Обычно, при разговорах о смерти, большинство людей приходит в удрученное состояние. О ней не принято заводить речь в компании: напоминание человеку о его будущем и неизбежном конце считается дурным тоном. Мы упорно отгораживаемся от самой мысли, что через минуту нас может не стать на белом свете. Современное общество панически боится смерти. Но в христианстве отношение к этому феномену совершенно иное, чем в светской среде. Церковь, с одной стороны, утверждает, что смерть чужда человеку; с другой стороны, воспринимает ее спокойно и даже с некоторой радостью. Более того, множество дат православного календаря – это дни смерти тех или иных святых. И совсем уж дико для обывательского сознания выглядит праздник Успения Пресвятой Богородицы, который, по сути, является воспоминанием о Ее смерти.
Почему же Церковь столь торжественно отмечает это, казалось бы, грустное событие? Ответ на этот вопрос лежит в самом названии праздника. Оно созвучно словам «успех» и «спелость». Оба понятия при всех возможных оттенках своих значений, связаны с положительным завершением чего-либо. Успешный человек – значит, у него все получается, и везде он достигает желаемых результатов. Плод или пирог поспел – значит, он готов к употреблению. То есть, все сводится к некоему благополучному исходу, к некоей завершенности и гармонии. В этом же ключе христианство рассматривает и кончину человека, которая понимается не как нечто фатальное и бессмысленное, а как переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. Наиболее отчетливо это видно на примере Пречистой Девы.
***
После Воскресения Христа Ее забрал к себе домой Иоанн Богослов: еще на Голгофе, в последние минуты земной жизни, Господь поручил любимому ученику быть попечителем своей Матери, которой тогда было около 50 лет. Современная женщина в таком возрасте может многого в жизни добиться сама, поэтому такая забота о Богородице со стороны Христа и апостолов в наше время кажется странной. Но в древности женщина не имела таких широких прав, как сейчас. Главным распорядителем в семье был мужчина. На нем лежала ответственность не только за детей, но и за женскую половину дома – жену, мать, незамужних сестер. Жить вне семьи для женщины считалось позором, только пребывание рядом с мужчиной гарантировало ей безопасность и социальный статус. Пресвятая Дева стала вдовой, когда Христос был еще совсем юным. Какое-то время о Ней и Ее Сыне заботился Иаков – один из детей Иосифа Обручника от первого брака. Повзрослев, Христос взял попечение о своей Матери на Себя. И вполне естественно, что перед восшествием на небеса Господь поручает самого родного человека Своему любимому ученику, который и заботился о Богородице до самого последнего дня Ее земной жизни.
В Священном Предании сохранилось не так уж много свидетельств о земной жизни Марии после Христова воскресения, да и эти свидетельства порою довольно неоднозначные. Например, до сих пор два древних города – Иерусалим и Эфес – спорят за право считаться местом последнего проживания Божьей Матери. И все же очевидно, что Мария была самой уважаемой женщиной в Церкви, Она была хранительницей слов своего Сына, живой памятью о Нем, ярчайшим образцом того, каким должен быть настоящий человек. В Пресвятой Деве максимально полно и многогранно развились все христианские добродетели. Вместе с Апостолами Она по мере сил участвовала в проповеди Евангелия, но сила той благой вести, которую несла Богородица, заключалась не в вычурных словах, красивых фразах или убедительных аргументах. Матерь Божья проповедовала Своими делами – смирением, кротостью, любовью.
У всякого, кто хоть раз общался с Нею, в душе навсегда оставался благодатный след. Очень многих эта благодать приводила к искренней вере. Невидимый, но ощутимый сердцем свет, который исходил от Божьей Матери, проникал в душу человека, и после этого не хотелось возвращаться туда, где этого света не было, а хотелось идти за этим светом дальше.
Состарившись, Мария все больше времени проводила у мест, связанных с земной жизнью своего Сына. Она очень хотела к Нему и чувствовала, что эта долгожданная встреча состоится. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил и сказал, что через три дня Она отойдет к Господу. Напоследок архангел вручил Богородице ветвь финиковой пальмы – символ мира и радости.
Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми. Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть – например, апостолов, которые разошлись по Римской империи на проповедь. Три дня было мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну, чтобы Он эту проблему решил. Она не требовала – Она просто попросила – смиренно и кротко, как делала это всегда. И на материнские молитвы Господь ответил чудом – во все края, где находились апостолы, были посланы ангелы, которые на облаках принесли их в Иерусалим к дому Пречистой.
И вот, настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а спит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка – наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну. К этому времени Пречистой Деве исполнилось 72 года.
Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого почивали Ее родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф. Тело Девы Марии торжественной процессией пронесли через Иерусалим. Об этом узнали иудейские первосвященники, которые решили разогнать шествие. Но случилось чудо – христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные первосвященниками, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.
В процессии не участвовал апостол Фома – Господь специально не позволил ему прийти вовремя. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом. Они согласились, но когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было – в нише лежали только погребальные пелены, от которых исходило райское благоухание. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и молясь Богу, чтобы Он указал им, где искать исчезнувшее тело. В этот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».
Праздник Успения всегда был очень любим в народе. Практически в каждом старинном городе есть Успенский храм. Этот день календаря являет нам две очень важные истины. Во-первых, смерть – это не конец! Это начало бесконечного пути под названием Вечность. Но, с другой стороны, этот путь предполагает некую готовность, некую спелость! Если человек в земной жизни успел очиститься от греха, обогатить свой духовный мир, развить в себе добродетели, то его смерть будет действительно успением – то есть успешным завершением жизни, достижением тех благих целей, которые поставлены Богом перед каждым из нас.
На заставке фрагмент иконы Успение Пресвятой Богородицы. Беларусь. XV в. Москва. ГТГ