Вопрос читателя:
Здравствуйте! Я очень тяжело переживаю смерть папы. Его не стало в конце июня, я была совершенно не готова к этому. Всё произошло внезапно, за день. Хуже всего, что до этого я очень давно не виделась с ним, хотя общалась (жили в разных городах). Из всех близких он казался мне самым позитивным, сильным, здоровым — опорой, которая никогда не может сломаться. Последние несколько дней перед этим у меня в голове стучала мысль: «Не доживёт». Не знаю, что это — ошибки мозга или откровение, которое я не смогла верно интерпретировать? Внезапная смерть папы подкосила. Когда прошёл шок, стала бояться, что то же самое произойдёт со мной. В этом состоянии живу больше двух месяцев. Обследуюсь, лечу мелочи (небольшие нарушения сердечного ритма). И хотя врачи говорят, что всё в порядке, продолжаю переживать. Ухудшает то, что папа умер от сердечной болезни, инфаркт. Болел многие годы, не хотел признаваться себе и нам. Ипохондрия давит — боюсь, со мной что-то не так. Страшнее всего ложиться спать ночью, боюсь, что утром не проснусь, что моя жизнь оборвется внезапно. Верю в Бога, верю, что усопшие пребывают с Ним. Но сама пока не готова к этой встрече, не хочу покидать Землю и близких (мне скоро 24). Проблемы с тревогой были всегда: боялась темноты, жутко боюсь мистики (смерть представляется мне не столько результатом несчастного случая или заболевания, сколько волей высших сил, которые забирают человека, когда им вздумается). Хочу верить Богу, но очень сильно боюсь, что Он заберёт меня к Себе просто потому что посчитает это лучшим. А я не буду готова. Очень боюсь, что не нужна миру, Богу. Боюсь, со мной случится помутнение, начну желать смерти — и Господь выполнит моё желание. Я этого не хочу. На самом деле, Господь меня подбадривает и даёт силы, но иногда начинаю чувствовать, что делаю всё не так, из-за чего Он решит, что дальше помогать мне нет смысла. В конце концов, есть больные люди, больные дети. Вдруг Господь решит, что лучше забрать жизнь у меня и отдать другому? Умом понимаю, что это не так и мне не дано знать замысел Божий, но эмоциями очень страшно. Страшно, что меня разлучат с родными. Ваши ответы очень утешительны. Пожалуйста, помогите разобраться, как действовать, как поверить в то, что Бог хочет моей жизни, перестать бояться и начать путь к исцелению и обретению новых смыслов. Спасибо.
Александра
Ответ священника:
Бог Вас да благословит, дорогая Александра!
То, что у Вас возник страх смерти после внезапной кончины отца, — очень понятное и в какой-то степени распространенное явление. Часто так случается с теми, кто не сталкивался со смертью раньше (например, с детства родители и бабушки с дедушками ограждали ребенка от того, чтобы бывать на отпеваниях, похоронах, кладбищах) и не задумывался о ней, не задавал себе вопрос о том, какое место занимает тема смерти в его жизни, что означает для него лично конечность бытия.
Одновременно с этим практически панический страх перед своей смертью может быть у людей, которым в принципе свойственна тревожность (судя по письму, это как раз Ваш случай), а тревожность — в целом или конкретно в связи со смертью, — может быть связана с тем, что человек стремится избегать каких-то активных действий и решений в своей жизни.
Все остальное, что Вы упоминаете в письме — по поводу Бога, полезности и бесполезности жизни, возможности кончины в случае если Вы выскажете об этом какие-то идеи и т.п., — на мой взгляд, просто дополнительные декорации, которые выглядят вроде как благообразно и прилично, но на самом деле прикрывают собой более важные основания для страха смерти (о которых я сказал выше). Говорю так, потому что, если выписать высказанные идеи и сопоставить между собой, они и друг другу противоречат, и христианскому пониманию мира не соответствуют. Поэтому их мы оставим в основном за скобками.
Итак, смерть. Обычно человек о ней не думает. Но в целом, дорогая Александра, нужно признать, что она есть и что она наступит в Вашей жизни. Точно так же, как Вы не можете летать своими силами, Вы не можете и бесконечно жить на земле. Это не дано никому. Есть жизнь вечная, и Ваша душа, как и душа каждого человека, после разлучения с телом продолжает существовать в Вечности. И вопрос в том, в этой Вечности она будет с Богом (то есть в Вечной жизни) или без Бога (то есть в вечной смерти). По этой причине и оказывается, что наша земная жизнь — это подготовка к Вечности, ее преддверие.
Это не означает, что Вам нужно от всего в этой жизни отказаться и уйти в затвор: если нет такого отшельнического внутреннего расположения, искусственно делать его себе не надо. Но это означает, что нужно жить в полноте этой жизни и при этом расставлять приоритеты так, чтобы, в какой бы момент Ваша жизнь ни закончилась, у Вас не было бы сожаления о том, что Вы чего-то существенного не сделали или не успели.
Как Вы думаете, насколько это реально? Я бы сказал, что для ответа на этот вопрос надо понять, что на самом деле является существенным. Любые проекты, связанные с работой, строительством дома, наукой и прочими такого рода вещами могут закончиться в силу непреодолимых обстоятельств: экономический кризис, например, может прекратить что угодно, равно как и сбои в поставках материалов, реактивов, внезапные перемены в жизни начальства и так далее. Это не означает, что ничего не нужно затевать в быту или на работе — нужно и важно. Я говорю просто о том, что все эти вещи априори временные и конечные.
Бесконечно и нерушимо только одно — состояние Вашей души, потому что оно переходит в Вечность. И поэтому мы говорим о том, как важно, чтобы внутри человека были мир и любовь. Просто так они не появляются: наша душа питается ими от их источника, которым является Бог. Когда человек пребывает в общении с Богом — и через молитвы, и через участие в Таинствах, — его души касается благодать Божия, и человек живет уже не один, а в соработничестве, синергии с Богом.
Поскольку человек живет земной жизнью и не всегда с детства научен правильно обращаться с собой, он совершает ошибки, и это искажает его душу и внутреннее состояние, делает его далеким от духа любви Божией и мира Божия. В церковной терминологии такие ошибки называются грехами, и о природе греха я Вам очень советую материал Грех: беззаконие как отсутствие любви. От грехов избавляются двумя способами: во-первых, на исповеди, во-вторых, через различные аскетические практики (тут лучше лично посоветоваться со священником, которому будете исповедоваться), которые помогают приучить душу к тому, чтобы жить внутри по норме, по-Божески. Об этом, в общем, и есть вся духовная жизнь — и молитвы, и пост, и дела милосердия, и работа над собой.
Если Ваша духовная жизнь будет течь правильно, Вы, во-первых, будете верно понимать Бога и устройство действительности (и Вас не будет пугать то, что пугает сейчас), во-вторых, у Вас будет доверие к Богу, в-третьих, при Вас всегда будет то, что никто не сможет у Вас забрать — Ваше правильное внутреннее состояние. С ним и жить будет проще, и к смерти будет отношение правильное.
Что касается более бытового и приземленного уровня понимания проблемы, я бы Вам советовал самой или со специалистом подумать, что является причиной Вашей тревожности и какие выгоды она Вам дает. Дело в том, что, когда человек тревожится, своей тревогой он часто как бы замещает реальные действия, которые могли бы быть. Например, человеку нужно решить, что купить, но вместо решения о покупке он все силы направляет на свою тревогу. Вроде как и занимается покупкой — но при этом никакой ответственности не несет, потому что решения не принимает, соответственно, и отвечать не за что.
То же самое со здоровьем: Вы вроде как занимаетесь им, и делаете правильно. Но Вы же прекрасно понимаете, что, если по обследованиям все в порядке, стало быть, с Вас — только поддержание правильного режима и диеты, а дальше силы нужно направить не на постоянные переобследования, а на то, что от Вас требует действительность.
Подумайте, есть ли вопросы, которых Вы избегаете? У меня есть кое-какие предположения. Прошу прощения, если ошибусь, но, возможно, мое предположение станет точкой, от которой Вы оттолкнетесь в Ваших размышлениях о себе.
Вы пишете: «Из всех близких он казался мне самым позитивным, сильным, здоровым — опорой, которая никогда не может сломаться». Мне кажется, дорогая Александра, что пришло время Вам самой стать для себя таким человеком, каким был Ваш отец — позитивным, морально сильным, крепким. И пришло время осознать, что любой человек — это просто человек, который может и заболеть, и захандрить, и сломаться. Часто бывает, что сильные люди просто берегут других и не делятся с ними своими сложностями, а внутри у них при этом и страхи, и буря эмоций, и все прочее, что свойственно человеку. Возможно, дорогая Александра, пришло время Вам понять, осознать и принять, что все мы — только люди, и ни один человек не является ни в чем абсолютом. Абсолют, на который всегда можно опереться, — это только Господь Бог. А человек любой живет по своим силам и столько времени, сколько Господь ему отмерит. Это наша природа, наша доля, которую нужно максимально разумно использовать.
Кончено же, Вы любили папу, скучаете о нем и тоскуете! Но ему не поможет ни то, что Вы тревожитесь, ни то, что Вы у себя стремитесь предотвратить болезни, которые были у него. Наследственность, безусловно, полезно учитывать, но жизнь к этому сводить не нужно.
Вы о папе молитесь — и дома, и в храме, если он был крещен, а лучшим способом почтить его память будет Вам самой жить смело, открыто, честно, отважно встречая задачи, которые ставит жизнь, и по мере сил, с Божией помощью их решая. Это будет очень достойно и памяти Вашего замечательного отца, и Вас самой — его дочери.
Чем больше Вы будете заняты своей жизнью, выстраиванием и ее духовной, и ее бытовой стороны, тем более правильно все будет устроено и страхи и тревоги уйдут, потому что для них просто места не останется.
А в первое время, когда тревога еще будет мучить, молитесь, например, читайте «Господи, помилуй» много-много раз — и Господь будет подавать Вам силы на то, чтобы выйти из состояния тревоги и вернуться к жизни.
Если состояние тревоги выходит за рамки условной нормы, нужно обращаться к специалисту. Но надеюсь, что все не так серьезно. С Божией помощью, справитесь.
Храни Господь!

