«Великий пост — это не челлендж»: священник о том, как не потратить пост впустую – Православный журнал «Фома»
«Великий пост — это не челлендж»: священник о том, как не потратить пост впустую

«Великий пост — это не челлендж»: священник о том, как не потратить пост впустую

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Нужно ли ставить себе цели на Великий пост? Если да, то как это делать правильно? Такие вопросы «Фома» решил задать протоиерею Павлу Великанову.

Отец Павел, стоит ли верующему человеку ставить для себя какие-то цели на пост? Может быть, нужно составить чек-лист и следовать ему? Как это сделать правильно?

Давайте сразу оговоримся, что Великий пост — это не челлендж, его нельзя воспринимать как набор условий, которые нужно выполнить во что бы то ни стало. Мне кажется, писать себе четкий список целей на пост — далеко не универсальный способ прожить эти священные дни и приблизиться к Богу. Наверное, есть люди, которые могут свою жизнь «программировать» определенным способом, и для них этот чек-лист будет работать. Но таких — меньшинство.

Наступило время Великого поста. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Несколько раз в неделю на сайте foma.ru вас ждут вдохновляющие материалы к посту: учение Церкви о посте и покаянии, опыт святых и личный опыт современников, практические советы и разговор со священниками.

Далеко не все планируют свою жизнь, пытаясь упаковать в определенный объем времени много разных событий. Есть люди, которые живут в прямом смысле как Бог на душу положит. Это не значит, что они разгильдяи, которым ничего не нужно. У таких людей есть какое-то внутреннее чувство ритма жизни, приоритетности тех или иных событий. Едва ли для такого человека следование строгим правилам по дневнику Великого поста, который в последнее время стал очень популярным, будет продуктивным. Планы и цели — очень индивидуальные вещи. Пространства поста и молитвы — это пространства отношений между человеком и Богом, где Бог — вовсе не что-то абстрактное, а Тот, с кем мы общаемся, от Кого слышим определенные ответы и подсказки. Лично мне ближе, когда эти отношения выстраиваются не по заранее зафиксированному регламенту, а в каком-то более живом и непосредственном формате.

А как это выглядит на практике?

Приведу простой пример: как выстраиваются отношения между молодым человеком и девушкой? Они начинаются со знаков внимания, обретения чувства взаимности, общения, постепенного узнавания друг друга. Это все происходит в форме диалога, причем не только словесного, ведь и любой подарок, любая отправленная картинка или эмодзи — все это неотъемлемая часть общения. Невозможно представить, чтобы кто-то из них постоянно молчал. Это были бы уже не отношения, а разговор с самим собой.

Такое же происходит и в духовной жизни. Мы можем придумать себе определенный регламент наших отношений с Богом и зациклиться на его реализации. При этом сам регламент станет для нас гораздо важнее, чем реальные отношения. Это опасная ловушка, в которую надо постараться не попасть. Другое дело, когда мы стараемся услышать, есть ли какая-то реакция, ответ на наши усилия и, соответственно, корректируем свое поведение, исходя из этого ответа или его отсутствия. Это совершенно другая модель отношений с Богом, чем когда человек постоянно что-то выдает из себя по направлению к небу и не ожидает никакой обратной связи.

На эту тему у митрополита Сурожского Антония есть потрясающая история: один человек жаловался ему на свой духовный кризис. Он непрестанно совершал Иисусову молитву, но при этом не чувствовал ни поддержки, ни ответа со стороны Бога. В ответ владыка Антоний внезапно сказал: «А вы не думали, что вам нужно просто помолчать? Бог не собирается вас перекрикивать. Он достаточно деликатен для того, чтобы ждать, когда вы закончите и будете готовы Его слушать».

Так вот, когда человек приобретает этот навык взаимодействия с Богом, он может искренне, от сердца сказать: «Господь — мой тайм-менеджер, я не буду суетиться». Такой человек не пытается навязывать себе регламент молитвы, поста, каких-то мероприятий, которые сам и придумал. Он понимает, что Бог через разные обстоятельства, встречи, через то, что мы называем случайностями, постоянно нас «поправляет», и если что-то разрушается в этом регламенте — не страшно. А вот для того, кто привык жить только по расписанию, это трагедия и проблема.

Для человека, который живет по вере, такие «корректировки» планов не доставляют существенного дискомфорта. Он понимает, что Режиссер его жизни — Бог. Господь гораздо лучше выстроит и график, и все остальное, потому что Он исходит из любви. И Он — Премудр! Здесь другая модель поведения, в которой нет попытки ставить фиксированные цели — это может привести к прямо противоположному результату. Например, человек может перенапрячься и расстроится из-за того, что поставленные задачи не были достигнуты. Поэтому в плане поиска ответа на вопрос «как правильно построить свой пост?» я сторонник гармонизации, а не рационализации.

Вы вспомнили митрополита Сурожского Антония. У него есть такая мысль: «В пост нужно отказаться от того, что делает тебя хуже». Я могу неправильно ее понимать, но звучит как постановка цели. Это может быть и что-то примитивное на первый взгляд: например, не объедаться сладким...

Это совсем другое дело. Владыка Антоний говорит скорее о сверхцели, которая лаконично определена. Пост — это сознательное и свободное ограничение себя в том, что не является жизненно необходимым. Если без чего-то в принципе можно обойтись — лучше так и сделать. Без чего конкретно, это уже определяет сам человек — в зависимости от своего состояния, условий, качества жизни, здоровья и так далее. Если для человека не является жизненно необходимым употребление сладкого, то, конечно, нужно отказаться от этого.

Но ведь в Церкви уже есть вполне определенный регламент проведения поста. Разве сам человек должен определять, от чего ему отказываться?

Конечно, в Церкви есть определенный регламент и устав поста. Это необходимая «база», которую нужно соблюдать. Я же говорю скорее о тех вещах, которые остаются за ее пределами. Устав не может «залезть» в душу и вытащить те занозы, которые создают серьезные проблемы в отношениях между человеком и Богом. Сами по себе ни пост, ни молитва, ни какие-то правильные поступки не делают человека лучше. Устав поста — это инструментарий, которым мы должны научиться пользоваться, чтобы убрать препятствия на пути своего духовного развития.

Постараюсь объяснить подробнее. Можно соблюдать пост, ходить в храм, исповедоваться просто потому, что «так правильно». Пришел пост — нужно поститься. Это одна история. Другая — когда предписания поста становятся желанными средствами от избавления от того, что вас мучает.

В формальных границах постного устава даже в отношении еды остается большой диапазон. Например, понятие «строгий пост» для каждого человека будет разным. Для одного — это хлеб и вода, для другого — отказ от мясо-молочной продукции. У третьего может выражаться в том, что он отказывает себе в самом любимом, например в сладком. Сейчас много людей вообще не ест мясо — для них не проблема делать это и в пост, а ведь он требует от нас какого-то сверхусилия над собой. Как поститься человеку, который и так находится круглогодично в состоянии поста в плане, допустим, неупотребления какой-то пищи? Нужно найти в своей жизни излишество и — превратить в ресурс. Запросто может быть такое, что человек пристрастен к безобидным финикам и не может жить без них — а ведь этот продукт формально можно есть в любой день поста! Вот тут человек и должен определять сам, нужно ему это пристрастие в пост или нет. Лишение должно быть ощутимым, иначе не работает.

Подобными вопросами часто озадачиваются те, кто много лет постится по уставу. Для них пост уже не воспринимается как особый подвиг — они привыкли к этому ритму и укладу жизни настолько, что не замечают его. В такой ситуации человеку нужно серьезно задуматься над поиском ресурса, который направить для решения духовных проблем. Я обычно привожу в пример родителя, у которого хронически не хватает времени для общения с детьми. Он это осознает и хочет исправить, но сил недостает. Такой родитель может сознательно лишить себя ежедневного чтения новостей в Интернете и освободившееся время посвятить детям. Я считаю, что это и есть самый настоящий продуктивный пост. Человек нашел излишки, превратил их в ресурс и направил на решение проблемы, которую раньше не мог решить. Это некий алгоритм применения на практике того, о чем говорит Церковь в уставе.

То есть в пост все-таки можно ставить себе цели? Просто они не должны быть мелкими и формальными?

Да. Я сторонник того, чтобы ставить большие цели и не загонять себя в очень узкие рамки. Когда в пост мы себя ужимаем, не позволяем себе того, что раньше для нас было привычным, у нас появляется внутреннее напряжение, продуктивным результатом которого должно стать изменение. Мы начинаем лучше себя видеть, либо по-другому начинаем переживать отношения с Господом. В любом случае, это какая-то динамика и движение к Богу. Именно в этом я вижу сверхцель поста, которую и нужно себе поставить.

Как понять, что ты на правильном пути и отношения с Богом все-таки переходят на другой уровень? Как это выражается?

Я думаю, что это прежде всего выражается в укреплении веры. Не в плане какой-то декларативности, а, например, в обретении устойчивости в стрессовой ситуации. Например, когда происходят неприятности на работе, в личной жизни или где-либо еще — и при этом человек реагирует на это намного спокойнее, чем раньше. Это и есть укрепление веры и перевод отношений с Богом на новый уровень. Человек больше доверяет Богу и принимает эту данность, а не впадает в уныние, злость или смущение. Чем больше вера крепнет в человеке, тем легче он переносит подобные ситуации. Это и есть свидетельство того, что вера у человека растет. Любые плоды Духа, о которых говорит апостол Павел: любовь, радость, мир, кротость, благость, долготерпение, воздержание, милосердие — развитие этих качеств в душе человека свидетельствует о том, что он находится на правильном пути.

А человек может самостоятельно проанализировать такую динамику отношений с Богом? Или тут обязательно нужен «взгляд со стороны» — от священника?

Да, это идеальный вариант. Вообще, важно помнить, что наличие наставника, который может со стороны подсказать и помочь, очень важно. Поэтому любые подвиги, которые выходят за рамки привычного образа жизни, лучше корректировать со священником, духовником или с другим духовно опытным человеком, которому вы доверяете. Это позволит избежать крайностей, но только сам человек несет ответственность за те поступки, труды и подвиги, которые на себя берет.

Что делать, если такого священника рядом нет?

Да, такое действительно часто случается. Те же приходские батюшки не всех своих прихожан знают хорошо из-за большого их количества. Вот стандартный случай: подходит условная прихожанка и говорит: «Батюшка, у меня болит желудок, благословите мне Великим постом пить молоко». Первая мысль: конечно, разрешить! Но если бы священник знал глубже контекст этой просьбы, то понял бы, что дело вообще не в больном желудке. А в том, что у этого человека, допустим, болезненное пристрастие к йогуртам и он не мыслит себе и дня без этого разнообразия синтетических вкусов. И тут уже совсем другой разговор может быть. Поэтому, если священника нет или он вас плохо знает, остается опираться только на свою совесть, здравомыслие и помнить, что любые крайности к добру не приводят.

Подпишитесь на email-рассылку
Великий Пост вместе с «Фомой»

Несколько раз в неделю на протяжении Великого поста вам на почту будет приходить письмо с новым материалом.

В этом году у православных христиан Великий пост с 7 марта по 23 апреля. Мы предлагаем нашим читателям пройти его вместе с «Фомой». Несколько раз в неделю мы будем присылать вам письма с вдохновляющими материалами сайта foma.ru к посту: учение Церкви о посте и покаянии, опыт святых и личный опыт современников, практические советы и разговор со священниками.

Беседовал Кирилл Баглай

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (54 голосов, средняя: 4,89 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Марина Шакирова
    Марина Шакирова1 месяц назадОтветить

    "Господь - мой тайм-менеджер"... Как коротко и ëмко до боли в сердце.В масштабном, крупном - в пути к Нему, к обретению Его образа в себе, в постепенном исправления - не наши, Его сроки, тогда во благо. Главное, только за формой исполнения тех же постов, в мелких, вроде бы нужных делах, не растерять присутствие Его духа в себе. Трудиться, стараться честно на пользу себе,людям и тем самым во славу Его, чтобы не соблазняться путать собственную лень и нерадение с Его особым тайм-менеджментом в устройстве нашей жизни, наших достижениях и наших переменах. А то, что Господь действительно мой лучший тайм-менеджер не только в отношении поста, но в отношении важных для меня дел и результатов, я убедилась совсем недавно - 27 марта, 8 лет до этого страдая от прокрастинации, которая тоже была нужна (в том числе, для того, чтобы встретиться с "Фомой"). А в важном, в том, для чего мы Им задуманы, для реализации Его даров: творческих, интеллектуальных,...да много каких ещё способностей, все вовремя, все тогда, когда это нам на пользу, с учетом нашего свободного выбора думать, жить, взаимодействовать с другими... Спасибо Вам за эту прекрасную статью, за просто донесенную мудрость.
    PS:я, конечно, в свои почти 40 лет, я, вроде бы, не отношусь к категории молодежи, но меня нисколько не задели слова, вокруг которых развернулась дискуссия в комментариях. Они вполне уместны, логичны в канве рассуждений. А глубиной содержания статьи можно только восхититься.

  • Hola
    Hola1 месяц назадОтветить

    Михаил, ваша позиция походит на "дети курят за школой, ну и мы будем курить вместе с ними. А что такого, они же уже курят". Стыдно

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

      Это только лишь Ваш взгляд на мою позицию. В то время как апостол Павел говорит:

      19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
      20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
      21 для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона;
      22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.

      1-е послание Коринфянам 9 глава

  • Сергей
    Сергей2 месяца назадОтветить

    Все верно, ощущение отчета менеджера среднего звена. Надо что то думать уже и говорить на русском языке.

  • Hola
    Hola2 месяца назадОтветить

    Простые русские слова - челлендж, чек-лист, тайм-менеджер.....

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 месяца назадОтветить

      Интересно, какую Вы предложили бы исконно русскую альтернативу, при использовании которой сохранилась бы семантика высказывания.

      • Hola
        Hola1 месяц назадОтветить

        Написать статью так, чтобы не было нужды в таких словах. А то получается интересно - на православных сайтах есть статьи в защиту чистоты русского языка, а сами пишут статьи с использованием англицизмов

        • Кузнецов Михаил
          Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

          Во-первых, это изначально была бы совсем другая статья, поскольку, повторюсь, полноценной смысловой замены нет. Во-вторых, давайте не забывать и о том, что эти слова для большинства современных нам с Вами людей являются естественной частью их словаря, и с такими людьми тоже надо говорить о Христе. Ну и в-третьих, учитывая общеупотребительный характер упомянутых слов, нет никакого нарушения пресловутой "чистоты языка", поскольку с лингвистической точки зрения уместное использование заимствованных слов не является нарушением чистоты. В обратном случае нам пришлось бы отказаться от слов "литература", "журнал", "англицизм", "сайт", "евхаристия", "автомобиль", и вообще всего около двадцати процентов русской лексики. И от слов "лексика" и "процент" заодно.

          • Hola
            Hola1 месяц назад

            *Английское слово “челлендж” в прямом переводе на русский язык означает “вызов”* Великий пост - вызов для человека. Смогу/не смогу.
            Возможно для вас фраза "Господь — мой тайм-менеджер" является нормальной. А для меня упрощает и обедняет русский язык.
            Почему для большинства людей? для молодежи - да, возможно. А для человека средних лет вряд ли.

          • Кузнецов Михаил
            Кузнецов Михаил1 месяц назад

            В том то и дело, что слово challenge переводится как "вызов", а термин "челлендж" помимо основного переводного значения имеет еще и определенный смысловой оттенок, что-то вроде "вызов ради процесса, а не результата". Собственно, батюшка раскрывает эту особенность, отвечая на первый вопрос, говоря что делать упор на выполнение списка задач ошибочно. Для меня "Господь - тайм-менеджер" тоже выглядит более прогрессивно, чем я готов был бы принять, но повторюсь, мы должны доводить информацию до всех, и до молодежи тоже, как заповедовал апостол Павел, на понятном для каждой группы людей языке. Например, если хотите, я могу предложить Вам список материалов о Великом посте, которые написаны литературным языком, и не будут смущать Вас заимствованиями.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь