"И доныне Царство Небесное СИЛОЮ берется", – как понять эти слова апостола Матфея? - Православный журнал «Фома»

"И доныне Царство Небесное СИЛОЮ берется", – как понять эти слова апостола Матфея?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Одними из самых цитируемых евангельских изречений являются слова «От дней же Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают Его» (Mф. 11, 12). Эта очень выразительная и энергичная фраза звучит, словно удар колокола (который мы все равно, впрочем, не слышим), напоминающий, что во всякое время нельзя спать.

Однако очень интересно, что в греческом оригинале энергичность этих строк вырастает еще больше, на порядок, вплоть да самой настоящей парадоксальности. Вот как эта фраза звучит по-древнегречески: ἀπὸ δὲ τῶν ἡμερῶν Ἰωάννου τοῦ βαπτιστοῦ ἕως ἄρτι ἡ βασιλεία τῶν οὐρανῶν βιάζεται, καὶ βιασταὶ ἁρπάζουσιν αὐτήν.

Дело в том, что в русском переводе Нового Завета словосочетанием «употребляющие усилие» переведено слово βιαστής (biastēs), которое, если дословно, точнее переводить как «применяющий силу».  Оно образовано от существительного βία (bia) – сила, насилие, принуждение. Поэтому одним из основных значений βιαστής в древнегреческом языке было слово «разбойник».

И вероятность прочитать βιαστής как разбойника вырастает еще больше благодаря употребленному в этой фразе рядом глаголу ἁρπάζω (harpadzō), который в высоком стиле перевели как «восхищать» – в смысле достигать чего-то высокого. Однако основное значение этого древнегреческого слова – «хватать», «похищать», «захватывать», «грабить».

Поэтому данную фразу из Евангелия вполне можно прочитать и так: «От дней же Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное насилием берется, и разбойники похищают Его».

Слово «разбойники» тут можно и нужно, наверно, поставить в кавычки, потому что имеются в виду не собственно они, а те, кто лишь с ними схож в определенном отношении.

Ведь здесь говорится о том, что нам, расхоложенным современным людям, трудно даже представить. Что ревность к Богу и жизни по Его заповедям должна быть неостановимой и неукротимой, что она должна доходить до нарушения правил обычной жизни. Что стремящиеся к Богу должны выходить, вырываться из мира и плена обыденности так же, как из него по-своему выходят разбойники. Речь идет о внутреннем огне, который должен разгораться все больше и больше, и поглотить всего человека.

Мне кажется, что удачно этот оттенок определенной внезаконости, предельной ревности в стремлении к Небесному Царству, который должен быть у верующего, хорошо иллюстрируют следующие слова из книги Сергея Иосифовича Фуделя «Путь отцов»:

«“Тайна христианства необычайна для мира сего” (преп. Макарий Великий, Д 1, 177). Любовь в христианстве не “кодекс моральных правил”, а непостижимая природа Божества, и соучастие в ней выводит нас из арифметики наших представлений. Почему теряет меру человек, вкусивший вина? Это сравнение опасно, но именно его часто приводят святые.

“Живущий в любви, – говорит св. Исаак Сирин, – плодоприносит жизнь от Бога, и в этом еще мире обоняет оный воздух воскресения. Любовь есть царство. О ней Господь таинственно обетовал Апостолам, что вкусят ея в царстве Его. Ибо сказанное Да ясте и пиете на трапезе царствия Моего (Лук. 22, 30), что иное означает, как не любовь? – Вот вино веселящее сердце человека (Пс. 103, 15). "Блажен, кто испиет вина сего!” (Д II - 743-744).

При действительном, а не словесном соприкосновении с Божественным миром, очевидно, невозможна умеренность. Чем более разгорается в человеке любовь ко Христу, тем все ярче она освещает человеку его темноту. Чем больше возгорается в человеке огонь Христов, тем больше человек смиряется, чувствуя свое ничтожество перед этим огнем, и чем больше смиряется, тем все больше этой огнеопальной любви вожделеет.

“Я всеми силами молюсь о вас к Богу, чтобы Он вверг в сердца ваши огонь, который Господь наш Иисус Христос пришел воврещи на Землю” (Лук. 12, 49) (преп. Антоний Великий, Д I - 29).

Читайте также другие материалы из серии "Толковый словарь"

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (18 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
28 апреля 2014
Автор: ПУЩАЕВ Юрий
Поделиться:

  • роман
    роман2 года назадОтветить

    Уважаемый автор , прекратите отсебятину писать . Не путайте людей . Вы что , самый великий переводчик с греческого ? Тест переводился , писался и продумывался , что - бы понимать просто и однозначно . Издается много лет одинаково . ( Что бы попасть в Царство Небесное , нужно соблюдать заповеди , правила и любить всех , а это очень и очень трудно и , поэтому , нужно УСИЛИЯ ПРИЛОЖИТЬ ) . С Владимиром согласен .

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 года назадОтветить

      Это Синодальный перевод издается много лет (почти) одинаково, только кроме него есть еще с десяток переводов, которых не отвергает Церковь. Кроме того, любой перевод - это комментарий, и ничего не мешает нам обращаться к оригинальному тексту для поиска новых оттенков.

  • Владимир (другой)
    Владимир (другой)2 года назадОтветить

    Автору: прочитайте, пожалуйста, толкования святых отцов на Святое Евангелие, чтобы не толковать его самому так грубо, что и Царствие Небесное ищущие у Вас приравнены к разбойникам. Хотя бы у одного из святых толкователей Вы такое видели? Вот именно.

    • Александр Ткаченко
      Александр Ткаченко2 года назадОтветить

      Владимир (другой), вот толкование святителя Илария Пиктавийского, где он рассуждает об этом месте Евангелия, имея в виду именно такое значение слова biastēs - захватывающий насильно, не по праву: "...Свои Его отвергают, чужие принимают, близкие преследуют, обнимают враги. К наследству устремляются усыновленные, семья отвергает. Сыновья отказываются от завещания, рабы признают. Итак, Царство Небесное силой берется, и прилагающие силы похищают его, потому что слава Израиля, заслуженная отцами, возвещенная пророками, представленная Христом, ЗАХВАТЫВАЕТСЯ И ПОХИЩАЕТСЯ верой язычников".

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 года назадОтветить

      В каких словах вы увидели приравнивание ищущих Царствия к разбойникам? А вообще о том, что Царствие Небесное в некотором смысле мы получаем в результате насилия (о чем говорит слово, употребленное в ЦСЯ текст - "нудится") говорят Свт. Иларий Пиктавийский, Прп. Антоний Великий, Прп. Серафим Саровский, Блж. Иероним Стридонский. Так что метафоричное сравнение (метафоричное!) сравнение стремящихся к Царству Небесному с разбойниками может быть вполне уместно, что и подтверждает анализ оригинального греческого текста, который был приведен в начале материала.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь