«Где будет труп, там соберутся орлы»: в чем пророческий смысл этих слов из Евангелия?

«Прочитал в сборнике афоризмов слова Иисуса Христа “Где будет труп, там соберутся орлы”. Фраза меня заинтересовала. Я нашел ее в Евангелии от Матфея и с удивлением обнаружил, что эти слова сказаны Христом о признаках конца света. Пожалуйста, не могли бы вы рассказать об этом подробнее. Я человек нецерковный, но мне это очень интересно». 

Владимир, студент, Калуга

Пророчества о кончине этого мира волновали читателей Евангелия во все времена. Описание признаков последних времен, данное в Священном Писании, никогда не оставляло равнодушными даже людей, считающих себя неверующими, и скептически относящихся к христианской религии. Ведь все мы – и верующие, и неверующие – живем под одним небом на одной, общей для нас земле. И хотя наша жизнь в историческом масштабе так коротка и мимолетна, наверное, любой человек, узнав из Евангелия о признаках грядущего конца света, все-таки пытался осмыслить прочитанное применительно к своему времени. Этот мир – наш дом. А когда человек вдруг узнает, что в его доме может случиться пожар, он обязательно проверит – не тянет ли дымом из какого-нибудь укромного уголка. Просто так, на всякий случай, даже если не очень верит в реальную возможность пожара. Поэтому интерес к теме конца света вполне оправдан даже с позиций обыкновенной житейской логики.

Однако любые попытки рассматривать евангельские пророчества вне контекста, в котором они были произнесены, заранее обречены на неудачу. Евангелие – не сборник афоризмов. Это описание событий земной жизни Иисуса Христа, составленное апостолами, скорее – как документ, чем – как поэтическое произведение. И всякое событие в Евангелии неразрывно связано с обстоятельствами, предшествовавшими этому событию.

Фраза Христа “где будет труп, там соберутся орлы” действительно стала афоризмом. Но для того, чтобы открылся пророческий смысл этих слов, необходимо вспомнить, где, когда и по какому поводу Христос их говорил.

О чем спрашивали Апостолы?

За два дня до праздника иудейской Пасхи Иисус последний раз посетил Иерусалимский храм. Там Он очень жестко обличил иудейских начальников за лицемерие и искажение самой сути Закона, а закончил свою речь словами, смысл которых тогда не поняли даже Его ученики: “Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст”. После этого Христос вышел из Иерусалимского храма, чтобы никогда больше туда не возвращаться.

А когда ученики, смущенные категоричностью слов Учителя, попытались обратить его внимание на великолепие и монументальность храмовых зданий, Он сказал им еще более страшное определение о восхищавшем их Храме: “…Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено”. Христос и Его ученики вышли из города и расположились на склоне Елеонской горы, откуда открывался великолепный вид на Святой Город. Прямо перед ними возвышался огромный храм, сияющий на солнце золотом украшений и белизной мраморных плит. Потрясенные словами Христа о разрушении храма, ученики приступили к Нему и стали спрашивать: “…Скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?” Апостолы объединили эти два вопроса, так как полагали, что лишь конец света может стать причиной разрушения Иерусалимского храма. Христос не стал их в этом разубеждать. Грядущая судьба Иерусалима была Ему открыта, но это была настолько страшная судьба, что ученики вряд ли смогли бы вынести подробный рассказ о ней. И Христос просто ответил на заданный вопрос, искусно вплетая в рассказ о приметах последних времен признаки падения Иерусалима. Тогда и прозвучала знаменитая фраза о трупе и орлах.

Существует много мнений о знамениях конца света. Все они в той или иной степени спорны, поскольку это событие в истории человечества еще не наступило. Однако, есть все основания утверждать сегодня, что фраза “где будет труп, там соберутся орлы” в речи Христа относилось не только к кончине века. Эти слова предвещали величайшую трагедию еврейского народа – разрушение Иерусалима. То, что для апостолов было малопонятным пророчеством, для современного человека – исторический факт, многократно описанный разными авторами, и засвидетельствованный современниками описываемых событий. О нем рассказывали не только церковные писатели, но и такие известные нехристианские историки, как Тацит и Флавий.

Словами о трупе и орлах Христос прикровенно ответил на вопрос учеников об уничтожении Иерусалимского храма. А чтобы понять эти слова, нужно хотя бы немного узнать об истории его создания и выяснить – что же представлял собой Иерусалимский храм в евангельские времена.

Два храма

Существует распространенное мнение, согласно которому Иерусалимский храм во времена Христа был точной копией храма, построенного царем Соломоном. Это не совсем верно. И, хотя изначально второй храм действительно был задуман как повторение первого, различий между ними было намного больше, чем сходства.

«Где будет труп, там соберутся орлы»: в чем пророческий смысл этих слов из Евангелия?
Соломон в день освящения Храма в Иерусалиме. Джеймс Тиссо, 1896–1902гг. Еврейский музей, Нью-Йорк / Wikimedia Commons/СС BY 2.0

Храм Соломона был, по современным меркам, не так уж велик: 27 метров в длину, 9 метров в ширину и 13,5 метра в высоту. Но при столь скромных размерах храм был невероятно дорогим сооружением, поскольку практически весь был покрыт золотом и резными панелями из дорогих пород дерева. Внутреннее убранство составляли литые украшения из золота и драгоценных камней. Все богатство израильского народа в эпоху его величайшего расцвета было использовано Соломоном для этого строительства. Но, конечно же, не роскошь отделки была главной ценностью храма. Главной святыней Дома Божия был Ковчег Завета, в котором хранились скрижали – каменные доски, на которых были высечены заповеди, данные Богом народу Израиля через пророка Моисея. Ковчег находился в Святая Святых – самой главной части храма. При освящении храма происходили удивительные явления. Вот как об этом говорит Библия: “Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом. И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень. И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа…” Облако славы Божией стояло над ковчегом несколько столетий. Первосвященники, обращавшиеся к Богу, слышали голос с неба, возвещавший волю Господа. Любой человек, войдя в храм, построенный Соломоном, ощущал реальность Божьего присутствия. Так продолжалось до тех пор, пока грехи израильского народа не отвратили от него милость Господа.

«Где будет труп, там соберутся орлы»: в чем пророческий смысл этих слов из Евангелия?
Бегство пленников. Джеймс Тиссо, 1896—1902 гг. Еврейский музей. Нью-Йорк / Wikimedia Commons/СС BY 2.0

В 587 г. до Р.Х. войска вавилонского царя Навуходоносора захватили Иерусалим и разрушили Храм Соломона. Большинство жителей Израиля были угнаны в рабство, и находились там почти пятьдесят лет, пока персидский царь Кир не позволил иудеям вернуться из Вавилона в Иерусалим, разрешив им восстановить Храм. Израильтяне тотчас же принялись за работу, но вскоре их энтузиазм угас. Только упреки пророков Аггея и Захарии побудили их продолжить строительство, и в 515 г. до Р.Х. второй Храм был построен. Он во всем повторял планировку первого, но конечно же, уступал ему в роскоши. Народ, вернувшийся после многолетнего пленения на свою разоренную и опустошенную землю, был не в силах украсить свой Храм так, как сделал это при Соломоне, во времена своего расцвета и благоденствия. Иудеи очень печалились о скудости строящегося ими Дома Божия, но Господь утешил их, возвестив через пророка Аггея: “ …Кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Но… Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего”.

«Где будет труп, там соберутся орлы»: в чем пророческий смысл этих слов из Евангелия?
Модель Иерусалима времен Второго Храма. Израильский музей / Wikimedia Commons/СС BY 2.0

Пять столетий храм простоял без существенных изменений. Но в 19 г. до Р.Х. царь Ирод Великий начал грандиозную реконструкцию храмового комплекса. Незаконно захвативший иудейский престол Ирод, который даже не был евреем по крови, хотел завоевать симпатии народа и всем показать свое усердие к главной иудейской святыне. Основное здание храма было перестроено уже около 9 г. до Р.Х., но работы продолжались еще несколько десятилетий. Обновленный храм вдвое превосходил предыдущие по размерам и высоте, а по количеству украшавшего его золота вряд ли уступал храму Соломона. Самая впечатляющая деталь нового храма – платформа площадью 14 гектаров – частично сохранилась до наших дней. На ней собирались паломники и приносились жертвы. Для устройства платформы Ирод расширил вершину храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы отвесно поднимался над землей почти на 40 метров. Один из его углов, вероятно, и был тем “крылом храма”, с которого сатана, искушая Христа, предлагал Ему броситься вниз.

Ирод щедро отпускал на строительство средства из царской казны, и даже римский император жаловал храм своими дарами – из Рима для храма были доставлены огромные плиты белого мрамора. Некоторые из них достигали колоссальных размеров. Вероятно, на них и обращали Апостолы внимание Спасителя, говоря: “Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!” Этим строительством Ирод хотел укрепить свой авторитет среди иудеев. И, наверное, достиг цели. Обновленный храм стал предметом гордости и восхищения всего еврейского народа, так как действительно превосходил своим великолепием даже роскошный храм Соломона. Но не в размерах и не в богатстве убранства было главное отличие храма, перестроенного Иродом, от первого Иерусалимского храма.

Пустой дом

Святое Святых, главное помещение второго храма, было отделено от мира плотной завесой из тяжелой ткани. Никто не смел входить туда, и лишь первосвященник один раз в году имел право молиться за таинственной завесой. По античному миру ходили самые нелепые слухи о том, что же находится в самом сакральном месте иудейской религии. Язычники были уверены, что там находится статуя иудейского Бога. И когда в 63 г. до Р.Х. римский полководец Гней Помпей захватил Иерусалим, он на правах победителя потребовал, чтобы его отвели в Святое Святых. Но войдя туда, Помпей был поражен и разочарован. Он ожидал там увидеть что угодно, кроме того, что ему вдруг открылось. Святое Святых оказалось небольшой пустой комнатой без окон, в которой вообще ничего не было. Это и было главное отличие второго храма от первого.

Освящение второго храма не было отмечено проявлением сверхъестественного могущества, как это происходило в первом храме. Огонь с неба не уничтожил жертву на жертвеннике. Облако славы Божией не сошло, чтобы наполнить новое святилище. Оно больше не покоилось между золотыми херувимами во Святом Святых; там не было ни Ковчега Завета, ни престола благодати, ни скрижалей. И голос с Неба не раздавался в ответ на слова священника, вопрошавшего о воле Господа. Но в чем же тогда была слава второго храма?

Первый храм мечтал построить царь Давид-псалмопевец и не смог сделать этого. Вот его горькие слова: “Но Бог сказал мне: не строй дома имени Моему, потому что ты человек воинственный и проливал кровь”. Если уж пророк Давид был признан Господом недостойным строить храм, то что можно сказать о царе Ироде, который в поисках родившегося Христа залил город Вифлеем кровью малолетних детей и на все времена сделал свое имя символом убийства и бессмысленной жестокости? Не богатые дары языческого императора и щедрость царя-детоубийцы должны были сделать второй Иерусалимский храм более славным, чем первый. Главной святыней нового храма должен был стать Тот, о ком Бог через пророка Аггея сказал: “…и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф”. Этот храм был построен для того, чтобы по исполнении времен в него вошел Христос, воплотившийся Бог, которому полтора тысячелетия поклонялся народ Израиля.

Иудеи гордились своим храмом, но гордость и стремление к земному величию ослепили их разум, а истинное значение пророческих слов осталось для них неразгаданным. Второй храм был освящен не облаком славы Господней, но непосредственным присутствием Того, в Ком обитала вся полнота Божества, Кто был Богом во плоти. “Желаемый всеми народами” пришел в храм и, как Муж из Назарета, учил и исцелял в его святых дворах. Только Божественное присутствие Христа делало второй храм более славным, чем первый.

Но Израиль отверг предлагаемый Небом дар. В тот день, когда Учитель навсегда покинул Иерусалимский храм, вместе с Ним от храма отошла и слава Его. При этом исполнились слова Спасителя: “Се, оставляется вам дом ваш пуст”.

Через три дня Желаемый всеми народами был распят по беззаконному приговору иудейских старейшин. В то мгновение, когда Спаситель умер на кресте, завеса в Иерусалимском храме разодралась пополам и открыла всему миру пустоту иудейского святилища, так поразившую когда-то Помпея.

Со смертью Христа умерла и сама религия иудеев, так как все, что она обещала миру – оказалось исполненным. С Воскресением Христовым в мир пришла новая вера, в которой уже все народы Земли могли соединиться со своим Создателем. А мертвую веру иудеев и их храм, из которого ушел не принятый ими Господь, ожидала участь всякого мертвого тела. Ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Труп

Иудея после распятия Христа уже никогда не жила спокойно. Религиозные представления иудеев начали вырождаться в политические амбиции. Одно восстание следовало за другим, внутри еврейского народа то и дело возникали различные партии, враждующие между собой и не щадящие собственного народа ради политической выгоды. Иерусалим сотрясали непрерывные вооруженные столкновения, провоцируемые мятежниками. Даже в храме люди погибали от мечей своих же соотечественников. В городе вспыхивали эпидемии, в окрестностях Иерусалима огромная армия разбойников ожидала удобного момента, чтобы захватить город, раздираемый междоусобицами. В прокураторство Гессия Флора в Иерусалиме вспыхнуло давно назревавшее восстание. Осенью 66 года римский гарнизон был перерезан, и мятеж охватил всю Иудею и соседние области. Попытка сирийского легата Цестия Галла вновь овладеть святым городом потерпела неудачу. Но в это время Иерусалим в очередной раз сделался жертвой партийных раздоров и террора. Первосвященник Анания и все вожди священнической аристократии были перебиты мятежниками; разбойники и фанатики оспаривали друг у друга храм и укрепления; всюду царила анархия, пожары, убийства. Это был уже не святой город…

И тогда вокруг Иерусалима собрались орлы. Их было всего шесть, но это означало верную гибель иудейской столицы.

Орлы

В конце второго века до Р.Х. консул Гай Марий произвел широкомасштабную военную реформу. Армия стала профессиональной, а основой ее сделались – легионы. До реформы легионами назывались отряды ополченцев, которые каждый город собирал при нападении врагов на Рим. При Гае Марии легион превратился в мощную войсковую единицу, сопоставимую по ударной силе с современной дивизией. Это были, по сути – маленькие армии, в составе которых насчитывалось 5-6 тысяч хорошо обученных солдат, спаянных воедино железной дисциплиной.

Именно в легионах Гая Мария возник удивительный феномен войсковой религии, отличавший легионеров от прочих граждан Рима. Основу армейского культа составляло почитание главного божества империи – Юпитера. Каждый год третьего января, в день принесения присяги, на легионном плацу торжественно устанавливали новый алтарь в честь Юпитера, а старый алтарь зарывали в землю. Немало таких алтарей обнаружено при раскопках военных лагерей в Британии. Юпитеру приносилась главная жертва в день рождения легиона. Символом Юпитера был легионный орел – самая большая святыня, потеря которой вела к расформированию легиона и казни каждого десятого солдата. Легионного орла в сражении охраняла первая – тысячная когорта под руководством центуриона-примипила. Орлы отливались из бронзы и покрывались либо позолотой, либо серебром. В эпоху принципата легионный штандарт представлял собой прикрепленную к длинному древку фигурку орла в вертикальном положении, с распростертыми крыльями и удлиненным хвостом (повторенным впоследствии на германском гербе). После реформ Константина Великого орлы на римских штандартах сохранились, но их стали изображать горизонтально (как впоследствии на гербе США).

Римский легион был страшной силой, которой почти невозможно было противостоять в бою. Двух легионов, как правило, было достаточно, чтобы обеспечить победу в любом сражении. Если этого оказывалось недостаточно, что бывало крайне редко, приходил третий легион и снимал все вопросы.

Но в 70-м году сын Римского императора Тит привел к Иерусалимским стенам шесть легионов. Шесть золотых орлов стояли на длинных древках вокруг Святого города. И ни малейших шансов на победу у защитников Иерусалима не осталось. Город был обречен.

Гибель Иерусалима

Римское войско никогда не устраивало резню ради резни. Главной задачей легионов в Иудее было наведение порядка. Тит много раз пытался убедить иудейских вождей сдать город, чтобы сохранить жизнь огромному количеству мирных жителей Иерусалима. Но ослепленные сознанием своей “богоизбранности” мятежники продолжали держать оборону. Они не понимали, что распяв Христа, иудеи отвернулись от своего Бога, и все их молитвы были обращены в пустоту. Упорство вождей дорого стоило жителям Иерусалима. В городе начался страшный голод. Озлобленные бессмысленным сопротивлением, римляне беспощадно уничтожали тех смельчаков, которые, рискуя жизнью, пытались добыть за пределами городской стены жалкие крохи съестного. Их подвергали бичеванию и распинали. Десятки тысяч крестов с распятыми на них иудеями были воздвигнуты вокруг осажденного города. На трупы несчастных слетелось огромное количество стервятников. Так пророчество о трупе и орлах получило еще одно, страшное в своей буквальности, исполнение.

«Где будет труп, там соберутся орлы»: в чем пророческий смысл этих слов из Евангелия?
Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, 70 год. Дэвид Робертс, 1850 г. / Wikimedia Commons/СС BY 2.0

Наконец, 9-10 числа месяца Авы 70-го года, в тот же самый день, когда и Навуходоносор взял Иерусалим, Тит ворвался в город. Происшедшие затем события представляют собой страшную бойню, устроенную римлянами в городе, в результате которой, помимо мужского населения были истреблены тысячи женщин и детей. Всего же при осаде города и последовавшей затем жесточайшей битве погибло более миллиона человек; а около ста тысяч оставшихся в живых были уведены в плен, проданы как невольники; отправлены в Рим, чтобы служить позорным украшением триумфальной процессии завоевателя; брошены в амфитеатры на растерзание диким зверям; иные, как бездомные скитальцы, рассеялись по всей земле. И город, и великолепный Иерусалимский храм были разрушены до основания в буквальном смысле слова. Приказ императора гласил не оставить от иудейской столицы камня на камне. Так сбылось еще одно горькое пророчество Христа. Римские солдаты вспахали даже само место, где раньше стоял Иерусалим.

В 130 г. император Адриан распорядился построить на развалинах Святого города римское поселение и назвать его Элия Капитолина. Так погиб ветхозаветный Иерусалим. А на месте Иерусалимского храма был воздвигнут храм Юпитера, украшенный изображениями… орлов. Грозовых птиц, приносящих молнию.

Не конец, а начало

Где будет труп, там соберутся орлы. Эти слова были сказаны о падении Иерусалима. Но в ряду примет последних времен они оказались совсем не случайно. Пророчество, уже сбывшееся в истории, свидетельствует и об истине слов, сказанных Спасителем о кончине мира. Не Господь погубил Иерусалим, напротив, Он все сделал, чтобы спасти его. “…И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего”.

«Где будет труп, там соберутся орлы»: в чем пророческий смысл этих слов из Евангелия?
Камни оставшиеся после разрушения Второго Храма / Wikimedia Commons/СС BY 2.0

Причиной гибели Иерусалима стала полная утрата духовных ориентиров вождями ветхозаветного иудаизма. После отвержения пришедшего Мессии-Христа духовные вожди народа почти сорок лет вели Израиль в пустоту. Кончилось это катастрофой.

Последние времена, по христианскому вероучению, наступят при сходных обстоятельствах. Люди отвернутся от своего Творца и попытаются жить по своим законам. Но не Бог уничтожит этот мир. Ведь Бог не палач, карающий нарушителей Его воли. Отвергающих Его милосердие Господь просто предоставляет их собственной воле. Конец света будет результатом полного отпадения людей от Источника своей жизни. И не так уж важно, какие орлы соберутся тогда над погибшим человечеством.

Гораздо важнее помнить, что конец света – это не гибель мира, а всего лишь уничтожение того, что уже мертво. А потом – через конец нынешнего, “ветхого” мира и Суд Божий – наступит новая эпоха в истории человечества. В новом мире, где уже не будет зла, не будет болезней и обид; где будет обитать лишь любовь людей к своему Создателю и друг ко другу. И это не прекрасные мечты. Это обещание Христа, произнесенное одновременно с Его пророчеством о гибели Иерусалима, которое с буквальной точностью уже сбылось в истории.

Читайте также:

«Совершил Господь гнев Свой, излил ярость гнева Своего»

На заставке фрагмент картины Франческо Айеца «Разрушение Иерусалимского Храма»/Wikimedia Commons/СС BY 2.0

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (122 votes, average: 4,91 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Лариса
    15 февраля, 2020 12:18

    Не бросайте в меня тапками ,ибо я по своей сути агностик.Тоесть не отрицаю,что есть высшая сила,но и не утверждаю,что она есть. Просто знаю ,что история человечества гораздо больше ,чем те религии ,о которых мы знаем И были другие религии ,о которых человечество забыло.
    Но как историческое повествование ,эта статья мне понравилась .Очень .Я человек в религии невежественный ,Библию читала,вернее,пробовала читать .Увы.А теперь послушайте мнение агностика -Христос был человеком из далёкого будущего .Может машиной времени воспользовался.Вот и пытался воспитать людей Со средневековой психологией по понятиям далёкого будущего.А насчёт трупа и стервятников .То вспомним В О ,что там у фашистов было на кокардах и на шевронах?Правильно ,орел.А пошли они войной на Россию,где в Мавзолее лежало тело Ленина .Гитлер,как теперь знают сам был полуевреем .А Кто давал Гитлеру деньги на партию ,ещё до того ,как он пришел к власти .Мне лень перечислять их фамилии,но я вам скажу,что минимум из них половина была евреями .А что сейчас на флаге России ?Правильно ,двухглавый орёл .А где проводят парады ?На Красной площади ,около Мавзолея В сущности ,Христос предупреждал о третьей мировой войне .Все к тому и идёт .И затеют эту войну опять же люди,которые имеет еврейское происхождение.Тоесть ,человек из будущего наивно пытался остановить евреев ещё в давние времена .Но эта нация не прислушалась к словам Христа .

  • Павел
    9 февраля, 2020 1:12

    Спасибо за статью. Для меня думаю наверное всё понятно.

  • Алина
    5 февраля, 2020 11:21

    Так же,и фашисты уничтожили много евреев,а ведь их символами также являлись орлы

  • Николай
    2 февраля, 2020 17:16

    αετοί. (аэтОй) – стервятники.

    Номер Стронга: 105
    Варианты перевода:
    105, ἀετός
    орел (символ быстроты, иудеям по закону было запрещено есть его мясо, в Лк 17:37 употр. в знач. гриф); LXX: 05404 (נֶשֶׁר‎).

    Места, где встречается данное слово (поиск мест в ВЗ (в LXX) по номеру Стронга, в НЗ по лемме):

    Исх 19:4
    Лев 11:13
    Втор 14:12 Втор 28:49 Втор 32:11
    2Цар 1:23
    Иов 9:26 Иов 39:27
    Пс 103:5
    Притч 23:5 Притч 24:22 Притч 30:17 Притч 30:19
    Ис 40:31
    Иер 4:13 Иер 49:16 Иер 49:22
    Плач 4:19
    Иез 1:10 Иез 17:3 Иез 17:7
    Дан 7:4
    Ос 8:1
    Авд 1:4
    Мих 1:16
    Авв 1:8
    Всего найдено мест: 26

    Мф 24:28
    Лк 17:37
    Откр 4:7 Откр 8:13 Откр 12:14
    Всего найдено мест: 5

  • Николай
    2 февраля, 2020 14:31

    Спасибо автору и администратору за понимание.
    Вы заставили меня проштудировать понимание этого вопроса православием. Моё мнение, что под словом “труп”, подразумевается Сам Христос или Смерть Христа совпадает с мнением православной церкви. СПАСИБО.
    Прошу ещё раз меня простить.

    • Владимир Гурболиков
      2 февраля, 2020 16:12

      См. контекст. Его спрашивают в связи со словами об Иерусалиме. Ученики прекрасно поняли, что Он фактически город лишает Божественного благословения. Отсюда и вопросы. Но слова Христа всегда несут несколько смыслов. Можете и так на это посмотреть. Хотя по отношению к ученикам у Господа главное сравнение было со смирением голубя и мудростью змеи. Не помню, было ли не только в Евангелиях, но даже и во всём Новом завете сравнение учеников с орлами.

  • Николай
    2 февраля, 2020 12:45

    Ладно. Простите мне мою категоричность. Просто я в этом предложении увидел речь о лжепророках, и два пояснения к этим лжепророкам.
    Первое пояснение отвечает на вопрос: почему Христос не может находиться в потаённых комнатах (как молнию все одновременно видят, так и Второе пришествие)
    И второе пояснение отвечает на вопрос: почему они (лжехристы и лжепророки) ЛОЖНЫЕ? Или для каких целей они назвались пророками и христами?
    Ответ очевиден во втором пояснении – они ложны ради пропитания (мзды) как и стервятники питаются от трупа, так и лжепророки имеют выгоду от Смерти Христовой.

    Это моё личное мнение (а я – вне конфессий. Т.Е. – не называю себя ни православным, ни протестантом).

  • Николай
    2 февраля, 2020 12:11

    Тогда поясните мне вот этот отрывок из текста автора этой статьи.

    “Существует много мнений о знамениях конца света. Все они в той или иной степени спорны, поскольку это событие в истории человечества еще не наступило. Однако, есть все основания утверждать сегодня, что фраза “где будет труп, там соберутся орлы” в речи Христа К КОНЧИНЕ ВЕКА НЕ ОТНОСИЛАСЬ. Эти слова предвещали величайшую трагедию еврейского народа – разрушение Иерусалима. То, что для апостолов было малопонятным пророчеством, для современного человека – исторический факт, многократно описанный разными авторами, и засвидетельствованный современниками описываемых событий. О нем рассказывали не только церковные писатели, но и такие известные нехристианские историки, как Тацит и Флавий.

    Словами о трупе и орлах Христос прикровенно ответил на вопрос учеников об уничтожении Иерусалимского храма. А чтобы понять эти слова, нужно хотя бы немного узнать об истории его создания и выяснить – что же представлял собой Иерусалимский храм в евангельские времена”.

    • Владимир Гурболиков
      2 февраля, 2020 14:22

      А вот тут мне стало ясно, что Вас смущает. Автор признал справедливость Вашего смущения и внёс исправления.

  • Николай
    2 февраля, 2020 11:31

    Я так понял, что у вашего сайта есть разногласия с православием. И это разногласие касается учения. Мне очень жаль, что вы отвечаете на серьёзные вопросы верующих поверхностными ответами. Вам задал христианин вопрос о том, что его волнует. Вы же ответили, съезжая на второстепенную тему. Просто разуверили человека в том, что это предложение совершенно не относится ко Второму пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Но христианам (обычно) нет никакого дела до еврейских святынь. Ему интересен и очень важен вопрос пришествия и кончины века.

    Возможно, что орлы могли иметь место во время осады Иерусалима, но нам важнее то, как объясняется этот текст для христианина. Вы же прямо публикуете байку о том, что этот текст не относится ко Второму пришествию.

    Я склонен воспринять ваш сайт сектантским.
    Вторая моя причина так отнестись к вашему сайту, это факт вашего перебирания постов. Вы не публикуете посты, которые прямо, библейски опровергают ваши заблуждения. А такая манера присуща сектам.

    • Владимир Гурболиков
      2 февраля, 2020 12:03

      Да, мы оставляем за собой право не публиковать комментарии. Например, такие, которые реальные факты истории Церкви называют “байками”. Либо содержат брань, неуважение, попытки протащить на сайт ложные учения. Пользы читателям от таких комменатриев нет. Относительно обвинений на уровне искажения христианского вероучения.
      Они несправедливы. Прежде чем выдвигать такие обвинения, надо внимательно прочесть текст. В котором есть следующие строки:

      “Причиной гибели Иерусалима стала полная утрата духовных ориентиров вождями ветхозаветного иудаизма. После отвержения пришедшего Мессии-Христа духовные вожди народа почти сорок лет вели Израиль в пустоту. Кончилось это катастрофой.

      Последние времена, по христианскому вероучению, наступят при сходных обстоятельствах. Люди отвернутся от своего Творца и попытаются жить по своим законам. Но не Бог уничтожит этот мир. Ведь Бог не палач, карающий нарушителей Его воли. Отвергающих Его милосердие Господь просто предоставляет их собственной воле. Конец света будет результатом полного отпадения людей от Источника своей жизни. И не так уж важно, какие орлы соберутся тогда над погибшим человечеством.

      Гораздо важнее помнить, что конец света – это не гибель мира, а всего лишь уничтожение того, что уже мертво. А потом – через конец нынешнего, “ветхого” мира и Суд Божий – наступит новая эпоха в истории человечества. В новом мире, где уже не будет зла, не будет болезней и обид; где будет обитать лишь любовь людей к своему Создателю и друг ко другу. И это не прекрасные мечты. Это обещание Христа, произнесенное одновременно с Его пророчеством о гибели Иерусалима, которое с буквальной точностью уже сбылось в истории”.

      Христианину есть дело и до истории Церкви (а разрушение Иерусалима) часть в том числе и церковной истории, и до пророчеств Господа нашего Иисуса Христа. В статье есть и то, и другое. Как же конкретно, для христиан последних времён, откроется суть слов Божиих, никто не знает. Как никто не знает ни дня ни часа второго пришествия Христова.

  • Николай
    2 февраля, 2020 1:41

    “Ответ Спасителя — звучит как пословица: «Где труп, там соберутся и орлы». Святые отцы дают двойное толкование этих слов. Где бы ни скрывались нечестивые, суды Божии найдут их. Как орлы устремляются на добычу, так правда Божия настигнет всякое зло.

    Где бы ни находились верные, хранимые Господом, они радостно
    ВСТРЕТЯТ ХРИСТА ЛИЦОМ К ЛИЦУ. ГДЕ ХРИСТОС, ТАМ СОБЕРУТСЯ ВЕРУЮЩИЕ В НЕГО — у Креста, который просияет вечной славой Его. Все, запечатленные именем Христовым, встанут рядом с Ним и примут от Него благословение бесконечной любви”.

    Протоиерей Александр Шаргунов

  • Николай
    1 февраля, 2020 20:48

    Значит “молния” относится ко Второму пришествию, а орлы к Иерусалиму?
    Но, ведь это одно предложение.

    Читайте внимательно.
    (От Матфея 24 гл.) 26-28
    Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, — не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”, — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, ТАК БУДЕТ ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО; ИБО, где будет труп, там соберутся орлы.

    Христос уже перешёл от темы Иерусалима, к теме Второго пришествия.

    Но мне кажется, что я пишу малограмотным людям.
    У вас вообще есть на сайте литераторы?

    • Владимир Гурболиков
      2 февраля, 2020 12:17

      Николай, ещё раз: это относится и к той теме, и к другой. Пророчество касалось и напрямую учеников Христа, его современников, касается и нас, и возможно, будущих учеников. Вы решили, что финал статьи написан просто так и не стали относиться к нему внимательно. И атакуете нас комментариями, видя какое-то противоречие в том, что пророчество Христа когда то уже уберегло христиан от избиения. А противоречия нет.

  • Виктор
    1 февраля, 2020 18:09

    Труп в мавзолее, а орлы собравшиеся возле него есть стервятники, это высшие чины правителей, а орлы у них на фуражках и не надо толковать сказанное не как сказанное, а по собственному мнению.

  • Сергий
    1 февраля, 2020 15:59

    Орлы не слетаются на труп. Это делают только стервятники. Труп человечества уже готов, ибо, лишь, десятина живущих ныне на Земле ещё достойна Бога.
    Всевышний Создатель наш есть Единственный Судия и и только Он карает отринувших Его, а чьими руками и держали ли эти руки легионных орлов – не так, уж, и важно.
    Первый Храм был полон Бога. Второй остался пуст, отринув Сына Божия. Третий же должен стать престолом сатаны, у которого и соберутся стервятники рода людского, бесконечно – многократно-завышенно названные “золотым миллиардом”, ибо только десятки самых отъявленных человеконенавистников среди них окажутся не “библейского” происхождения.
    Так поясняет это Господь!

    • Владимир Гурболиков
      1 февраля, 2020 16:52

      Именно потому пророчество было понято христианами Палестины правильно. И они ушли из Иерусалима. Бог там был убит. Восстали лжехристы. А вокруг появились именно орлы. Это была буквально и точно отрисованная картина. В ней “неправильная” деталь как раз и оказывалась чрезвычайно важной.

  • Юни Бум
    1 февраля, 2020 13:38

    Иисус сравнил своих последователей с орлами. У орлов хорошее зрение. У истинных последователей Христа хорошее духовное зрение. Перед концом этой системы хорошее духовное зрение поможет им распознать, как Христос осуществляет свое руководство, что от них требуется делать. Как перед разрушением Иерусалима многие приходили под его именем, так и сейчас много лжепророков.. Матфея 24:14

  • dextercordis
    31 января, 2020 22:37

    Конца света не будет! Бог есть свет и нет в не никакой тьмы.

  • Николай
    31 января, 2020 20:34

    Читайте ещё раз, внимательно.

    (От Матфея 24 гл.) 26-28
    Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, — не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”, — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, ТАК БУДЕТ ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО; ИБО, где будет труп, там соберутся орлы.

    Речь о Втором пришествии Христа.
    Как можно перепутать осаду Иерусалима со Вторым пришествием?
    Тут одно из двух – или осада Иерусалима будет в момент Второго пришествия…
    Или Второе пришествие уже было в семидесятом году Н.Э.

    И третье на ум приходит – орлы к осаде Иерусалима не имеют никакого отношения.
    Как и написано в Писании – “ТАК БУДЕТ ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО; ИБО, где будет труп, там соберутся орлы”.

    И апостолы здесь вообще ни при чём.

  • Николай
    31 января, 2020 19:47

    Владимир. Вы пишете, что христиане покинули Палестину. Но двадцать второй текст повествует о том, что РАДИ ИЗБРАННЫХ СОКРАТИЛИСЬ ЭТИ ДНИ.
    Если христиане покинули Палестину, то откуда там взялись избранные?

    ВОТ ВАШ ТЕКСТ – “… живы ещё некоторые апостолы. И вот им якобы что-то не выгодно, они всё выдумывают…”
    Я ТАК ПОНЯЛ, что всю эту статью (о римских орлах) писали апостолы.

    Христос сказал, что орлы появляются ни перед появлением трупа, а когда труп уже в наличии есть. СПЕРВА ПОЯВЛЯЕТСЯ ТРУП, А ТОЛЬКО ПОТОМ СОБИРАЮТСЯ ОРЛЫ.
    Вы ж не путайте временную последовательность – “СПЕРВА ТРУП, ПОТОМ ОРЛЫ”.
    Иначе Христос сказал бы по другому — “когда собираются орлы, то это к трупу”.

    Не думаю, что это апостолы передали информацию о появлении шести орлов перед осадой Иерусалима. Только потому, что апостолы не могут перепутать временную последовательность предложения – “ГДЕ труп, ТАМ орлы”.
    Орлы к трупу собираются, а не трупы к орлам.
    Можете не публиковать мой пост. Но пожалуйста не выдумывайте байки о римских орлах.
    Просто внимательно надо читать тексты Библии.

    • Владимир Гурболиков
      1 февраля, 2020 11:09

      Вы забываете слова Христа об Иерусалиме накануне ареста и распятия. Если их примете во внимание, то всё встанет на свои места. Ни у автора, ни в моих ответах Вам нет противоречия.

  • Йошка
    31 января, 2020 11:37

    Потрясающий фрагмент и очень своевременный! Имеющий уши да услышит! Спасибо !

  • Рядовой
    31 января, 2020 8:31

    Очень понятно , орлы на флагах США, России чему тут удивляться ?

  • Николай
    31 января, 2020 0:21

    Вообще-то текст об орлах (в греческих первоисточниках: “стервятники”) относится к лжехристам и лжепророкам.
    ЧИТАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО. это одно предложение с двумя пояснениями

    (От Матфея 24 гл.) 26-28
    Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, — не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”, — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

    Если Матфей применил слово “труп”, то Лука уже применяет слово “Тело” (Лук. 17:37). См. греческий текст).
    Это же слово “ТЕЛО” встречается в текстах о Вечере Господней, и тело-церковь.
    Означает это слово “смерть Господню”. А речь идёт о лжехристах, которые паразитируют как и стервятники. Но эти орлики паразитируют на идее смерти Христа.
    ПРАКТИЧЕСКИ ГОВОРИТСЯ О ЛЖЕ-ПАСТЫРЯХ, КОТОРЫЕ ЗА СЧЁТ ИСПОВЕДАНИЯ СМЕРТИ ХРИСТА (Тела), ПАРАЗИТИРУЮТ В КОРЫСТНЫХ ЦЕЛЯХ.

    Но проповедникам не выгодно называть проповедников “стервятниками”, вот они и выдумывают орлов перед осадой Иерусалима. НО ПРЕДЛОЖЕНИЕ начинается с лжехристов, которые появляются то в пустыне, то в потаённых комнатах. Вот об эти орлах и сказал Иисус Христос, предвидя, что на учении о Его смерти будут наживаться мошенники, называя себя пастырями.

    • Владимир Гурболиков
      31 января, 2020 9:46

      Вы сами вдумайтесь в свои слова “выдумывают орлов перед осадой Иерусалима”. То есть, речь — о первом веке, живы ещё некоторые апостолы. И вот им якобы что-то не выгодно, они всё выдумывают…

      Между тем, противоречия нет. Да, лжепророки появились сразу же по Воскресении Христовом. Прежде всего, гностики, которые начали мгновенно сочинять свои версии, которые бы объяснили факт Воскресения, который по словам Апостола “для эллинов безумие”. Отчасти Евангелия и писались, чтобы отсечь это враньё и перетолковывание событий, которым апостолы были живыми свидетелями.

      Однако одновременно мы имеем факт: это пророчество Христа заставило христиан покинуть Палестину и не участвовать во второй иудейской войне. Ученики Христа оценили Его слова в комплексе, и увидели ту самую картину гибели Иерусалима. И оказались правы. Ничего странного в том, что накануне и в ходе этой войны появлялись лже-мессии, люди, объявлявшие себя и спасителями и пророками, нет. Иудеи как раз и ждали такого спасителя, который избавит от Римской оккупации, а в конечном итоге, отдаст мир и власть над всеми народами им. Вот по вере их и было им дано… И обернулось всё это трагедией.

      А ученики Христа как раз ничего не боялись, поскольку они проповедовали и пророчествовали истинно. Но все знаки указывали, что нужно исполнить слова Христа. Они проявили послушание и ушли. И тут нет никакого противоречия.

  • Елена
    31 января, 2020 0:06

    Спасибо за статью! Подумать только, что мы творим за свою короткую жизнь! Больные на всю голову…

  • Наталья
    30 января, 2020 21:24

    Спасибо.Когда читала Евангелие,не поняла смысла этого изречения и потом думала об этом,и вот случайно,а может нет, встретила эту статью-разъяснение Теперь поняла.Еще раз спасибо.И спаси вас Бог!

  • Andrey
    28 сентября, 2019 20:12

    “Причиной гибели Иерусалима стала полная утрата духовных ориентиров вождями ветхозаветного иудаизма”, – хорошо сказано. История повторяется. Те, кто призван быть пастырями, становятся антипримером для пасомых. Те, кто призван быть светом миру, становятся источником нечестия. Светильник больше не светит, соль обуевает. Добро и зло меняются местами. Это и есть мерзость запустения, стоящая на святом месте. Это как катафалк, везущий свадьбу.

  • Влjд
    5 марта, 2017 21:26

    Вы написали: Ведь Бог не палач, карающий нарушителей Его воли.
    Читайте Писание
    …если Я на какую-либо землю наведу меч, и народ той земли возьмет из среды себя человека и поставит его у себя стражем (Иез.33:2).
    Как видите, “Я наведу”. Бог законодатель и Он же судья. Вы когда-нибудь видели судью, объявляющего такой приговор: вы бандиты, разбирайтесь сами между собой, а я не палач, не собираюсь о вас пачкать руки? Бог осудит и сожжет этот грешный мир, нарушивший Его святую волю.
    “потому что Бог наш есть огонь поядающий”. (Евреям 12:29)

  • Ольго
    10 августа, 2015 21:22

    “о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!.. ты не узнал времени посещения твоего…”

    Господь, когда посещает, благословляет и милует: “Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли… поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя… и сделает тебя Господь главою, а не хвостом и будешь только на высоте””, когда же оставляет – “то придут на тебя проклятия…” (Второзаконие 28) … и смерть…
    Сколько через пророков Своих Господь говорил об этом.. “Но это сокрыто ныне от глаз твоих” , – они не увидели и не услышали Его… и потеряли Жизнь…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *