Вопрос читателя:
У католиков, протестантов и православных — одна и та же Библия?
Иван
Ответ священника:
Священное Писание у нас одно, но есть некоторые моменты, о которых стоит напомнить.
Новый завет во всех трех конфессиях состоит из одних и тех же книг, отличий нет.
Что касается книг Ветхого завета, в нем есть как основные (канонические), так и дополнительные книги. Их название отличается даже в различным Поместных Православных Церквях: в Русской Православной Церкви они называются неканоническими, в Греческой Православной Церкви — «рекомендуемыми к чтению».
Это Вторая книга Ездры; Книга Товита; Книга Иудифи; Книга Премудрости Соломона; Книга Премудрости Иисуса, Сина Сирахова; Послание Иеремии; Книга Варуха; Первая книга Маккавейская; Вторая книга Маккавейская и Третья книга Маккавейская, а также Третья книга Ездры.
Само название «неканонические» впервые применил к этим книгам в 1847 году архимандрит Макарий Булгаков: каноническими он назвал книги Ветхого завета, которые входили в состав еврейской Библии, а неканоническими — те, которые в ней отсутствовали, но при этом были в Библии славянской (+ Книга Варух и Послание Иеремии). Разница в том, что канонические книги — богодухновенные, а неканонические — нет, но, тем не менее, «добрые, назидательные, священные». То есть читать их можно и польза будет.
В Западной Церкви по поводу книг, которые отсутствовали в еврейском каноне (т.е. те, которые архимандрит Макарий назвал неканоническими), были разногласия. Блаженный Иероним относил их к числу апокрифов, а блаженный Августин отнес Книгу Товита, Книгу Иудифи, Первую и Вторую Маккавейские книги к каноническим. И позднее именно точка зрения блаженного Августина была закреплена на Тридентском соборе в 1545 году: тогда книги, которые были в еврейской Библии, стали называть каноническими, а включенные Августином — второканоническими.
Точку зрение блаженного Иеронима приняли протестанты: у них книги, которые не входили в состав еврейской Библии, все отнесены к числу апокрифов.