Святые были водимы Святым Духом, но одновременно спорили друг с другом и совершали ошибки. В чем тогда их святость? – Православный журнал «Фома»
Святые были водимы Святым Духом, но одновременно спорили друг с другом и совершали ошибки. В чем тогда их святость?

Святые были водимы Святым Духом, но одновременно спорили друг с другом и совершали ошибки. В чем тогда их святость?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Понятия святой и безгрешный не синонимы. Так же как не синонимы святой и бесстрастный, святой и никогда не ошибающийся, святой и хороший человек. Святой — это кающийся грешник, то есть человек, трезво оценивающий свое духовное состояние, видящий свои грехи и в своем устремлении к Богу желающий всеми силами от них избавиться. С этого горячего желания измениться — а это и называется покаянием — и начинается движение к святости. Как однажды сказал протоиерей Димитрий Смирнов, в Царство Небесное идут кающиеся грешники, а хорошие люди — на доску почета.

В истории был только один человек, который прожил жизнь, не совершив ни единого греха. Это Иисус Христос, в личности Которого человеческая природа неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно соединилась с природой Божественной. В Нем всем нам открыта возможность спасения, обретения Царства Небесного. Однако для того, чтобы спастись, необходимо потрудиться, по слову Спасителя: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12). Это усилие связано с преодолением греховных наклонностей, постоянной работой над собой, стремлением приобрести те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп 2:5). На этом пути и происходит встреча с Духом Святым, благодать Которого восстанавливает и преображает нашу природу, способствует нашему возрастанию в подобие Божие. Человек действительно начинает быть водимым Духом Святым.

Но водительство Святого Духа не означает превращение человека в некоего благочестивого зомби, мыслями, чувствами, действиями и словами которого руководит кто-то другой — наша уникальная личность сохраняется. В Священном Писании мы читаем о людях, которые находились в непосредственном общении с Богом и одновременно испытывали самые разные эмоции, действовали вразрез с повелениями Божьими, ошибались. Так, пророк Моисей, которого церковная традиция называет Боговидцем, препирается с Богом, сопротивляется Ему, возражает. Святой Дух не отбирает у человека свободу — в том числе свободу ошибаться и заблуждаться. Именно поэтому в Православии нет учения о чьей-то личной безошибочности, а все догматы и вероучительные положения принимались соборным разумом. Хранительницей Истины выступает Церковь, основанная Самим Господом, а не отдельные личности, пусть даже самые святые.

Любой человек — и святые тут не исключение — несет на себе отпечаток эпохи, на него влияют условия, в которых он вырос, образование, социальное окружение. Во все времена истории Церкви это хорошо понимали. Поэтому канонизация — общецерковное прославление святого — не означает автоматического одобрения всех его поступков. Так, святой Кирилл Александрийский долгое время испытывал сильную неприязнь к святителю Иоанну Златоусту и лишь спустя почти двадцать лет после смерти последнего признал свою неправоту. Тем не менее они оба были канонизированы Церковью. Святой Иосиф Волоцкий много потрудился на ниве духовного просвещения, однако суровые меры по искоренению ереси, к которым он призывал, представляются довольно сомнительными. Однако и он, и его оппонент как по вопросу о преследовании еретиков, так и по вопросу о церковном имуществе преподобный Нил Сорский прославлены в лике святых.

Таким образом, признавая влияние времени и места, а также немощи и ошибки, свойственные людям, Церковь, рассматривая вопрос о канонизации, обращает внимание на то главное, что двигало человеком в его жизни, — стремление к Богу и желание послужить Ему.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (51 голосов, средняя: 4,86 из 5)
Загрузка...
5 сентября 2021
Поделиться:

  • Александр
    Александр3 месяца назадОтветить

    Их святость в Смирении до земли и Верности до Неба...

  • Иван
    Иван4 месяца назадОтветить

    Непогрешимость церкви - искушение. Соборная святость - от лукавого. На Божьем Суде вас как будут Судить? Коллективно? Вы же знаете, что Суд Божий индивидуально каждого человека оценивает. Никакой коллективности. Политические канонизации - грех церкви. Так же как и ее политизация. Пострадавшие за политику или отличившиеся в церковной политике, как правило далеки от святости. И как следствие таких канонизаций - коррекция религиозных канонов, идущих от Бога. И вы не знаете, что это такое и какой Суд этому и тем кто это делает? Все ответят перед Богом персонально за соборное. Только покаяние, без оглядки на коллектив, спасет

  • Иван
    Иван4 месяца назадОтветить

    Святой - безгрешный, бесстрастный, никогда не ошибающийся, Божий человек. А вы что пишете? Вы вообще в сознании? Вы ведь религиозный журнал. Православный! А такое писать. Никакого представления о святости! Может вы шутите? Почитайте Житие Преподобного Сергия. Почитайте Провозвестие Рамакришны. Вы узнаете что такое Святость и Любовь к Богу. Религия должна быть религиозной, вдохновенной Свыше, а не надуманностями священников или монахов. В религии не надо ничего придумывать, а изучать. Разве в Евангелиях есть что либо такое что вы пишете? Учитесь

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил4 месяца назадОтветить

      Во-первых, в Евангелиях вообще никого из людей ни разу не называют святым. Во-вторых, Ваше определение "святого" далеко и от словарного, и от того, что находится в православной традиции. Так что кому и чего стоило бы изучить это большой вопрос.

  • Александр
    Александр4 месяца назадОтветить

    Если так, то вопрос в составлении житий тогда. Профессор Алексей Ильич Осипов упоминал, что первого вошедшего в рай почему-то не описали житием. И мы даже на молебнах не говорим "благоразумный разбойниче, моли Бога о нас!" Зато упоминаем обросшее "благочестивым вымыслом" житие Петра и Февронии. При этом даже не стараемся донести до православных то, что дети у них всё-таки были (Савва Мажуко на это обращал внимание, что мы не знаем, как они были воспитаны, кем они были, какие были отношения в супружестве)

  • Валерий
    Валерий4 месяца назадОтветить

    Только Пятидесятницу как освящение личности человека можно назвать святостью, и как свершившуюся цель жизни.А до этого нужен спасительный путь, водительство Господа, возвращающего человеку через Христа адамову чистоту.

  • Денис
    Денис5 месяцев назадОтветить

    Автор пишет? "В истории был только один человек, который прожил жизнь, не совершив ни единого греха. Это Иисус Христос, в личности Которого человеческая природа неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно соединилась с природой Божественной". Возникают вопросы. Как же Богородица? Чем она согрешила?!

    • Владимир (другой)
      Владимир (другой)4 месяца назадОтветить

      Чем согрешили величайший из святых подвижников Иоанн Предтеча и Сама Пресвятая Богородица? А зачем нам это знать? Что это даст нам для нашего спасения? Им Господь всё простил, а вот простит ли нам? "Нет человека, иже жив будет и не согрешит" - это Истина Священного Писания, а помыслы найти ответ о чужих грехах - это всё от лукавого. Когда своих грехов море...

    • Апостол Павел
      Апостол Павел4 месяца назадОтветить

      Все люди могли ошибаться включая Иисуса и Марию. Что значит ошибка- это не оптимальный вариант решения вопроса или реакция на ситуацию. Чем более святой человек, тем в меньшей степени он склонен к ошибкам, Однако это не значит что он всегда выбирает наилучшее решение из возможных.
      Пока человек пребывает в биологическом теле. оно будет на него оказывать мощное влияние, ограничивая его возможности.

      • мыкола
        мыкола4 месяца назадОтветить

        Иисус не мог ошибаться так как он Воплощенное Слово Бога, а не обычный человек. Ошибаетесь так думая только вы.

Загрузить больше комментариев