Однажды ученики 6-го класса вошли в мой кабинет – и застыли на пороге, увидев на интерактивной доске текст следующего содержания: «Самостоятельная в начале урока, не в конце. На листочках. По домашнему заданию. Задание было в журнале». Огромными буквами красного цвета на чёрном фоне. На вопросы детей, зачем это, я невозмутимо ответил: «Надоело повторять одно и то же». С помощью этого слайда я смог в очередной раз привлечь внимание детей к тому, что они учителей не слышат…
Здесь давайте сделаем лирическое отступление.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» известна всем. Но обращали ли вы внимание, что герои пьесы частенько не слышат друг друга в прямом и переносном смысле? Сергей Леонидович Штильман, учитель русского языка и литературы, опубликовал статью «Горе от ума» — пьеса монологов» в журнале «Литература» (приложение к газете «Первое сентября», № 11, 2003 год). Герои находятся в одном помещении, между ними вроде бы идёт диалог. Но в реальности каждый настроен на свою волну. «Кто путешествует, в деревне кто живёт», — произносит Александр Андреевич Чацкий. «Да он властей не признаёт!» — восклицает в ответ Павел Афанасьевич Фамусов, при этом Фамусов (вот ведь любопытная деталь!) старательно затыкает пальцами уши. Он не желает слышать того, что говорит Александр Андреевич. Другие герои, Софья или Скалозуб, уши не затыкают, но Чацкого тоже не слышат. Впрочем, и Александр Андреевич тоже пропускает их слова мимо ушей.
Учитель часто оказывается в роли героя этой комедии. Объясняет, рассказывает, а класс… не слышит. Как это происходит? Давайте разберёмся на примерах из моей школьной практики.
Ситуация первая. Я регулярно провожу письменные работы на отдельных листочках. В начале урока прошу эти листочки подписать. Перед тем, как собрать самостоятельные, повторяю: обязательно напишите свои имена и фамилии. Но когда начинаю проверку, несколько листочков оказываются не подписаны.
Вот аналогичная ситуация. В конце третьей четверти 5-й класс сдал мне домашнюю работу (доклады) на листах А4. До начала самоизоляции я их проверить не успел, оставил в кабинете. Через месяц я специально поехал в школу, чтобы проверить работы и выставить оценки. Большая часть оказалась хорошими, но треть докладов оказались без подписи. Пятиклассникам, судя по всему, просто не пришло в голову, что работы надо подписать. Установить авторство оказалось невозможно: доклады печатались на компьютерах. Ребята лишились оценок, которые они могли бы получить за рефераты.
Ещё один пример. Веду урок. Класс делает практическую работу. Она состоит из нескольких элементов. Пока задания краткие («делаем упражнение номер один») либо они выписаны на доске, работа идёт спокойно. А дальше следует более сложное задание и я поясняю устно, что надо сделать. «Вопросы есть?» — вопрошаю я, закончив инструктаж. Тишина. Проходит пара минут, и вот — поднятая рука. «А что делать-то надо?» — спрашивает ученик.
Вывод, который я сделал из подобных ситуаций, такой: то, что учитель говорит для всех, ребёнок часто не принимает на свой счёт. А вот когда написано на доске — не забудешь и не перепутаешь. Я бы не списывал эти сложности на рассеянность и невнимательность. Мне кажется, что это — примета времени. Особенность нашей эпохи состоит в том, что визуалов (тех, кто воспринимает информацию глазами) становится гораздо больше, чем аудиалов (тех, кто улавливает на слух). Возмущаться бессмысленно, нужно учитывать это обстоятельство в своей работе.
Почему именно так? Более опытные коллеги считают, что всему виной гаджеты, которые очень сильно отвлекают современных детей и по-своему «воспитывают» их. Впрочем, только ли детей? Взрослые тоже страдают от переизбытка информации. Информационное пространство, окружающее человека, столь насыщенно, что наш разум вырабатывает защитную реакцию: включает своеобразный барьер. Люди превращаются в персонажей «Горе от ума».
Как же быть? Один из ответов дала удалёнка, когда мы все вынуждены были перейти на работу в режиме презентаций. Если на уроках используется мультимедиа, нет ничего сложного в том, чтобы выделить один-два слайда на инструктаж. В любой момент можно вернуться к нужному слайду. Пусть дети на уроке не только слышат, но и видят то, о чём вы им хотите рассказать. К вашим услугам таблицы, схемы, слайды, учебные фильмы.
Подчёркиваю, я не призываю полностью отказываться от устного общения с учениками. Умение сконцентрироваться на речи — очень важно, его необходимо развивать. О том, как правильно бороться на «уши» учеников, я постоянно думаю, и постараюсь написать.
В любом случае, даю один совет. Никогда не отвечайте несколько раз подряд на один и тот же вопрос, который задают на одном уроке разные дети. Так вы приучите их к тому, что слышать учителя не обязательно, а сами при этом просто надорвёте голосовые связки. Нужно упорно гнуть свою линию. Результат обязательно будет.