По следам одного недавнего спора. По-моему, глубокий, осмысленный атеизм и глубокая, осмысленная вера кое в чем сходны. А именно: они не делают проще повседневную жизнь. Наоборот, даже ее осложняют.
Начнем с атеизма: если додумать все до конца, то жизнь неизбежно начнет представляться пустой и глупой шуткой. Если я — не более чем скопление молекул, если все мои умные мысли, трепетные чувства, глубокие переживания — это всего лишь электрохимические процессы, то бытие лишается вкуса. Ну да, я скопление молекул, и вы скопления молекул, и ничего, кроме молекул, в нас нет... и нам остается лишь плыть по течению, стараясь подольше протянуть до распада на атомы... хотя зачем? Какой смысл? Более того, и само понятие смысла упраздняется. Упраздняются такие вещи, которые структурируют нашу повседневную жизнь: мечты, надежды, страхи, привязанности, симпатии и антипатии, доверие, сопереживание, радости и горести. Всё это осознается как иллюзия. Но если от нее избавиться, жизнь вовсе не станет легче. Наоборот, тут можно и в депрессию впасть. А то и вообще суициднуться.
Теперь глубокая, осмысленная вера. Цель жизни понимается как соединение со Христом — желательно еще здесь, на этом свете, но уж за гранью земного бытия — непременно. Главное — в Вечности. А для этого нужно трудиться — соблюдать заповеди, бороться со своими страстями, каяться в грехах, тратить время и душевные силы на участие в церковной жизни, подавлять свои темные устремления (а они у каждого есть). Да, есть и пряник — духовная радость, возникающая от прикосновения Божия к твоему сердцу, но у большинства это случается реже, чем хотелось бы. Да, есть благодатная поддержка свыше, помогающая как-то держаться под грузом проблем и скорбей... но субъективно эта поддержка чаще всего бывает незаметна (либо осознается постфактум, много лет спустя). И каждая жизненная ситуация становится для верующего человека задачей, ее решение приходится искать в Евангелие, в Предании (то есть совокупном опыте Церкви), в глубинах своей души, наконец. Не то, чтобы это было неприятно, но это вовсе не облегчает обыденную жизнь. Она, наоборот, невероятно усложняется, в ней обнаруживаются незаметные ранее связи между разными вещами, обнаруживаются «подводные камни» (впрочем, как и новые возможности для духовного роста).
А вот когда ни глубокой веры, ни глубокого атеизма — тогда человеку становится легче. Здесь, в этой будничной земной жизни.
Неглубокая вера все же дает ощущение, что любовь, дружба, сострадание — это не иллюзия, это по-настоящему. Вкус жизни не пропадает. Неглубокая вера вдобавок поддерживает на плаву, дает надежду на помощь свыше в разных жизненных коллизиях (если помолиться, если поставить свечку, если приложиться к иконе — Господь отведет беду, Господь пошлет удачу). Точно так же неглубокая вера облегчает совесть, снимает груз ответственности за себя и за других. Всё в руце Божией, от меня ничего не зависит, всё случившееся со мной (в том числе и случившееся по моей вине) промыслительно, слава Богу за всё. Проще говоря, это обычный фатализм, который действует как успокоительное.
И ровно то же касается неглубокого атеизма. Бога нет, но смысл жизни есть, это стремление к счастью, личному ли, общественному ли. Оно, это земное счастье, вполне реально, оно не иллюзия. Любовь, доверие, творчество, красота — всё это реальные вещи, просто для их существования Бог не нужен. Да, мы, конечно, когда-нибудь умрем, это печально, но все-таки еще нескоро, будем же, пока возможно, вкушать радости бытия! И не надо ни в чем себя ограничивать, не надо бояться согрешить и после смерти попасть в ад — раз нет Бога, то нет ни рая, ни ада, вообще там ничего нет. А тут — есть. Белые берёзки, синее небо, вкусные котлеты, симпатичные загорелые девушки, детский смех, игристое вино, интересное кино... надо пользоваться, пока дают!
В общем, и неглубокая вера, и неглубокий атеизм дают один и тот же результат: с ними жить становится если не лучше, то веселее, они избавляют от лишних мыслей, избавляют от мучительных вопросов, от саднящей совести. Иначе говоря, они защищают психику, помогают настроиться на позитив в обыденных (не экстремальных) обстоятельствах. В экстремальных-то всё это ломается, там-то уж правда жизни буквально берет за горло — но пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Вот поэтому ни глубокая вера, ни глубокий атеизм не пользуются особой популярностью в обществе. Если хочется брать от жизни всё, то они только мешают.
Что с этим делать? Я не знаю. Такое положение дел сложилось в обществе давным-давно, и на глобальном уровне тут ничего не изменишь. Когда Христос называл Своих последователей «малым стадом», когда говорил про узкие врата, ведущие ко спасению — видимо, именно об этом шла речь. И из всех этих банальностей можно вывести только одну практическую мысль (тоже банальную).
Христианский миссионер, проповедующий Христа, должен честно говорить людям: если вы уверуете по-настоящему, ваша жизнь не станет проще, не станет сытнее, не станет безопаснее, не станет спокойнее. Будет трудно, но интересно. Будет больно (часто), но будет и радостно (гораздо реже). И все это нужно вам не для счастья здесь и сейчас, а для огромной радости там, в ином мире, в жизни будущего века. Не обманывайтесь: земных ништяков никто вам не обещал.
Ну а радикальный атеист мог бы тоже сказать тем, кому открывает глаза на свою правду жизни: после того, как я сделаю вас такими же, как и я сам, после того, как очищу ваши мозги от всяческих мистических иллюзий, ваша жизнь потеряет смысл, из личностей вы превратитесь в совокупности молекул.
Оно вам надо? Если да, то слушайте...