
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
У нас в храме можно подать записку «на проскомидию», а что это такое? Что значит «простая» и «заказная» проскомидия?
Отвечает протоиерей Игорь Фомин:
Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец — большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан — живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия — из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».
Потом все вынутые частички собираются на дискосе (специальная тарель для Агнца) и во время Божественной Литургии пребывают вместе с Агнцом. В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».
В древности первые христиане сами пекли такие хлеба — просфорки, приносили на проскомидию, а священник вынимал из них частичку и возвращал хлеб хозяину.
В записку «на проскомидию» можно вносить имена только крещеных православных людей (в отличие от молебна или панихиды — на них мы можем подавать записки с именами даже некрещеных и инославных).
О том, что такое «простая» и «заказная» записка на проскомидию, надо отдельно узнавать в каждом конкретном храме. Обычно «простая» записка — это та, по которой частичка за человека вынимается только на проскомидии, а «заказная» — когда имя человека звучит и на проскомидии, и на молебне.
Записки бывают "простая" и "на проскомидию". За имена из записки "на проскомидию" вынут частички, "простую" записку просто прочитают священник, или дьякон, или алтарник, или даже кто-то из прихожан (если записок много). В любой записке пишутся только имена крещеных людей.
Св. Лев Оптинский, Паисий Величковский, и др., опираясь на свт. Симеона Солунского говорят что поминание на Проскомидии с последующим "отмый Господи грехи поминавшихся зде..." являются заочным Причастием Святых Тела и Крови Христовых. А кого священник, заботящийся о своей вечной жизни допустит к Причастию, хоть и к заочному?
Учение о заочном причастии не принято Церковью, и остается в рамках личной позиции упомянутых Вами отцов.
Спасибо! буду правильно поминать усопших.
Спасибо, за вразумление, теперь все ясно и понятно.
Хотела рассказать. Написала записку "о здравии" дв. брата. Была уверена, что он-крещеный, так как нас воспитывала одна глубоко верующая бабушка , и меня она окрестила. Тогда были советские времена, и церкви работали не во всех населенных пунктах, трудно было найти церковь для крещения. Меня окрестил приезжий священник. Я думала. что брата бабушка тоже окрестила. Прошло несколько месяцев, и вдруг брат мне рассказывает, что он недавно вдруг решил окреститься (а он живет в другой стране) и примерно как раз в то время, когда я заказала молитву о здравии за него! Он очень хороший человек, и так вот пришел ко Господу.
Отлично!
Молитва священника не «Омый...», а «Отмый...». Исправьте, пожалуйста, чтобы не вводить людей в заблуждение.
Спасибо, Алексей, поправили.
В каждом храме нужно уточнять, как и сказано в статье. Столкнулась с таким фактом, когда простая записка, это когда только поминают имя, а заказная - вынимают частицу и поминают имя. Поговорила с настоятелем - у них так принято... то есть надо уточнять в каждом храме. Статья очень хорошая. Спаси Бог!