Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднует Церковь 28 августа. В этот двунадесятый праздник чествуются сразу несколько икон Божией Матери, прославленных чудесами в различных местностях: София — Премудрость Божия (Новгородская), Ацкурская, Цилканская, Влахернская (Грузинская), «Успение» Киево-Печерская, Владимирская (Ростовская), Моздокская (Иверская), Гаенатская, Бахчисарайская (Крымская, Мариупольская), Галичская (Чухломская), «Успение» Овиновская, «Успение» Псково-Печерская, «Успение» (Семигородная), Тупичевская, Сурдегская, Пюхтицкая.
Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению», чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими рассказами о чудотворных иконах Богородицы, поминаемых Церковью 28 августа.
Среда, 28 августа 2024 года, Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Самый главный день в году, посвященный Божией Матери, — 28 августа, Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этому празднику предшествует Успенский пост. Он самый короткий, но по строгости не уступает Великому.
Подробнее о празднике Успения читайте в наших материалах:
Особенности православного богослужения
Из богослужебных особенностей стоит отметить отсутствие пения перед 9-й песней канона обычно исполняемой в этот момент всенощного бдения Песни Пресвятой Богородицы, иначе называемой «Честнейшую». Вместо этого на самой 9-й песне поются праздничные припевы. Припевы открываются славословием «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Девая восходит от земли на Небо».
Чин погребения Пресвятой Богородицы
В настоящее время во многих кафедральных и приходских храмах в сам день праздника или на второй или третий день после него совершают особый чин погребения Богоматери. Службу погребения Богоматери совершают по подобию службы утрени Великой Субботы. В начале утрени, после шестопсалмия и великой ектении (ряда молитвенных прошений, сопровождающихся пением «Господи, помилуй»), икона Успения или плащаница Богоматери выносится через царские врата на середину храма. Перед ней поются и читаются так называемые «Непорочны» — 17-я кафизма Псалтири с припевами. Затем духовенство удаляется в алтарь. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери и кадит ей. Затем плащаницу обносят крестным ходом вокруг храма и вновь полагают ее в центре. Произносятся ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).
Кондак Пресвятой Богородице в день Успения
В молитвах неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Перевод: В молитвах неусыпающую Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Ее как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Ее чрево вечно девственное.
Тропарь Пресвятой Богородице в день Успения
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Перевод: При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
Молитва Пресвятой Богородице в день Успения
О, Пресвятая Богородице Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел и всея твари Честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и славо, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых Кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная Наставнице, путешествующих легкое прохождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых Покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих Помощнице, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление! Тобою нам, Владычице, Невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: О Премилостивая и Пречудная Света умнаго Царице, рождшая Царя Христа, Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая, ангельский уме, светозарная звездо, святых Пресвятейшая, Владычице всех тварей, Боголепная Девице, Нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный Престоле Невидимаго Царя, небеный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище Живаго Бога, неизреченное составление плоти Христовы, гнездо Орла Небеснаго, Горлице Богогласная, Голубице кроткая, тихая и незлобивая, Мати чадолюбивая, милостей бездно, развергающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная Церкве Единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неисчерпаемыя благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы непоколебимый столпе, мечу ярости Божия на богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная Хранительнице и мира всего известное спасение!
О, Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице, Богородице, услыши нас, молящихся Тебе, и яви милость Твою на людей Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла и сохрани обитель нашу и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от всякия болезни и всякаго обстояния, да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиим умалятся раби Твои. Но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха во времени плоднаго приношения нам даруй. Облегчи, возстави и помилуй, Премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущия. Помяни рабы Твоя и не презри слез и воздыхания нашего, и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся, обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, Надеждо наша. Разсеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя вразуми, младенцы воспитай и прослави славящия Тя, изряднее же — Церковь Сына Твоего соблюди и сохрани в долготу дний.
О, Милостивая и Премилостивая Царице Небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатайством Твоим помилуй страну нашу и воинство ея и вся православныя христианы, сохраняющи их под кровом милости Твоея, ризою Твоею честною защити и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа, Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша. Спаси же и помилуй, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы и весь причет церковный, и весь монашеский чин, и вся правоверныя люди, поклоняющияся и молящияся пред честною Твоею иконою. Призри на всех нас призрением милостивнаго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде и на Страшнем Суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшияся во благочестии от жития сего рабы Твоя в вечней жизни со Ангелы и Архангелы и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего Бога предстанут, и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити и радости ангельския в Небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных, Ты наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих. Ты Молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему. Твоя Матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко Престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Тайн приступати дерзаем, аще и недостойнии. Темже всечестный образ Твой и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся, грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти Небесныя безконечныя жизни и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь.
Традиции праздника
В 2024 году праздник Успения приходится на среду, и несмотря на завершение Успенского поста, этот день остается постным.
Иконы Божией Матери:
София – Премудрость Божия (Новгородская)
Рассказ о чудотворной иконе слушайте на радио «Вера».
Ацкурская (I)
Предание гласит, что именно эту икону принес в Грузию апостол Андрей. Именуется она по названию селения Ацкури, где впервые была выстроена часовня в честь образа Богородицы. Икону несколько раз возвращали из персидского плена, ее почитали императоры и простые жители в течение веков. С 1952 года образ находится в государственном музее истории искусств Грузии.
Цилканская (IV)
Явление чудотворного образа относят ко времени жизни святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. В настоящее время святой образ находится в Цилканском храме в Карталинии.
Влахернская (Грузинская)
Среди списков Влахернской иконы Божией Матери, прославившихся в Грузии, известна икона из Квабтахевского монастыря. Обитель расположена юго-западнее Мцхета, на правой стороне реки Куры.
«Успение» Киево-Печерская (1073)
Одна из древнейших икон Руси, которую византийские строители Успенского собора в Киеве получили из рук Богородицы во Влахерне. Зодчие принесли чудотворный образ преподобным Антонию и Феодосию Печерским в 1073 году.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Успение» Киево-Печерской
О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, покрове и заступление, истинная Владычице избраннаго удела Твоего; приими нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим; да посетиши милостивно греховное житие наше, просвещающе его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьми многими, Твоею небесною радостию, и сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии во обители Печерстей, и зде без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлостех святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских, и едиными усты и сердцы воспоем Тя и Предвечнаго Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Всеблагим, Животворящим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь.
/roll]
Владимирская (Ростовская) (XII)
О чудесном явлении образа Богородицы рассказывается в житии иконописца Алипия Киево-Печерского. Именно эта икона является единственным достоверным и дошедшим до ХХ века произведением первого русского иконописца — преподобного Алипия.
Моздокская (Иверская) (XIII)
После 1917 года икона была утеряна.
Царица Тамара прислала список с афонской Иверской иконы новопросвященным православным осетинам. Спустя века по приказу Екатерины II осетины должны были переселиться с тех мест. Икону они взяли с собой, но по пути, недалеко от селения Моздок, произошло несколько откровений и чудес, в результате которых образ решили оставить на том месте, построив часовню. Со временем был воздвигнут храм. Образ почитали по всему Кавказу, причем не только православные, но и католики.
Молитва
О, Всемилостивая Госпоже Дево Богородице, услыши нас молящихся Тебе, и яви нам скорую милость Твою, Моли Сына Твоего избавитися нам от всякаго зла и сохрани люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, всех нас сохраняющи под кровом благости Твоея, ризою Твоею честною защити. Призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления и молитвою Твоею сподоби нас со Христом жити и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных. Ты наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих, тем же всечестный образ Твой и рукою Твоею Держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадаем и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими богоприятными молитвами в мире и благочестии земный путь прейти и небесныя безконечныя жизни достигнути и Трисиянному Богу со всеми, угодившими Ему, поклонятися во веки веков. Аминь.
/roll]
Гаенатская (ХI - XIV)
Образ Божией Матери связан с Гелатским (Гаенатским) монастырем, расположенным недалеко от Кутаиси (Грузия). Обитель, основанная в 1106 году, была центром церковной и культурной жизни Грузии, а со второй половины XVI века до 1814 года резиденцией католикоса.
С 1994 года является памятником Всемирного наследия.
Бахчисарайская (Крымская, Мариупольская)
Образ Богородицы имеет сразу несколько названий, потому что явился в Крыму, недалеко от города Бахчисарая, а значительно позднее был перенесен в Мариуполь. Икона прославилась многими чудесами, в том числе в 1848 году во время эпидемии холеры, а в 1855 – во время военных действий Крымской кампании.
Судьба ее после 1918 года неизвестна.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Мариупольской»
О, Пресвятая Госпоже, Царице небесе и земли, Преблагословенная Мати Христа Бога нашего! С верою и любовию молитвенно прибегаем мы недостойнии к Тебе, Пречистая Заступнице наша. Ты еси Покровительнице града нашего Мариуполя и всея Приазовския земли благословение. Твой бо образ святый, чудесно явленный некогда в каменных горах Крымских, избави люди греческия от страшных бедствий змия великаго, пожиравшаго скоты и вся окрест живущия – избави и нас от вредоносных козней диавольских, от враг видимых и невидимых, от напастей, скорбей и болезней и всякаго зла. Ты еси Путеводительнице благая, путь спасения верным указующая. Твой бо образ святый принесеся от гор Крымских во основание града нашего Мариуполя святителем Игнатием, и яко светильник пресветлый просвети верою православною вся живущия в нем. Ты еси воистину Богородице всепетая, яко вся Тебе возможна суть и елика аще восхощеши, власть имаши вся совершити. Никтоже бо притекаяй к Тебе, пред образом сим молящеся посрамлен отходит, но просит благодати и примлет милость по благому изволению во спасение душ и телес.
О, Всемилостивая, Мати, Мариупольское Похвало и наше Заступление! Тебе единой от Всевышняго дадеся власть во всем заступати и спасати нас: Ты еси верное и скорое врачевство греховных страстей наших. От Тебя Господь всяко слово прошения приемлет, тебе вси ангели и архангели и вся начала смиренно служат, и яко Царицу Небесную вси восхваляют. Ты отверзла еси верным двери Царствия Небеснаго,– отверзи и нам, чрез наше искреннее покаяние двери спасения душ наших. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле блазе: от всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, озари наш ум светом истиннаго богопознания, согрей сердце наша любовию Христовою и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению. Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и покланяющихся со умилением Пречистому образу Твоему. Да Твоим предстательством соблюдаеми и покровом Твоим осеняеми, прославим Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, со Безначальным Отцем и Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Галичская (Чухломская) (1350)
Несмотря на антирелигиозную кампанию после революции, с чудотворной иконой продолжали совершать крестные ходы. В 1932 году Успенская церковь в селе Умиленье была закрыта, и, по свидетельству старожилов, последний священник Алексий Стригалев, уходя из села, взял Галичскую икону с собой. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.
В конце XIX века с Галичской иконы был сделан список «мерою и подобием» первообразу. Он находится во Введенском кафедральном соборе Галича.
Икона Божией Матери Галичская-Чухломская «Умиление» явилась преподобному Авраамию Галичскому, пришедшему для подвигов на Север по благословению преподобного Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг. После молитвы Преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: «Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». Преподобный поднялся на гору, где сиял свет, и, действительно, обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем. Подвижник принял святой образ и построил на часовню, в которую перенес икону.
Через некоторое время Галичский князь Димитрий Феодорович, узнав о пришествии старца, обратился к нему с просьбой принести икону. Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенес чудотворный образ в соборный храм города Галича. В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие. Когда преподобный Авраамий рассказал о явлении иконы, князь пожертвовал деньги на строительство монастыря. Вскоре была выстроена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, вокруг которой возник монастырь. Впоследствии преподобный Авраамий основал еще несколько монастырей, последним из основанных был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а чудотворной иконе усвоено название Галичская-Чухломская.
Икона стала святыней не только Успенского монастыря. В XVIII веке, когда монастырь упразднили и сделали приходской церковью, Галичская икона была одной из главных святынь Галичского уезда и всего Костромского края. С ней несколько раз в год совершали крестные ходы, в том числе и в соседние уезды.
«Успение» Овиновская (1425)
Рассказ о иконе Богородицы, благодаря которой боярин Иван Овинов построил храм, слушайте на радио «Вера».
«Успение» Псково-Печерская (1472-1473)
Чудотворная икона прославилась вскоре после строительства главного храма будущей Псково-Печерской обители.
«Успение» (Семигородная) (XV)
Краткий рассказ о чудотворной иконе Божие Матери из приходской церкви Семиградской волости, слушайте на радио «Вера».
Сурдегская (1530)
Запись в монастырской летописи гласит: «Если бы начать описывать все излившиеся благодеяния человеческому роду разнаго исповедания и различнаго пола и сделать о том повальный обыск от древних времен о чудесах от Сурдегской Богоматери происходивших, то составилась бы большая библиотека книг...».
В 1510 году построили Сурдегскую церковь. В 1530 году недалеко от нее произошло явление иконы Богоматери. На месте обретения святого образа местный помещик Алексей Феодорович выстроил церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1550 году возле нее был основан монастырь.
Сурдегская обитель с 1550 года до Первой мировой войны оставалась в лоне Православной Церкви, несмотря на неоднократные попытки врагов православия захватить ее. После Второй мировой войны Сурдегская чудотворная икона Богоматери находится в Каунасском Благовещенском соборе. В день праздника Успения образ Богоматери обносят вокруг храма. Шествие длится долго, чтобы дать возможность всем пройти под иконой.
«Успение» Пюхтицкая (XVI)
Святая икона была обретена на Богородичной горе в Пюхтицах (в переводе с эстонского - «святое место»). Благодарные русские крестьяне, которым пастухи-эстонцы вручили эту икону, построили часовню, на месте которой со временем был основан Успенский Пюхтицкий монастырь, существующий до сих пор на территории Эстонии.
Тупичевская (XVII)
В настоящее время оригинал образа утерян, а самый старый чтимый список находится в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе Мстиславля в Беларуссии.
Тупичевская или «Семигородная»икона Божией Матери находилась в Тупичевском Свято-Духовом монастыре Могилевской губернии. С 1847 года установлены 3 крестных хода с иконой: первый крестный ход совершался в Могилевский Никольский монастырь накануне праздника святителя Николая. Второй – из Никольского монастыря в Мозоловский в день отдания праздника Пасхи. Третий крестный ход - из Мозоловского монастыря в Мстиславскую обитель, из которой икона возвращалась в Тупичевский монастырь.
Обитель, основана в 1641 году, сожжена в годы Великой Отечественной войны и окончательно разрушена в начале 1960-х годов при строительстве маслосырзавода.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38 — 42, глава 11, стихи 27 — 28
Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом Свой.
Комментирует священник Павел (Великанов)
Апостольское чтение:
Послание апостола Павла к филиппийцам, глава 2, стихи 5 — 11
Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Комментирует священник Антоний (Борисов)
Мы празднуем 28 августа Успение Богородицы несмотря на то, что это событие посвящено смерти. Мы верим, что душа всегда жива, что человек «засыпает», чтобы проснуться или воскреснуть в иной жизни. Дни памяти святых чаще всего приходятся на дни их кончины, но это радостное событие. В послании к евреям апостол Павел проводит мысль о том, что святые терпели лишения этой жизни, но они искали и стремились к небесной Родине, а здесь на земле себя считали скитальцами, странниками, а в других переводах даже бродягами.
Хотя смерть нас пугает своей неизвестностью и тем, что мы видим, взирая на тела мертвых, каждый из нас должен рано или поздно совершить переход от этой жизни в неизвестность, в жизнь будущую. И мы можем по примеру святых считать, что наша жизнь временна, и посвящена какой-то задаче пребывания на земле, а настоящая наша Родина не здесь. И тогда смерть — это дверь надежды, предел земного странствия, переход из этой жизни в жизнь новую.
Мы любим, чтобы вокруг нас все было уютно и красиво, привязываемся к земной жизни, но странствие как и любое движение имеет цель и не может быть бесконечным. Не уходят в небытие святые, Матерь Божия, они остаются рядом, помогают нам. Богородица перешла к Жизни, Она не покидает нас в молитвах. Поэтому в день Ее Успения мы взираем на ее чистоту, скромность, кротость, самоотверженность, терпение, любовь, и осознаем, что Она знает, как нам помочь. И мы можем надеяться, что после смерти будем не «где-то там», а вместе с Матерью Божьей и святыми отзываться на молитвы наших близких.
Редакция «Фомы» поздравляет вас с завершением Успенского поста молитвами Владычицы нашей Богородицы!