Лето — отличное время для того, чтобы дети прочли книги по школьной программе, говорят учителя литературы. И в конце учебного года дают детям рекомендательные списки. Как к этому относиться? Есть ли польза от таких списков? Надо ли родителям следить, чтобы дети летом читали строго «по списку»? Я попробовал разобраться, поговорив и со школьниками, и с учителями, и с родителями.

Рекомендательные, а не обязательные

Начнем с того, что эти списки, которые учителя дают детям, — рекомендательные. Это значит, что детям не вменяется в обязанность прочитать за лето все указанные книги. Если не прочитают, никто им за это двойку не поставит. Кроме того, само содержание таких списков не спускается откуда-то «сверху» — списки составляют учителя, зная и уровень своих учеников, и то, что будут с ними изучать в новом учебном году. Поэтому для одного и того же возраста списки, в зависимости от школы (и даже класса в параллели), могут весьма различаться.

Далее, все такие списки делятся на две части. В первой — программные произведения, которые будут изучаться на уроках литературы с сентября. Это в основном русская классика, хотя может быть и зарубежная, и литература XX века. Во второй — современные произведения, которые, в принципе, интересны и понятны детям этого возраста. Остросюжетная проза, сказки, фантастика...

Зачем вообще нужны эти списки? Зачем вообще летом забивать детские головы чтением? Не лучше ли как следует отдохнуть? Так считают многие родители (не говоря уж о детях, которых раздражает сам факт, что даже в каникулы они оказываются не вполне свободны от школы, даже на отдыхе от них учитель чего-то хочет).

Я с таким подходом не согласен. Учителя-словесники не из вредности же такие списки дают. Они исходят из непреложного факта: программа по литературе предполагает прочтение многих произведений. И чем старше класс, тем больше необходимо прочитать. Когда это делать? На протяжении учебного года — практически невозможно. Точнее, невозможно прочитать крупную форму. То есть рассказ Тургенева «Му-му» прочитать еще получится, а вот пушкинскую «Капитанскую дочку», а уж тем более «Войну и мир» Толстого — абсолютно нереально. Просто некогда! Вот поэтому единственный выход — прочитать заранее, летом.

Можно и не читать (что и делает большинство школьников). Можно вообще ничего не читать, удовлетворившись краткими пересказами в Интернете (а такого добра там хватает). Но это все равно что вообще не изучать литературу в школе. Да, если учитель не требовательный, на тройку или даже четверку таких пересказов может и хватить, но это не учеба, а профанация. Причем довольно вредная — она воспитывает уверенность, что любую работу можно делать на «отвяжись», что любая халтура прокатит, что вообще незачем стараться и напрягаться. Аукнуться во взрослой жизни это может очень больно.

А кроме того, более или менее регулярное чтение летом помогает держать мозги в тонусе. Любой учитель знает из опыта, как тяжело бывает школьнику в сентябре мобилизоваться на учебу, как много изученного вылетает за лето у него из головы. Мозги — они как мышцы, если долго ничем их не напрягать, становятся вялыми и дряблыми.

Списки литературы на лето: кто в них виноват и что с ними делать
Фото: NWimagesbySabrinaEickhoff / pixabay.com

Но, спросите вы, зачем же нужна вторая часть списка, где даются уже не программные, а внеклассные произведения? А затем, что если ребенок не особо любит читать, то, может быть, как раз среди этих рекомендованных книг найдется что-то, что его зацепит. Увлеченно читающим детям такие рекомендации, может, и не потребуются, им и так есть что читать, но вот тем, кто еще не открыл для себя книжную вселенную, такие советы пригодятся.

И конечно, толковый учитель, давая читать на лето увлекательную современную прозу, не ограничивается только составлением списка. Когда начнется учебный год, он будет проводить разные внеурочные активности по обсуждению этих книжек в интересном для детей формате. Это может быть, например, «судебное заседание», дающее оценку какому-то герою, это могут быть ролевые игры или диспуты, это может быть конкурс эссе, индивидуальных или командных. Главное, что дети знают: ниже четверки тут получить нельзя, риска никакого, а интересно и полезно вполне может быть.

Что делать родителям?

Я сказал о том, зачем учителя дают эти списки детям и какая тут может быть польза. Теперь самое время поговорить о том, как чаще всего бывает на самом деле. А на самом деле чаще всего реализуется один из двух сценариев.

Первый — когда родители (как правило, мама, реже бабушка, еще реже папа) воспринимает список чтения как данный свыше закон, который следует неукоснительно исполнять. И начинается... Жесткое планирование времени, мелочный контроль. «С трех до пяти у тебя чтение, никаких гуляний, никаких купаний!», «Не выйдешь на улицу, пока не прочтешь положенные сорок страниц!», «С ребятами на озеро сегодня не пойдешь, у тебя "Тарас Бульба" непрочитанный лежит!»

Родителям кажется, что такой контроль необходим, что иначе их лоботряс вообще книгу не раскроет. Но приводит это к вполне предсказуемым результатам: возникает отвращение к произведениям школьной программы, да и вообще к любым книгам. Они подсознательно ассоциируются с криками, руганью, наказаниями. Ребенок читает — но, как оно и бывает, из-под палки, механически, не вдумываясь, не сопереживая. К тому же и отношения с родителями портятся.

Второй сценарий — наплевательский. Ну дала тебе наивная Мария Ивановна этот огромный список, и дала, это ее проблемы. Вот еще, заморачиваться, книги покупать или в библиотеке брать! Забудь как страшный сон! А в школе уж как-нибудь потом выкрутишься!

Надо ли говорить, что это тоже плохой сценарий? Надо ли пояснять, какой урок извлекают дети из такого отношения? Безответственность ничем не лучше невротической гиперответственности. Вернее сказать, «обе хуже».

Но какой же сценарий правильный? Как надо действовать родителям, получив списки на лето? Читатель ждет уж рифмы....

А нет у меня этой рифмы. Нет правильного, пригодного во всех случаях сценария. Просто потому, что тут все зависит от конкретной ситуации, от особенностей семьи, особенностей ребенка и его родителей. Бывает, что ребенок охотно читает рекомендованные книги сам, не из-под палки, и мало того — делится с родителями своими впечатлениями. Но бывает это редко. А еще бывает, что ребенок почти все лето ничего не читал из полученного списка, а когда каникул остается всего ничего, вдруг спохватывается и начинает лихорадочно читать — сам, не по приказу. Или бывает так, что родители тактично напоминают ребенку о том, что, вообще-то, у него имеется список чтения, но не стоят над душой, не нудят, не угрожают. Если ребенок не читает — ну что ж, он тем самым усложняет себе жизнь в предстоящем учебном году, но по крайней мере отношения с родителями не портятся и те не подают дурной пример наплевательства.

Что, однако, в любом случае должен сделать вменяемый родитель? Во-первых, изучить этот список и найти ребенку необходимые книги. Сами дети, особенно младшие, с этим вряд ли справятся. То есть рекомендованная литература должна быть под рукой. Эти книги нужно брать с собой в поездки, на дачу. Возможно, это будут не все книги из списка (да, бывает, что учителя увлекаются и дают огромный список, реально неподъемный, хотя чаще всего он вполне ребенку по силам). То есть если уж читать не всё, то по крайней мере надо помочь отобрать основное.

Во-вторых, надо помочь ребенку наметить последовательность чтения. Действительно, с чего начать? Что читать потом? Но только этот составленный «график чтения» не должен быть жестким законом. Если после «Мцыри» ребенку вдруг захотелось прочесть «Властелина колец», не надо отбирать у него книгу и силой усаживать за «Капитанскую дочку». То есть голос родителей тут лишь совещательный.

В-третьих, надо создать ребенку условия, чтобы у него было и время на чтение, и место, где он может остаться наедине с книгой. К примеру, не очень-то получится с той же «Капитанской дочкой», если будущий восьмиклассник постоянно должен находиться с младшими детьми в режиме няньки. Должны быть какие-то часы, когда ничто не отвлекает.

Сложный вопрос, надо ли с ребенком обсуждать прочитанное. Мои знакомые учителя литературы отвечают так: если вы сами не очень разбираетесь в теме, плохо помните сюжет произведения, не особо знаете исторические реалии, то лучше не надо. Знаю случай, когда мама, обсуждая с дочкой-семиклассницей «Тараса Бульбу», опиралась на художественный фильм Владимира Бортко 2009 года. Повесть Гоголя она вообще не читала. Пускай уж лучше потом учитель профессионально объяснит детям и смысл произведения, и исторический контекст, и литературный, и художественные особенности.

И уж точно нельзя обсуждение сводить к допросу: а почему Гринёв хороший, а Швабрин плохой? А как звали сапожника в доме барыни в «Муму»? А с какой целью Дубровский проник в дом Троекурова под видом француза Дефоржа? С точки зрения детей, такие разговоры ведутся лишь для того, чтобы проверить их — в самом ли деле они читали? Естественно, к общему недовольству от принуждения к чтению добавляется недовольство от необходимости давать отчет. Одно дело — свободный обмен мнениями, разговор по душам, и совсем другое — устный опрос (или даже допрос).

Есть еще вариант — читать вместе с ребенком, обсуждая что-то в процессе чтения. Но во-первых, это стоит делать, только если ребенок не против, а во-вторых, если у вас летом есть на это достаточно времени. Представьте процесс совместного чтения «Войны и мира» или хотя бы «Преступления и наказания». Получится? Это же не с пятилетним малышом прочитать и обсудить сказку «Гуси-лебеди»...

* * *

Сухой остаток: списки летнего чтения — это не идиотизм, это действительно может быть полезно. И для учебы, и для общего развития. Но к летнему чтению нельзя принуждать и нельзя его мелочно контролировать. Родители могут создать ребенку условия для чтения, но не должны давить и не должны подменять собою учителя литературы. А чтобы дети втянулись в чтение, полюбили его, родители сами должны любить книги.

0
0
Сохранить
Поделиться: