Умерщвление плоти — зачем это нужно? – Православный журнал «Фома»
Умерщвление плоти — зачем это нужно?

Умерщвление плоти — зачем это нужно?

Приблизительное время чтения: 2 мин.


Размышления, возможно, наивные. Об аскетике. Ведь умерщвление плоти — не цель, а средство. Ведь в христианстве нет ни «восточного» презрения к телесному, ни античного культа тела. Но если аскеза средство, то для чего именно?

Довелось бывать в походах пару раз, на байдарках ходили. И я обратил внимание: столько вокруг красоты! А я вместо этого думаю: ой, что-то комары кусают; жарко/холодно; надоело постоянно грести и грести... А красота уходит на второй, а то и на третий план. И я понимал, насколько же много теряю от этого. Или был (а я всего один раз там был) в Троице-Сергиевой Лавре. И там так болела голова, что никакой анальгин не помогал. И то же, кстати, повторилось в Оптиной пустыни. Многие очень яркие и сильные моменты я, несмотря ни на что, запомнил и потом уже оценил. Побывал словно в раю. Точнее, и в момент путешествий тоже понимание уникальной Встречи присутствовало, но через силу и серьезный дискомфорт.

И мне думается: вот некий, в принципе, сильный, верующий, церковный, привычный (в отличие от меня) с детства к молитве и богослужению человек. Он на подвиг, возможно, идет именно для того, чтобы подняться на новую ступень. Научиться сосредотачиваться на Божием в самых сложных обстоятельствах и не потерять эту связь. Мошка, комары одолевают, — а у него радость до слез от сознания богоприсутствия! Несмотря на то, как изнывает капризное тело. А с какого-то момента настолько всё обращено к Богу, что даже когда являются мучители, злодеи, остаются только слова Христовы: «Отче, прости им, не ведают, что творят». Уже не к телесным немощам иммунитет, а к любому осуждению. И в конечном итоге, к самой смерти.

Был бы я опытным походником, смог бы к комарам и погоде выработать «иммунитет»... Собственно, мой отец с этим как раз справился, он рассказывал мне подробно, как это было. Насколько больше радости мне досталось бы! Вот что-то схожее. Нет иной цели истязания плоти, кроме того, чтобы плоть духу не мешала.

Конечно, есть ещё боль совести, которая может потребовать действия. Когда недостаточно (как у меня бывает) застонать в подушку и повторить своё «Господи, Иисусе Христа, помилуй мя, грешного!». Но отбросить сон, забыть жалость к себе ради покаянной, слёзной молитвы. От осознания того, насколько согрешил и какие причинил ближним страдания. И так больно, что монах, молясь, вместо коврика «постилает» камень. Или пытается залезть в болото (как Никита Столпник в Переславле). А его духовники оттуда гонят обратно в монастырь. Наверное, так?

Читайте также:

«Лествица»: зачем мирянам читать текст для монахов-аскетов?

Я – хуже всех? Покаяние и комплекс неполноценности

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (24 голосов, средняя: 4,88 из 5)
Загрузка...
25 октября 2021
Поделиться:

  • Самсонов
    Самсонов1 месяц назадОтветить

    Извините, Владимир, а где на Востоке "презрение к телесному". Индуизм - это йога, будизм - достаточно опошленный Шаолинь и т.д. Только у нас почему то прижилась эта легенда, которая ничуть не мешает в любых количествах употреблять алкоголь, табак и всякие жиры без разбора и ограничений.

  • денис
    денис1 месяц назадОтветить

    повторить своё «Господи, Иисусе Христа, помилуй мя, грешного!».
    Проверяйте, пожалуйста....

  • Виктор
    Виктор1 месяц назадОтветить

    Даждь кровь ( плоть) и приими дух.Вроде так сказано святыми отцами.

  • Денис
    Денис1 месяц назадОтветить

    Владимир Гурболиков, ныне на Руси в миру мало крепких, многодетных семей, а не игр мирян в высокую духовность. Говорю как человек с многолетним опытом умного делания. Причём на пике в среднем по часу ежесуточно мысленно творил молитву Иисусову, соблюдая многодневные посты.

  • Сергей
    Сергей1 месяц назадОтветить

    Если так, как вы, Владимир, описали, правда надо себя вести христианину - я в искреннем ужасе и отвращении. Разве аскетика не о том, чтобы научить человека не быть рабом страстей, научить умеренности? Зачем тогда такой вот монашеский фанатизм? К Богу ведь все идут со своей скоростью, зачем пытаться форсировать, если не готов к новому уровню?

    И момент насчёт "мучителей". Если бы все вели себя с ними так как вы описали - зло и злодеи давно бы победили. Не лучше ли просить у Бога не покаяния, а силы и твёрдости, чтобы сразиться с отродьем и победить? Чтобы даже если победить не получиться, войти в вечность как воин, сражающийся со злом и обагривший руки кровью мерзавцев, а не как скот, которого ведут на бойню, а он ещё при этом и молится за своих палачей?

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков3 недели назадОтветить

      Вести себя в меру своих сил. Ну и советую всё же читать заметки внимательно: в ней нет никакого призыва ничего форсировать. Напротив: я поясняю, что аскетизм святых подвижников не был ни мазохизмом, ни стремлением к самоубийству. Во второй части Вы откровенно путаетесь между противлением злу и подвигом мучеников-христиан. Одно никак не противоречит другому. Об этом отдельно писать нет смысла, поскольку в "Фоме" тема многократно разбиралась. Ищите и статьи по поводу мучеников и относительно толстовства (непротивление злу силой -- часть той агитации, какую он вёл, и к церковному учению она не имеет никакого отношения).

  • Владимир
    Владимир1 месяц назадОтветить

    Умерщвление плоти — зачем это нужно?

    К самоубийству склоняете? А двушечку не желаете?

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков3 недели назадОтветить

      Удивительно, как можно при чтении статьи такое заподозрить. Вы точно читали заметку?..

  • Андрей
    Андрей1 месяц назадОтветить

    Маленько добавлю. Под плотью понимается не только тело, но телесно-душевное в человеке, привязанное к миру.
    Слова аскета (не помню кого): мы убийцы не тела, но страстей.

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

    А я и подразумевал все эти добродетели, о каких Вы пишете, как уже присущих подвижнику, который: "в принципе, сильный, верующий, церковный, привычный (в отличие от меня) с детства к молитве и богослужению человек". Быть может, акцент на привычности к молитве и богослужению немного в сторону увёл? Возможно, не знаю. То есть тут безусловно во главе угла написанное Вами. К себя если приложить, то какая уж там аскетика... Однако, если задуматься, откуда берётся и какими условиями сопровождается дополнительный аскетический подвиг (который мне в моём состоянии явно недоступен)? Прежде всего, это один из способов обретения той добровольной нищеты, какую Христос причислил к числу блаженств в Нагорной проповеди. Добровольной при этом -- очень редко означает самовольной: в большинстве случаев, монашеская традиция очень настороженно относится к самочинию в аскетике. В житиях есть немало историй, где человеку либо не благословляли, либо, узнав, запрещали такие деяния. Зачастую, и затвор, и строгие ограничения в пище, тем более такой выбор как подвиг юродства совершался обязательно по благословению, а не от того, что на христианина "стих нашёл", как говорится.

Загрузить больше комментариев