Павел КРЮЧКОВ

Заместитель главного редактора, заведующий отдела поэзии журнала «Новый мир».

В конце прошлого века редакция знаменитого журнала «Юность» решила выпустить альманах «Тени странника». В предисловии главный редактор и писатель Виктор Липатов повествовал, что альманах — «…явление более жизненное, чем литературный журнал. В нем есть сила и слабость, но нет однолинейности. Он более свой…» Среди поэтических подборок в альманахе оказались стихи 28-летнего москвича Алексея Бурыкина, о котором сообщалось, что он окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс Олега Табакова) и является автором пьесы «Нижинский». Этот спектакль оказался едва ли не самым ярким столичным явлением культуры тревожного и больного десятилетия.

Страдание и старанье. Поэзия Алексея Бурыкина

Драматург ввел в текст пьесы фигуру Актера, своего рода коллективного зрителя, пытающегося разгадать тайну гения. Путь к пониманию был очерчен поэтическими текстами. Эти стихи сочинил сам драматург. В подборку Алексея, состоявшуюся через пять лет в альманахе «Тени странника», было включено и стихотворение, посвященное исполнителю главной роли в «Нижинском» — Олегу Меньшикову.

Белла Ахмадулина, ходившая на «Нижинского» не один раз, безуспешно выдвигала стихи молодого поэта на премию «Антибукер». Спустя годы я обнаружил на обложке сборника стихов Алексея «Пощада» (2018) ее слова о том, что поэзия Бурыкина «…интеллектуально напряжена, свободно витиевата и все же является жаркой выпечкой ярко пульсирующего, внимательного молодого сердца…»

Рубрика «Строфы» Павла Крючкова, заместителя главного редактора и заведующего отдела поэзии «Нового мира», — совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

К нынешнему дню 55-летний Алексей Бурыкин — режиссер многих документальных фильмов. В каждом из них — болевое переживание отечественной истории, христианское миропонимание, поэтическое чувство. Я представляю вам его оригинальную поэзию в те дни, когда в Москве проходят показы новой кинокартины Алексея — «Деникинъ».

Между прочим, его дипломной работой был фильм о легендарном московском поэте (и киноактёре, вспомним начало «Андрея Рублёва» Тарковского) — Николае Глазкове…

Страдание и старанье. Поэзия Алексея Бурыкина
Рисунок Анны Доронкиной

***

Кто бы что бы, кто бы как бы, да не ты. 
Не отречься от отлогой высоты. 

Кто бы что бы, ты — на страже, ты — кремень. 
Меркой общею ты горизонт не мерь. 

Кто бы как бы, ты — стрела, лети туда, 
где с лихвою просит выкупа беда. 

Бормотания ночные, как налог 
на долги, что тёмный призрак приволок. 

Приволок, да только, хвост поджав, бежал. 
…Вмиг воспламеняется душа. 

И, дрожа от светлого огня, 
просит тихо: пощади меня. 

15.01.2016 Щебетовка

***

Юрию Кублановскому

Не ты ль так плачешь в небе, Отчалившая Русь?

С. Есенин

Время пришло времени надломиться, — 
застучали сердца в такт.
Отчалившая Русь? Но, вспорхнув, синица
журавлём обернулась, а тот — в танк.

Гусеницы его — колеи в грядущее,
а победа, незрима, как ангел, парит над.
Попущенному миру сколько ещё отпущено, 
прежде чем ухнет в им же устроенный ад? 

Время надломилось: оно, бурливое,
теперь не успокоится в венах наших
и будет биться в висок приливами, 
пока не упокоит своих всех павших.

Время надломилось — так пусть переломится
в высоту, где Христос возносится.
Может, и мне там местечко обломится,
может, и я Ему буду по сердцу?..

апрель 2022

***

На сломе августа, когда в мгновенье ока 
хвосты комет, когда рябины гроздь 
сочна и предвещает лютый холод, 
я устаю от будущей зимы, 
от тяжести снегов на наши плечи, 
от хлопающих яростно дверей, 
и, если до рассвета далеко, — 
встаю, чтобы привыкнуть к тёмным окнам. 

И вижу в тёмных окнах Божий мир, 
то ураганно рвущийся: напомнить, 
а то в покое мерного дождя, 
и отраженье чьё-то в метках капель 
глядит в глаза мне, видимо, пытаясь 
разубедить в отсутствии меня. 
Но ночь проходит — новый день крылится, 
как жизнь, замуровавшая беду. 

И небо, небо, небо, небо, небо, 
протяжно расставляющее сети 
для по-осеннему прохладного луча, 
невыспанного первенца, с ленцою 
дающего приказ бледнеть в окне 
взъерошенному облику, который 
неслышно благодарные слова 
всё шепчет неустанно, исчезая… 

***

Когда ты будешь в дольнике своём
всё разбираться: чья же это доля? —
сгребу в охапку, и вот так заснём,
и станешь ты во сне, не мной ведома,

опять блуждать, прибежища ища,
в недальновидном городе, который,
украшенный обманчивым декором,
не стал пристанищем, но — днищем корабля,
что выброшен (иль вброшен в сон твой) для
забвенья поглощением плюща.

Пусть тот густой и дикий перевёртыш
последним будет в череде твоих
эвакуаций — ветошный, потёртый,
как свитер, сон распустится… Проснёшься,
в нём пережив блокаду за двоих,
в слезах благих в плечо моё уткнёшься.

28 сентября 2022

***

Страдание и старанье 
будущее сулит. 
Русь, как Господня рана, 
любовью болит. 

С Крещения по сегодня 
в праведности труда 
Русь, как рана Господня, 
не затянется никогда.

Посещение кладбища осенью

За стеклом такси — реплика Левитана;
у того точнее пестрота жёлтого.
То, что дано — значит так надо.
Это на Востоке лишь пути шёлковые.

Выходим. Омыта дождём вселенная.
Небо — чистой воды глоток.
Где ещё говорить, как не здесь, Лена, 
про жизненно важный новый виток?

Глаза, понятно, на мокром месте.
Щебечет внучка о ерунде:
скорее вырасти, стать невестой.
Правда с нами, а не незнамо где.

октябрь 2022, январь 2023
0
6
Сохранить
Поделиться: