Павел КРЮЧКОВ

Заместитель главного редактора, заведующий отдела поэзии журнала «Новый мир».

Размышляя о творчестве нынешней гостьи «Строф», с которой мы — так уж получилось — издавна трудимся рядом (Татьяна — хранитель дома-музея Корнея Чуковского в Переделкине), вспоминаю ее доверительные слова о собственных стихах.

«…Они получаются сами, и я не понимаю, можно ли это называть поэзией или нельзя. Просто пишу и всё». В том же разговоре она поименовала свои поэтические сочинения «маленькими консервными баночками». «Время-то проходит, но я знаю, как мне вызвать, если захочется, то или иное воспоминание». Ну конечно же, через стихи.

В тишине. Поэзия Татьяны Князевой

И Таня любит их — и это ответно.

Она может возвращаться в «места и чувства».

Мое приглашение на эти страницы она встретила с некоторым удивлением. А я и не ведал о том, что издавна ждал встречи с автором, не связанным с каким бы то ни было «литературным процессом».

Все действительно оказалось рядом.

Авторские предисловия к ее поэтическим сборникам — художественные: одно про часы с разноцветными шестеренками, другое — про рыбака и куст шиповника. Славные.

«Строфы» — совместный проект журнала «Фома» и «Новый мир» о творчестве поэтов XX-XXI веков. Автор проекта: Павел Крючков.

В Интернете Татьяна Князева размещает свои произведения под именем Лиловая Клякса.

И это не детский сад, просто так сложилось.

Кстати, она увлечена многими искусствами именно с детства-отрочества: живопись и словесность, хореография и музыка. Прочитав в 15 лет по-английски брэдбериево «Вино из одуванчиков», Таня навсегда «присвоила» сей великий роман и его героя. «…Я узнала этого мальчика в самой себе. То, как он описывает мир, близко мне и сейчас».

«По дорожке под соснами прямо к реке. / Я — Дуг Сполдинг, я лето держу в кулаке! / Если пижма и жимолость, сныть и быльё, / Значит, есть на земле ещё что-то моё…» По названию этих стихов — «Ле-диез-то» — имя ее первой книжки. 

Я зачем-то сказал ей о знаке диез: мол, и поставила бы его. Татьяна мирно ответила, что книжка выходила не в нотном издательстве. А ставить решетку не хотелось.

В тишине. Поэзия Татьяны Князевой
Рисунок Анны Тененбаум

Липы

Липы цветут словно в детстве и там, по ту сторону. 
Сердце щекочут зелёным синичьим гомоном. 
Нитки травы в изумрудах и ветер чуть слаще. 
Третье июля и жаркое летнее дальше.

Липы ведут прямо в детство, туда, на ту сторону — 
Гладить собак и делить мандарины поровну.
Липы зовут на согретые солнцем качели 
В мир беззащитно-зелёный и рыже-вечерний.

Липы рисуют узорною тенью на крышах.
Липы растут в позапрошлое выше и выше. 
Где-то внизу, как щенок, на беспомощных лапах, 
Молча глотаю, глотаю, глотаю их запах.

Детское время

Зелёное стёклышко с вечным секретом — 
Закончилось детство, кончается лето,
Где нет ни часов, ни будильника нет, и 
Всё старше и старше ты с каждым рассветом.

Наверно, за то, что мы стали взрослей,
Нам крохою кажутся сто летних дней.
Нас жадное время совсем не щадит 
И лишней минуткою не наградит.

Но там, в нашей школе, всё так же неспешны 
Часы над доскою, и мне делом грешным 
Всё кажется — если повесить их дома,
То время пойдёт, как тогда — по-другому.

И вновь за окошком с открытой фрамугой 
Пронзительно пахнет асфальтом и югом, 
И время торопишь, и ждёшь переменки, 
И смотришь с тоской на ленивые стрелки.

					     2017

Гольфстрим

Гольфстрим затих. Ты вышел на подмостки. 
Весь мир завален рыжею листвой.
Как полосатой палкой с перекрёстка 
Берёзой машет ветер-постовой. 
Прозрачный воздух режут самолёты,
И синий шёлк расходится на швах.
Ты в этот мир вернулся для кого-то,
А бросился себя искать впотьмах.

				  2009

Дому

				Памяти Е. Ц. Ч.

Как мы спешим в беспокойном кружении лет: 
Заперли Дом и забыли на лестнице свет.
Все разошлись, а над садом горит и горит 
Белый квадратик окошка. Маяк. Магнит.

В битве с молчанием время скребёт в уголке, 
Тихо скрипит в кабинете потёртый паркет, 
Свет осторожной луны шелестит по стене, 
Старые книги неслышно вздыхают во сне.

Тёмный, пустой, молчаливый угрюмый Дом 
В лапах у сосен и с лужами у двери.
Он, словно дед, засыпает с большим трудом, 
Грузно ворочаясь в сырости снежных перин.

Но из-под снега растает клочок травы,
Солнце скользнёт по коре, как по шкуре слона, 
И улыбнутся ребятам резные львы 
В синей столовой, прогретой весной до дна.

Будут все окна гореть, но сейчас во мгле 
Светится только одно на огромной земле. 
В память ушедших людей и ушедших лет 
В нём в эту зимнюю ночь не погаснет свет.

					      2015

Метроном

А сердце — метроном в блокадном Ленинграде. 
Включи приёмник громче и слушай, как идёт 
Под ливнем гладких пуль и в чёрном снегопаде 
Толчков горячей крови холодный ровный счёт.

Боясь сойти с ума, борясь весь день с тревогой,
О нём я забываю, и только по ночам 
Он муторно, как сон, и горько, как изжога, 
Отщёлкивает в ухо: печаль, печаль, печаль.

И мир уже спешит, отшагивая в осень 
По чёрным тротуарам, где в лужах май погас.
Но ходики молчат. На циферблате восемь.
То ль восемь дня, то ль ночи, то ль восемь жизней в час.

А время паутиной на стрелки намоталось 
И ржавчиной цепочку и маятник грызёт.
Я разбираю стук в висках, и нам досталась 
Воздушная тревога. А там — как повезёт.

					   2010

В тишине

Деревья цветут так тихо, 
Что слышно, как ветви дышат, 
Как льётся луна по крыше,
По глиняной черепице.

Откроешь окно — и вспомнишь: 
Деревья цветут так тихо.
И ветер спешит на помощь 
Волне, что должна искриться.

Застенчиво, неторопливо, 
Пугаясь случайной птицы, 
Деревья цветут так тихо –
И вишни цветут, и сливы.

Закроешь глаза — и вихрь. 
Откроешь глаза — и время.
Но как терпеливо и тихо,
Как тихо цветут деревья.

			2021
0
19
Сохранить
Поделиться: