Вопрос читателя:

Здравствуйте, я недавно отрёкся. Несколько месяцев назад во мне пылала вера, и я старался общаться с Богом постоянно, старался читать молитвенное правило и иногда даже причащался и исповедовался, но тут пореже, врать не буду. Однако молился постоянно. Каждый день я просил Бога избавить меня от греховной привычки и от чувств к человеку, с которым у меня нет шансов, но чувства к которому мешали мне с духовным ростом. Однако Бог мне не помог, даже после долгих молитв. Я окончательно добил себя во вредной привычке, начал плевать на чувства других, начали развиваться суицидальные мысли — и вот недавно отрёкся. Изредка даже в этот плохой период я просил Бога, иногда грубо, чего раньше не было, но и с мольбой вытащить меня из всего этого, однако никакого ответа я не услышал. Какой смысл Богу закидывать меня испытаниями настолько, что бы я отрекался от Него и захотел уйти из жизни? Зачем мне вообще пытаться жить праведно, если на Страшном суде может выясниться, что я, хоть и был праведником, но не выдержал последнее испытание и, условно говоря, самоубился (или сделал что-то другое), из-за чего все мои старания обнуляются, и в итоге я пострадаю и на земле (ведь крест несут со страданиями), и после смерти, ибо «не справился»? В чём справедливость, если закоренелые грешники, которые просто жили очень неблагочестиво, но радовались (хоть в каком-то смысле) в земной жизни, так же попадут в ад, как и я? В чём эта самая «Божья справедливость»? Спасибо.

Тимофей

Ответ священника:

Дорогой Тимофей!

К сожалению, Ваше письмо недостаточно информативно, чтобы понять, что же произошло. Основное, о чем Вы не написали, — это о том, как была выстроена Ваша духовная жизнь, окормлялись ли Вы у священника нормально и регулярно, учились ли в целом выстраивать и внешнюю, и внутреннюю жизнь по христианским, наилучшим для человеческой души, принципам, или только молились Богу и просили Его о помощи, но при этом со своей стороны активных шагов по внутренней перестройке себя не делали.

Пишу ни в коем случае не в порядке обвинения или урока, а именно как факт. Например, если в спорте Вы будете сильно просить Бога помочь Вам поставить рекорд, но при этом не будете тренироваться или тренировки Ваши будут происходить время от времени, так, как Вы считаете нужным, а не так, как следовало бы по выработанной задолго до Вас системе — увы, рекорда Вы не поставите, а здоровье подорвать можете, потому что, например, одну группу мышц накачаете, а другую — нет, в итоге у Вас скелет может перекоситься, потому что мышцы будут не сбалансированно развиты и более сильные оттянут на себя какие-то суставы. Боюсь, что такой перекос у Вас вышел в духовной жизни: «старался читать молитвенное правило и иногда даже причащался и исповедовался, но тут пореже, врать не буду». Видите? Нет баланса, к сожалению.

Вы молодец, что пишете честно, но теперь, дорогой Тимофей, давайте Вы все-таки поищете священника, с которым определите, с чем внутри себя Вы станете работать в первую очередь, как будете молиться — и я имею в виду тут не только просьбы по конкретной ситуации, а регулярное молитвенное правило, которое будете совершать утром и вечером, — как часто исповедоваться и причащаться и так далее. От исповеди к исповеди Вы будете корректировать то, как Вы живете, и со временем начнете изучать свою веру, чтобы иметь о ней системное представление, а не нахватанные из разных мест отдельные мнения и факты. Тогда Вы сможете опираться и на свой опыт, и на духовный опыт своего наставника-священника, и на систему знаний, и уже можно будет о чем-то говорить.

Что касается чувств, возможно, лучшей стратегией было бы не столько молиться постоянно об этом (а значит, все время держать отношения в памяти), сколько переключить внимание на другое и дать себе время. Чем меньше Вы бы вспоминали о том человеке, тем легче было бы справиться с чувствами, потому что они бы начали слабеть и угасать. Переключаться надо на спорт, работу или учебу, какие-то другие дела, людей и так далее. Это работает, не сразу, но работает.

То, о чем Вы пишете, касается лично Вашего выбора: «Я окончательно добил себя во вредной привычке, начал плевать на чувства других, начали развиваться суицидальные мысли — и вот недавно отрёкся». Дорогой Тимофей, я понимаю, что Вам было тяжело… Но вообще-то это был Ваш выбор — плевать на других и подкармливать в себе суицидальные мысли. Тут, конечно, и лукавый мог постараться, но Вы зря на его уловки поддались (о них прекрасно писал Льюис в «Письмах Баламута», почитайте, отличная и полезная книга). А надо было — и надо сейчас — использовать против лукавого духовные средства — исповедоваться, причащаться, в Великий пост пособороваться и ни в коем случае на эти помыслы не поддаваться, а действовать нормально по-человечески и по-христиански: о себе заботиться, о других заботиться, жить и выстраивать свою жизнь. Это не Бог Вас закидывает испытаниями, дорогой Тимофей, это лукавый подбрасывает лукавые мысли — а Вы, будучи беззащитен, потому что не участвуете в Таинствах, не смогли им противостоять. Надо менять стратегию, чтобы быть защищенным.

Что касается остальных вопросов, они довольно теоретические. Речь вообще не о справедливости, а о любви, и о том, что в отношениях нет места предательству — и в отношениях между людьми, и в отношениях с Богом. И смысл в том, чтобы быть верным до конца, а если сложно, стараться действовать по-христиански и просить у Бога сил, но непременно действовать.

Бог в помощь, дорогой Тимофей!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
12
Сохранить
Поделиться: