом, вообще решили переступить порог Церкви и попросить Крещения.Если хочешь стать чадом Церкви и носить имя православного Христианина, если хочешь стать наследником Царствия Божьего, нужно ... хотя чего уж там.... Я просто не понимаю, каким образом может уживаться в одной голове да ещё и переплетаться между собой такие противоположные и взаимоисключающие жизненные принципы. Настолько эти принципы из разных миров, что их нет смысла даже сравнивать.
    Мне жаль истцов.

  • Елена Иванова
    Елена Иванова10 лет назадОтветить

    А как же имя Полина, а крестят Аполлинария или Пелагея? И потом, худой мир лучше хорошей войны.

  • Vasily Mityurin
    Vasily Mityurin10 лет назадОтветить

    Он как девки из группы pussi riot извиняется, но вины не признает, а разве без покаяния может быть прощение? Разве не так ещё недавно свою позицию мотивировало рпц по отношению к смягчению приговора девушкам? Так что 282 от 3 до 10! Пусть на зоне про жидов рассказывает там своих найдёт!

  • Vasily Mityurin
    Vasily Mityurin10 лет назадОтветить

    А зачем многоуважаемый поп на груди носит распятого жида?

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь