Что стало для Вас открытием номера?
Неожиданная история о собирании большой семьи под одной крышей в Москве Полины Тюренковой (с. 28). Интересны не только остроумные жизненные детали, но и сложное, парадоксальное понимание «традиционных семейных ценностей». Для того чтобы что-то такое делать в наше время, нельзя опираться на собственно традиции, приходится, наоборот, совершать инновации, в том числе социальные: в наше время большая семья опирается на сознательное решение, а не на привычку, на сознательное религиозное согласие — и производит нечто невиданное и новое.
Какой материал в номере, на Ваш взгляд, самый актуальный?
Интервью с Риммой Зандман о воспитании развитой речи у детей — «Кривая речь» (с. 58). Чрезвычайно актуальная не только педагогическая, но антропологическая проблема: даже самые умные и развитые дети в современном мире в среднем более социопатичны, чем в прошлых поколениях. В этом интервью особенно интересно то, что беседа не ограничивается констатацией, а обсуждаются способы сохранения в культуре навыков развитой речи и непосредственного общения.
Чего не хватает в этом номере?
Номер гармоничен. Ну если только в разговоре о традициях и ценностях можно было бы взять не только исторический и актуальный материал, но что-то из социологии про понимание традиций и трансформаций в духе лекций Валентины Федоровны Чесноковой «Язык социологии».
Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?
Прекрасные документальные истории-притчи Александра Ткаченко. В его большой статье о маленьких семейных ритуалах и традициях (с. 32) и в небольших рассказах (с. 36), скажем, про разбойников и покаяние «Маркел и Лисенок», есть интонация, которая кажется простой, а на самом деле очень и очень глубока: даже в печальных и неприятных моментах есть свет надежды. Оказывается, что чудесный свет всегда рядом, в самых обычных бытовых историях, просто он открывается, если его видеть; что «чернуха», в том числе из 90-х, — это просто невнимательность к светлой стороне вещей.
О чем бы Вам хотелось прочесть в следующих номерах?
О современном православном богословии, его интеллектуальной части. В обыденном сознании есть представление о скорее интуитивном характере православия, о том, что наша традиция проигрывает западной в части интеллектуальной рефлексии о проблеме современного человека, поэтому особенно интересно узнать о новейших работах в жанре актуального богословия или современной религиозной философии