В «рождественском» номере «Фомы» тема милосердия смотрится удивительно органично. Мы вроде бы готовимся к празднику, живем в ожидании радости, и кажется, какое нам дело до тех бездомных, о которых идет речь в главном материале номера? Но сразу возникает историческая параллель: две тысячи лет назад Матерь Божия родила Спасителя мира в хлеву. Свободных мест ни в одной гостинице не оказалось.
Проблеме бездомных будет посвящена и одна из январских программ «Русского взгляда». Когда мы записывали эту передачу, женщина в студии сказала: «Я просто физически не могу спокойно пить чай в теплой квартире, когда знаю, что есть люди, у которых такой квартиры нет…» А потом эту женщину упрекнули в том, что она кормит бездомных на вокзале, и они таким образом привыкают к дармовой пище, большую часть же времени пьянствуют. Это высвечивает очень важный аспект нашей проблемы: кормить бомжей — милосердие или — поощрение тунеядства? Дескать, сами до такого докатились, сами виноваты.
Прикоснувшись к этой теме, я поняла, что здесь важна золотая середина. Должны быть государственные службы, которые постоянно — и в долгосрочной перспективе — занимались бы такими людьми, помогали бы им восстанавливать документы и т. д. Но это не отменяет и ценность усилий тех людей, которые остро чувствуют необходимость прямо сейчас взять миску супа и поехать с ней на вокзал. Просто понимая, что человек не должен быть голодным. И для таких людей помогать бездомным — это своего рода призвание.
Актер сериала «Кадетство» Борис Корчевников поразил меня своей откровенностью. Должна признаться, я раньше воспринимала его как совершенно светcкого человека. Не знаю, смогла бы я столь же открыто говорить о себе и о вере в интервью какому-либо журналу. И когда человек так свободно и искренне рассказывает о своем духовном опыте, это не может оставить читателя равнодушным. Вы можете спросить меня: «Не удивляет ли, что успешный человек так серьезно задумывается о Церкви?» Нет, не удивляет. О Боге задумается человек скорее успешный и известный, чем тот, чья жизнь течет в обычном ритме. Тот, кто чего-то достиг, получает мощный имульс задуматься: «К чему же я иду?» Все есть — а ничто не радует. Материально все хорошо. Популярность. Но человек ищет какой-то смысл, потому что хочет получать от жизни не удовольствие, а именно радость. И еще. Представляете, сколько девочек, влюбленных в Борю Корчевникова, прочитав интервью, смогут хотя бы задуматься: «Что же он нашел в вере, в Цекрви? Может, в этом действительно что-то есть?»
Мне на ум часто приходит аналогия православного телевидения и православного журнала. В 90-е годы, как мне кажется, и тем и другим было проще заниматься. Потому что тогда был такой интерес к теме Православия, что любая, даже некачественная телевизионная продукция, или журнал «Фома», с множеством талантливых авторов, но в своем черно-белом «непрезентабельном» варианте — все равно производили эффект бомбы. Сегодня ситуация, с моей точки зрения, изменилась. Передачу «Русский взгляд» часто упрекают в том, что у нас все не ново и не интересно. (Возможно. Нас, весь творческий коллектив «Русского взгляда», и самих очень многое в передаче не удовлетворяет.) Но на этом фоне было любопытно слышать претензии и к «Фоме» даже от церковных людей: дескать, это поверхностно, это «православие-лайт». Причина в том, что соответствовать нынешнему зрителю и читателю — сложно. Они уже воцерковились, прочитали множество книг. Я уж не говорю Библию. Людям хочется двигаться дальше. Поэтому и журналу «Фома» и тем, кто пытается делать православное телевидение, стало сегодня, как мне кажется, тяжелее работать.
И все-таки публикации «Фомы», как и прежде, во многих людей «попадают». У меня есть крестница, родители которой сами не крещеные. И для меня стало приятной неожиданностью, когда недавно мама девочки сказала мне, что водит ее причащаться и… читает журнал «Фома». И знаете, если бы мне пришлось когда-нибудь заниматься изданием журнала, я бы очень хотела, чтобы этот журнал был похож на «Фому».