Сотворение мира: на стыке физики и теологии1 ноября я сходил в ПСТГУ на публичную лекцию французского философа, профессора университета Лотарингии Поля Клавье. Тема лекции «Современные космологические теории и креационизм», а организовала ее кафедра философии ПСТГУ в рамках авторского проекта доцента Г. Н. Самуйлова по развитию российско-французских взаимодействий в области образования, науки и культуры. Модератором мероприятия был доцент кафедры философии Виктор Петрович Лега.

Слово «креационизм» в названии лекции у многих вызовет настороженность. Но в данном случае речь шла вовсе не о том, что у нас понимают под креационизмом, то есть не о квазинаучной альтернативе теории эволюции. По сути, «креационизмом» тут было названо фундаментальное богословское положение, что мир создан Богом из ничего.

Профессор Клавье говорил по-французски, его речь переводило двое молодых переводчиков. Поскольку перевод был не синхронным, то это усложняло восприятие и без того непростых вопросов.

Сотворение мира: на стыке физики и теологии

 

Основные тезисы (насколько я их понял) таковы:

1. Вопрос о происхождении вселенной давно интересовал ученых, безотносительно даже их религиозных взглядов. Можно ли в рамках материалистического подхода к науке философски обосновать возникновение мира? Либо же следует отказаться от представления о его возникновении и считать, что мир существует вечно, то есть никакого «начала» не было никогда? Поль Клавье утверждает, что такие утверждения философски несостоятельны, что обойтись без акта творения из ничего невозможно.

2. Клавье очень осторожно относится к попыткам отождествить акт творения мира из ничего с «Большим взрывом» — наиболее авторитетной современной научной теорией возникновения вселенной.

Во-первых, потому что любые привязки религиозных догматов к ныне существующим научным теориям опасны: наука не стоит на месте, на смену одним теориям приходят другие, более совершенные, и теория Большого взрыва тоже, вполне возможно, когда-нибудь устареет.

Сотворение мира: на стыке физики и теологии

 

Во-вторых, потому что нет никаких оснований утверждать, будто начало нашего мира вообще относится к той реальности, которая является предметом изучения современной науки. Где та точка, в которой мир стал таким, каким его воспринимают ученые? Можно ли подходить с научными представлениями о пространстве, времени и материи к тому, что было в первый миг творения? Профессору задали вопрос: а как в таком случае следует понимать шесть дней творения, о которых сказано в Священном Писании, в первой главе Книги Бытия? Ответил он вполне традиционно: шесть дней — это не шесть календарных суток по 24 часа, а шесть этапов, о продолжительности которых мы судить не можем. Вполне возможно, что вообще то, что мы понимаем под временем, возникло только на четвертый день творения, вместе с созданием светил.

3. Акт творения мира из ничего, если рассматривать его с богословских позиций — это не одномоментное деяние, а постоянно длящийся процесс. Та энергия Божия, которая создала мир, поддерживает и его существование. Сам по себе, без такой поддержки, мир мгновенно прекратился бы. То есть Клавье с философских позиций подходит всё к тому же традиционному определению «Вседержитель» применительно к Богу, который мы исповедуем в Символе Веры. Мир не просто возник благодаря действию Создателя, он до сих пор и существует лишь благодаря этому непрерывно длящемуся действию. И в этом Поль Клавье, католик по вероисповеданию, видит и этический аспект: как нам, людям, относиться к тому, что мы, как часть сотворенного мира, существуем лишь благодаря активности Бога? Глубоко верующий человек воспримет это с радостным смирением, а маловерующий, напротив, может испытывать негативные чувства, ущемленность, обиду (проистекающие, конечно же, из непреодолённой гордыни). Для атеиста, разумеется, тут проблемы нет, для него Бога не существует, а потому и комплексовать не перед Кем.

 

 

Сотворение мира: на стыке физики и теологии

Надо заметить, что лекция проходила вовсе не в той официозной чопорной манере, которую у нас нередко принято отождествлять с академизмом. Профессор Клавье говорил очень живо, эмоционально, и не факт, что перевод в точности передавал манеру его речи.

Сотворение мира: на стыке физики и теологии

 

Полный перевод лекции, надеюсь, будет со временем опубликован на сайте ПСТГУ.

 

0
0
Сохранить
Поделиться: