Вопрос читателя:
Уважаемый батюшка! Мой сын воюет на СВО в ДНР. Очень тяжело переживает причастность к уничтожению противника. Говорит: «Мама, твой сын — убийца! Когда я вернусь домой, как я смогу смотреть людям в глаза? И как люди будут смотреть на меня? Как с этим жить дальше?!» Я пыталась успокоить, переубедить, но всё-таки, какие слова могут снять с него чувство вины и греха? Если Вы ответите мне, заранее выражаю Вам огромную благодарность.
Ольга
Ответ священника:
Бог Вас да благословит, дорогая Ольга!
Во-первых, как мать, Вы можете и должны молиться за сына. Если он крещен — а, судя по всему, крещен, — молитесь не только личной молитвой, но и участвуйте в церковной молитве: во время богослужений, когда будете поминать сына сама, и до службы, когда будете писать его имя в записке о здравии на Проскомидию, чтобы его помянул священник в алтаре (см. Что такое записка «на проскомидию»?).
Во-вторых, я Вам дам ссылку на ответ протоирея Андрея Шеломенцева — священника, который окормляет наших солдат на СВО. Он видел многое, что творится на СВО, имеет очень большой опыт взаимодействия с солдатами, и говорит не теоретически, а опираясь на то, что сам хорошо знает: Как Бог относится к тому, что верующий солдат на войне убивает?
Думаю, что Вы можете прочитать этот ответ сыну или дать на него ссылку. Мне кажется, к словам отца Андрея ничего не прибавишь. И потом, когда сын снова и снова будет звонить Вам и говорить о том, что происходит, всегда напоминайте ему этот ответ.
Когда сын вернется в мирную жизнь, обязательно нужно будет ему воцерковиться — начать регулярно исповедоваться, как только священник благословит, причащаться. Для внутреннего здоровья, для души это обязательно, потому что только Бог может помочь человеку восстановиться после войны.
Отец Андрей совершенно правильно говорит о том, что происходит с человеком на войне. Понимая, что это действительно тяжелый, тяжелейший, во многом разрушающий человека опыт, нужно использовать те лекарства, которые есть в Церкви, то есть Таинства, ведь Церковь не зря называется больницей.
Так и говорите: «Сынок, если у тебя там есть возможность — непременно исповедуйся и, если священник разрешит, причащайся Святых Христовых Тайн. Священники понимают, что нужно, что можно, если благословит — причащайся. Приедешь домой — сходишь в храм, видишь, все представляют, что происходит, ты сейчас сделай то, что требуется, а потом мы займемся твоим восстановлением. И, пока ты там, молись Богу о помощи, читай про себя „Господи, помилуй“, чтобы Бог тебя уберег не только физически, но и внутренне, помог душу сохранить. Война — это очень сложно, это рана для всех. Сейчас ты на своем месте, ты защищаешь всех нас, и мы тебя любим и благодарны. Ты собой рискуешь — и внутренне тоже. Вернешься — и мы разберемся, а пока поддержи себя молитвой и, если будет священник, исповедью и причастием Святых Христовых Тайн».
Второй важный момент по возвращении — это работа с кризисным психологом. Когда сыну придет время вернуться, изучите сама и потом вместе с ним, какие есть программы и варианты психологической реабилитации бойцов — и непременно обратитесь к специалистам. Они работают своими средствами, но такие программы разработаны уже давно, опыт использовался в других странах и он помогает. Без такой помощи человеку, который был на войне, справиться практически невозможно, потому что внутренне он очень травмирован.
Непременно скажите сыну о том, что Вы поможете ему с реабилитацией, а пока что ждете его, любите, он для Вас герой и защитник и Вы всем сердцем с ним и благодарны ему.
Думаю, если сын займется проблемой с двух сторон — духовной и психологической — ему удастся восстановиться. А сейчас, когда он будет знать, что проблема решаема и его любят и уважают, ему будет полегче.
И молитесь перед каждым разговором с сыном, чтобы Господь помог правильно его выстроить.
Бог в помощь!