В течение почти столетия проблемы эпидемий мало влияли на церковную жизнь (в отличие от иных тяжёлых потрясений). Однако с приходом коронавирусной инфекции возникло столько вопросов и недоумений, что обращение к опыту Церкви времён, когда инфекционные болезни наступали волна за волной, просто необходимо. Подробный рассказ о том, как руководил Московской епархией во время холеры 1830-1831 годов святитель Филарет. Его труды, как и сумма опыта всей Русской церкви к концу века была обобщена в официальном издании, главном наставлении для пастырей под названием «Настольная книга для священно-церковно-служителей» Сергея Васильевича Булгакова (не путать с отцом Сергием Николаевичем Булгаковым: священником и философом, вокруг которого кипели страсти вплоть до обвинений в ереси).
Сергей Васильевич (1859-1932) — выпускник Московской духовной академии. Его книга собиралась многие годы и де-факто стала своеобразной «методичкой», настольным руководством для священства Русской Церкви того времени. Первое издание книги появилось в 1892 году, а отсылки в практической части есть также и на 80-е и на 70-е годы XIX века.
Автор очень внимательно изучил опыт и практику тогдашних епархий Русской Церкви, поскольку единообразия не существовало. И специально проштудировал ту часть, которая посвящена причащению больных — и взрослых, и младенцев.
В контексте нынешних дискуссий об обработке некоторых священных предметов дезинфицирующими средствами и в целом относительно жизни прихода в момент эпидемии, эта часть книги особенно интересна.
Важно понимать, что издание это имеет особое значение: недаром в названии присутствует слово «настольная», то есть предназначенная для каждодневного, постоянного использования. Это наиболее полный и благословлённый священноначалием сбор правил и советов для священника, как говорится, на все случаи жизни. Само собой, жизни в Церкви. Такая книга становилась настоящей «палочкой-выручалочкой» для духовенства, и неслучайно до революции «Книгу» Булгакова успели переиздать трижды за 15 лет.
Редакция «Фомы» собрала те цитаты, которые относятся непосредственно к санитарным мерам относительно предметов, а также устроению причащения (на уровне тогдашних возможностей и знаний) в условиях заразных болезней и эпидемий. Давайте сопоставим нынешние переживания (а иногда и страсти) верующих с практикой нашей Церкви в XIX веке. Обратим внимание, что там тоже есть признаки разномыслия в некоторых вопросах, но без экзальтации и поиска апостасии, то есть отхода от истинной веры. И одновременно посмотрим на этот документ с точки зрения очень живой и наглядной картины тогдашней церковной жизни. Которая, конечно же, отличается от современной.
Вот самые актуальные, с нашей точки зрения, отрывки из основного текста книги и примечаний к ним. Для удобства читателей даны поясняющие заголовки от редакции, а из отрывков убраны многочисленные выделения полужирным шрифтом и те ссылки, которые не относятся непосредственно к теме.
Цитируем:
Очистка лжицы для причастия
(Из примечаний к тексту главы «О Причащении больных») При причащении страждущих какою-либо заразительною болезнью (обратим внимание, что понятия «инфицированные» в тогдашнем обиходе еще просто не было — Прим. ред.), сначала надо причащать здоровых, а затем больных, при чем каждый раз лжицу немедленно следует обтирать особым чистым куском холста.
(Слово «особый» в отношении священных сосудов, лжицы и плата тогда означало не специфичный, а «отдельный». Как видим, даже самые простые меры предосторожности уже в XIX веке не были чем-то необычным для церковной практики. — Прим. ред).
Этим же куском обтереть и уста причастника. Если больных будет несколько, то при причащении каждого из них следует наблюдать ту же предосторожность, имея для каждого больного особый кусок холста. По окончании литургии следует сжечь этот бывший в употреблении кусок, а пепел ссыпать под св. престолом, или в реку.
Отдельное причащение больных, протирание лжицы после каждого; использование отдельного плата (на примере причащения детей)
(Из главы «О Причащении младенцев») После причащения больного младенца, в предупреждение заразы следующего причастника, следовало бы крепко вытирать покровцем св. лжицу. В случае же появления в приходе заразительной болезни, напр., дифтерита, оспы, легко могущей переходить к другим при причащении чрез лжицу и покровец, следует советовать прихожанам совсем не приносить больных детей в церковь; в крайнем же случае больных заразною болезнью надлежит приобщать после здоровых и вытирать как лжицу так и уста дитяти особым куском чистой льняной материи, сожигая его после причащения.
Харьковской Дух. Консисторией в 1879 г. было предписано всем священникам епархии: во все время существования в их приходах эпидемических болезней служить литургии и в будние дни, по крайней мере два раза в неделю, для приобщения именно больных детей, заблаговременно давая знать о том прихожанам чрез сельское начальство и наблюдать, чтобы дети, страдающие дифтеритом, оспой и т. п., были приобщаемы после здоровых, с употреблением при этом отдельного плата.
Спор об отдельных сосудах при причащении больных в Русской Церкви
(Из примечаний к тексту главы «О Причащении больных») Употребление при приобщении больных особой лжицы Харьковским епархиальным начальством в 1878 г. было признано (см. Е. В.) мерой, не соответствующей значению св. таинства евхаристии, нецелесообразною и неудобоприменимою на практике.
Но Донской Духовной Консисторией в 1888 г. было объявлено священнослужителям епархии, чтобы они не допускали дифтеритных больных к причастию св. Таин из одного и того же сосуда и лжицы, из которых причащаются здоровые.
Ставропольское епархиальное начальство в 1889 г. хотя и рекомендовало местному духовенству приходов, зараженных эпидемическими болезнями (при возможно частом служении Божественной литургии в будние дни, дабы прихожане по возможности приносили больных детей для причащения св. Таин именно в эти дни), употреблять (в указанные дни) нарочито назначенный потир с лжицею и ковшом для запивки (а для отирания уст-всякий раз новые платки или полотно, сожигая установленным церковным порядком бывшие в употреблении); но в 1896 г. тем же епархиальным начальством было предписано духовенству епархии, чтобы священники, по получении от полиции уведомления о существовании в селе эпидемии (совершая для причащения дифтеритных детей особые литургии, до двух раз в неделю, как это возможно, а в Великий пост причащая здоровых детей в субботу, а больных в воскресенье), употребляли для отирания больных детей, при их причащении, только особый плат.
Полтавским же Е. Н. в 1891 г., по поводу распространения между населением заражения дифтеритом, было предписано духовенству к точному и непременному исполнению: дифтеритных детей, а также и возрастных допускать к приобщению св. Таин в церкви после здоровых, имея притом для первых особую лжицу и особый холщевый плат, сожигая последний в алтаре, а лжицу сухо отирать также особым платом.
Причащение больных дома из отдельных сосудов. Очистка этих сосудов
(Из примечаний к тексту главы «О Причащении больных») Священники должны внушать своим прихожанам не привозить трудно и опасно больных для приобщения св. Таин к церкви, а приглашать в дома, где больные, своих приходских священников. Так как требования некоторыми священниками привозить больных для напутствовании к себе домой нередко, то Тобольским Преосвященным было сделано напоминание духовенству, чтобы оно ни под каким видом не допускало сего под опасением строжайшей ответственности.
По предписанию Донской Духовной Консистории, больных заразительными болезнями от семилетнего возраста и выше должно причащать преимущественно в домах запасными св. Дарами, по возможности из особых сосудов, которые необходимо тщательно омывать чистою водою и отирать особыми платами из белого чистого холста.
О недопущении превращения причащения инфекционных больных дома запасными Дарами в «платную услугу»:
(Из примечаний к тексту главы «О Причащении больных»). Само собою разумеется, что причащение подобным способом больных только за условную плату, как это практикуется в некоторых местах, ни в каком случае не должно быть допускаемо.
Регулярность причащения больных
(Из главы «О Причащении больных») Больные причащаются во всякое время, равным образом нет ограничения времени, чрез которое можно снова причащать больного и во время одной и той же болезни. Древние христиане и в здравом состоянии причащались каждый воскресный день, в болезни же может быть и более частое приобщение св. Таин. Наконец, нет ограничения относительно места причащения больных. Больные причащаются или запасными св. Дарами или св. Дарами, непосредственно освященными в тот же день на Божественной литургии.
По мнению одних, так как в древней Церкви непосредственно после литургии св. причастие разносилось всем больным, то и в настоящее время вполне одобрителен и везде принят обычай, по которому священник в полном священническом облачении с потиром в руках отправляется из храма в дом для причащения больного, но, по мнению других, в виду того, что такое причащение больных неудобно, не безопасно и в необразованном народе может поселить превратное представление о важности и значении запасных Даров указанный обычай должен быть допускаем только в исключительных случаях.
Меры предосторожности священника на случай посещения больного инфекционным заболеванием
(Из примечания к главе «Исповедь и причащение больных") При посещении заразительных больных, необходимо иметь в виду следующие меры предосторожности: а) Если случится идти к такому больному пешком, то не надо слишком торопиться, чтобы не устать и, главное, не вызвать в себе испарины, так как утомленный и разгоряченный организм (при открытых порах кожи) становится восприимчивее к заразному яду. 2) Сидя или стоя у постели больного, надо остерегаться, чтоб дыхание больного не направлялось прямо на посетителя; при этом не следует прикасаться к белью, подушке и одеялу, а тем более к телу больного, или сидеть у самого изголовья постели, особенно же на мягкой мебели, стоящей вблизи больного; безопаснее сидеть на деревянной мебели, потому что в мягкую мебель легче впитываются заразные миазмы. 3) Не следует, находясь у больного, глотать свою слюну (надо выплевывать ее), а равно пить и есть что-либо, так как слизистая оболочка в полости рта очень восприимчива к заразному яду, который вместе с слюной и пищей легко может перейти в кровь и заразить ее. В предупреждение этого, рекомендуется пред отходом к больному, а равно и по приходе от него, выполоскать рот обыкновенным уксусом и окурить им (наливая его на горячий кирпич) свое платье. Некоторые же советуют еще, в подобного рода случаях, иметь с собою ягоды можжевельника и жевать их, только не глотая. 4) После посещения больного, следует быть, не менее четверти часа, на свежем воздухе, переменить белье с одеждою, умыться и вдруг после этого не принимать пищи. 5) Наконец, вообще во время эпидемии, надобно вести жизнь умеренную и правильную, хотя и не следует слишком отступать от обыкновенного образа жизни. В особенности надо избегать: бессонных ночей, неумеренности в употреблении спиртных напитков, а равно—гнева, запальчивости и, вообще, раздражительности. (...) Само собою разумеется, что, в случае появления заразной болезни в семье священника, последнему следует принять против занесения им заразы в среду пасомых надлежащие меры, выбор которых зависит от тех, чисто местных обстоятельств и условий, определить и предусмотреть которые заранее не представляется возможным (см. Ц. В. 1902, 47).
(Далее в примечаниях следует обширное разъяснение о причащении больного священника на дому - Прим. ред.)
(Цитировалось по С.В. Булгаков. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Киев : тип. Киево-Печерской Успенской лавры, 1913.) http://www.odinblago.ru/nastolnaya_kniga_1/21