Одно из подтверждений того, что Христос действительно воскрес — история двух апостолов, которые в Воскресение не поверили. Через сомнения прошли все ученики Иисуса Христа, однако наиболее ярких свидетельств два: уверение Фомы и обращение Савла в Павла.

Уверение Фомы

Когда воскресший Христос явился апостолам, среди них не было Фомы, а когда ему об этом рассказали, он попросту не поверил, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста (пальца — Ред.) моего в раны от гвоздей... не поверю» (Евангелие от Иоанна, глава 20, стих 25). То есть даже человек, который все время земного служения Спасителя находился рядом, видел Его величайшие чудеса, не раз слышал от Него и о Чуде Воскресения, тем не менее, счел это событие сказочным и невероятным. Причем, настолько, что не поверил даже своим ближайшим друзьям.

Гравюра Юлиуса Шнор фон Карольсфельда

Именно из-за этого евангельского эпизода за Фомой навсегда закрепилось прозвище «неверующий», и даже люди, далекие от Церкви, часто используют это идиоматическое выражение. А между тем, через несколько десятков лет после Воскресения апостол Фома, рассказывая о Христе в далекой Индии, мученически умрет за Него. И если внимательно прочитать последние главы Евангелия, станет очевидной вся несправедливость прозвища апостола и его неподдельная вера в Чудо, которое он считал невозможным. Дело в том, что с Фомой связан уникальный евангельский момент. Когда воскресший Спаситель, наконец, явился и ему, предложив вложить свои пальцы в раны от гвоздей и убедиться в истинности Воскресения, Фома произносит: «Господь мой и Бог мой» (Евангелие от Иоанна, глава 20, стих 28). До этого апостол Петр называл Иисуса «Сыном Бога Живого», да и все ученики Христа знали, что перед ними обещанный пророками Спаситель. Но самое парадоксальное, что первым назвал Его Богом именно тот человек, про которого многие до сих пор почему-то говорят «Фома неверующий»...

Из Савла в Павла

Но, наверное, наиболее сильное новозаветное свидетельство о Воскресении Христовом — это обращение гонителя христиан, юноши по имени Савл, ставшего впоследствии апостолом Павлом. Евангельская проповедь этого человека сделала христианскими целые области древнего мира, почти половина Нового Завета — это его послания, то есть письма к различным Церквам Рима, Греции, Малой Азии и, наконец, к своим ближайшим ученикам. Церковь считает эти Послания настолько ценными для христиан, что наряду с Евангелием они включены в Новый Завет.

Семья Савла, скорее всего, принадлежала к высшим слоям тогдашнего культурного общества: будучи иудеем, он получил блестящее светское европейское образование, а также учился в Иерусалиме у знаменитого раввина Гамалиила. Его ждало блестящее будущее и карьера одного из религиозных вождей Израиля. А из евангельского повествования видно, с какой неприязнью лидеры иудеев относились к последователям Иисуса Христа. Так что же произошло с ярым гонителем христиан?

В Новом Завете, в книге Деяний апостолов есть свидетельство его обращения ко Христу. Юноша шел в сирийский город Дамаск, чтобы истребить там христиан, имея самые широкие полномочия от иудейского Первосвященника. Причем Библия прямо говорит, что Савл шел «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (Деяния, глава 9, стих 1). Однако на пути ему явился воскресший Христос...

«Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осенил его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал, кто ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне сделать? И Господь сказал ему: встань и иди в город и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.» (Деяния, глава 9).

Гравюра Густава Доре

Так Савл стал апостолом Павлом. Его послания дали миру первую систему христианского богословия, созданную как бы «попутно», в контексте писем, целиком посвященных самым жгучим вопросам современной автору христианской жизни. Но сила его любви не уступала силе ума. Это он написал строки, которые называют «Гимном любви» — по своей силе они навсегда останутся непревзойденными: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая и кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто... Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...» (1-е Послание к Коринфянам, глава 13, стихи 1, 2, 4-8).

В XVII веке появилась так называемая «библейская критика», объяснявшая обращение Савла чисто психологическими причинами, как естественное разрешение его внутреннего кризиса. Однако сам он — почитайте внимательно его послания — никогда не сомневался, что ему явился воскресший Христос. Более того, он доказывал, что не мог уверовать в Него благодаря проповеди Его учеников: во-первых, потому что был их убежденным гонителем, а во-вторых, после обращения он лишь три года спустя, да и то на короткое время, приходил в Иерусалим, где имел возможность общаться с первой христианской общиной. Так что в сознании самого бывшего гонителя его обращение было чудом и откровением Божьим. Не случайно именно он сказал: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна... то мы несчастнее всех человеков» (1-е Послание к Коринфянам, глава 15, стихи 17-19).

Два человека. Два апостола. Разные пути и судьбы. Объединяет их одно — Христос и Его Воскресение, событие, которое они по-разному отрицали и по-разному приняли. Но все-таки приняли. И не потому, что у них в жизни не было другого пути, а потому что искали Правду и нашли Ее...

Иллюстрации Гюстава Доре.

0
1
Сохранить
Поделиться: