СКАУТ НАВСЕГДА

К столетию скаутского движения в России

СКАУТ НАВСЕГДАПоходная романтика, костры, галстуки, девиз «Будь готов» — всё это мы привычно считаем атрибутами советской пионерии, родившейся в России в 1922 году. Однако на самом деле придумали это раньше — и вовсе не пионеры. Ровно сто лет назад, в 1909 году, в Российской империи появились первые отряды подростков, названные на английский манер скаутами. Отряды разведчиков — так называли они сами себя по-русски.

Скаутское движение (англ. Scouting) — всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей. Слово «скаут» переводится с английского как «разведчик». Поэтому скаутинг также иногда называется разведчеством.

Движение скаутов основал полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл в 1907 году в Великобритании. Им в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys», в 1909 году был устроен первый лагерь на острове Браунси (Великобритания).

В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения — полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 имевший титул «старший русский скаут»). К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

В советское время скаутинг был запрещен, большинство скаут-мастеров в 1926 году были арестованы. Однако за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС). Русских скаутов можно было найти в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке.

В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга.

Приблизительная численность российских скаутов на 2007 год — 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации. Самыми крупными православными российскими организациями являются Организация Российских юных разведчиков, Братство Православных следопытов, Национальная Организация витязей, Национальная организация добровольцев «Русь», а также действуют множество светских скаутских организаций.

«Около Павловского вокзала мы увидели много детей и подростков, качающихся на качелях, играющих в мяч. Молодежь обступила нас, и я рассказал собравшимся о наших кавказских походах, разведках, лагерях, беседах у костра. Я видел, что глаза у молодежи заблестели, и я не мог не предложить желающим начать со мною “разведку”, — вспоминал Олег Иванович Пантюхов (старший русский скаут) и тут же продолжал: — Так было положено основание первому в России отряду русских разведчиков-скаутов, разросшемуся вскоре в Царскосельскую Дружину разведчиков». Непродолжительная беседа с детьми о дружеской компании в Тифлисском кадетском корпусе, воспитанником которого был Пантюхов, рассказ о веселых приключениях, в которых кадеты ставили перед собой высокие цели самосовершенствования, помощи ближним, служение Родине, — все это стало точкой отсчета в истории детской организации, получившей признание в Российской империи.

Имя Олега Пантюхова известно всем, кто знаком с историей скаутинга. Так же, как и Максима Агапова, успешно совмещавшего практическую работу с детьми и теоретические разработки в области философии, педагогики и психологии; и Бориса Солоневича, которого по праву считают первым историком скаутинга; и расстрелянного коммунистами старшего скаутмастера Крыма генерал-майора Смольянинова. Советская власть преследовала их и десятки и сотни других людей за их приверженность к скаутингу — движению, которое Смольянинов называл «христианством в действии».

Но особенно скауты гордятся историей епископа Василия Кинешемского, прославленного в лике святых. В его житии содержится ответ на вопрос, откуда пошло скаутское движение, в чем его основное отличие от пионерской организации. И главное — какие люди воспитывали юных разведчиков.

Английский опыт

«Во время молитвы и парада я следил за лицами мальчиков. Они были внимательны и серьезны, и простые, понятные слова молитвы для них не были, по-видимому, фразами, лишенными смысла, которые приходится выслушивать, лишь отбывая повинность», — писал будущий владыка Василий Кинешемский об английских скаутах, которых увидел в 1914 году в Англии.

Примечательно, что путь русского духовного воспитательного движения начинается именно с православного епископа, в миру Вениамина Сергеевича Преображенского, выходца из семьи священника; выпускник Киевской Духовной семинарии, магистр богословия, он хотел посвятить свою жизнь Богу.

Приехав в Англию с целью совершенствования в иностранных языках, он там познакомился с английскими скаутами. Наблюдая за их жизнью, видя их серьезное отношение к вере и молитве, Преображенский загорелся идеями скаутинга. Он пришел к убеждению, что для России, где проблемы воспитания всегда стояли остро, этот педагогический опыт воспитания детей в вере будет востребован.

«Основная задача скаутизма состоит в воспитании характера, то есть активности и эмоций, и в этом смысле скаутская система представляет ценное дополнение к существующей школьной системе, носящей, по преимуществу, рассудочный характер, — писал он позже в своей книге «Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодежи по системе “скаутинг” сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы». — Необходимость воспитания воли и моральных эмоций особенно остро чувствуется в русском обществе, и все попытки, идущие в том направлении, заслуживают самого серьезного внимания, как бы ни были они несовершенны».

Будущий владыка всецело посвящает себя этой теме. Он несколько раз побывал в Англии, где не только непосредственно общался с детьми и наблюдал за ними, но и слушал лекции полковника сэра Роберта Баден-Пауэлла и других скаутмастеров. И сегодня именно Преображенскому мы благодарны за два серьезных труда, которые и теперь остаются основными учебными пособиями по скаутингу.

 

СКАУТ НАВСЕГДА

Святитель и скаутмастер Василий (Преображенский), епископ Кинешемский.

 

Скаут-епископ

Впрочем, мирной история русского скаутинга была недолго. Сначала Первая мировая война, затем октябрьский переворот и гражданская война — все это сделало невозможной обычную работу по воспитанию детей. Для многих вообще единственным вопросом тогда остался вопрос о том, как жить дальше. С каждым днем становилось лишь труднее. Большевики своим главным идейным противником считали Церковь. Начались преследования верующих.

Череда этих страшных событий, развернувшихся на глазах Преображенского, до такой степени потрясла его душу, что он уже не мог жить своей обычной жизнью. Решив, что его обязанность, как выпускника Духовной академии, стать священником и заботиться о духовном просвещении народа, он всецело посвятил себя служению Церкви, прекрасно понимая, что быть священником значило быть гонимым. Он уехал в родную Кинешму, где в возрасте 45 лет был рукоположен в священный сан, затем принял монашеский постриг с именем Василий. В 1921 году он стал епископом Кинешемским.

Епископ Василий поселился на окраине города в баньке, стоявшей на огороде у вдовы-солдатки. Спал на голом полу, положив под голову полено, вставал до рассвета и шел пешком через город к храму. Впрочем, он не бравировал этим и скрывал свой образ жизни от окружающих, поэтому принимал просителей в канцелярии рядом с Вознесенской церковью. При этом он не оставлял своей педагогической деятельности. Десятки кружков по изучению Священного Писания, открытые епископом, постоянные встречи с людьми, простое и душевное общение — весь воспитательный опыт и скаутское прошлое владыки вновь были востребованы. Ведь скаут однажды — скаут навсегда. Но теперь он общался уже не с детьми, а со взрослыми, с теми, кому важно было знать и помнить о христианстве.

Судьба епископа, может, и не была столь трагична, как у многих в те времена, но и легкой ее не назовешь. Активная общественная деятельность владыки не осталась незамеченной ГПУ и вызвала у властей крайнее беспокойство.

В 1923 году он был арестован и сослан в Зырянский край в поселок Усть-Кулом. Из ссылки владыке Василию уже не дадут вернуться. Усть-Кулом, Анаполь, Урал, Орел, Вязники, Кострома, Рыбинск, Ярославль, Бутырка — ссылки, лагеря, тюрьмы… Село Бирилюссы Красноярского края стало последним пристанищем владыки, который умер 31 июля 1945 года. Умер далеко от тех мест, где прошла вся его жизнь, — от Англии, Кинешмы, Киевской Духовной академии.

***

Среди русских скаутов были, безусловно, выдающиеся педагоги, хотя историки не успели еще оценить роль этих людей. И скаутское движение, насильственно прекращенное в России, на самом деле продолжало существовать. У нас в стране — в виде пионерской организации, сохранившей многое из внешней атрибутики юных разведчиков. Но духовность и православное воспитание большевики заменили верностью партии и коммунистической идеологии. А на Западе эмигрантские организации скаутов, сохраняя верность Православию, продолжали искать и накопили огромный опыт воспитания и общения с детьми. Но при этом они переживали серьезные трудности, поскольку были оторваны от родины, к которой сохраняли любовь и уважение.

Сейчас скаутинг возрождается в России. И важно понять суть этого движения. Это не просто английская система работы с детьми, основанная на дисциплине и умении разжигать костры. Это, прежде всего, попытка обратиться к детским сердцам с вестью о Боге и научить их в трудных обстоятельствах жизни, в любой обстановке и ситуации быть верующим, не оставлять надежды и любить Бога.

СКАУТ НАВСЕГДА

23 апреля 1917 года Георгиевский парад на Крестовом острове (cв. Георгий считается небесным покровителем скаутов-разведчиков России). На смотрах скаутских парадов бывал император Николай II, который после знакомства с Баден-Пауэлом позволил цесаревичу Алексею стать скаутом, и тот был зачислен «урядником» в один из петроградских отрядов.

фото из архива ОРЮР

СКАУТ НАВСЕГДА

30 апреля 2009 года в Павловском парке прошел юбилейный парад, приуроченный к 100-летию со дня основания первого отряда русских скаутов.

фото из архива ОРЮР

СКАУТ НАВСЕГДА

В эмиграции ежегодно организовывались летние лагеря. «Фабрегас», проходивший во Франции в 1930-е годы, считается одним из самых известных.

фото  из архива ОРЮР

СКАУТ НАВСЕГДА

Походный скаутский иконостас, который каждый отряд разведчиков устанавливает на месте своей лагерной стоянки.

фото Максима Федичкина

СКАУТ НАВСЕГДА

Следопытский костер на берегу Черного моря в лагере «Фанагория».

фото из архива БПС

СКАУТ НАВСЕГДА

После революции скауты-разведчики вынуждены были покинуть Россию и продолжать свою работу в эмиграции. На фото — Первый Бельгийский отряд разведчиков. 1929 г.

фото из архива ОРЮР

СКАУТ НАВСЕГДА

В августе 2007 года на остров Коневец на Ладожском озере в лагерь «Русский Браунси» съезжались скауты, чтобы отметить 100-летие мирового скаутского движения.

фото  из архива ОРЮР

ЕРШОВА Анна
рубрика: Авторы » Е »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Елена Золотарёва
    Июнь 22, 2018 17:45

    Кинешма, Родина Святителя, Владыки Василия Кинешемского просит помощи скаутов!
    Лето, п/л Радуга (Решма), и мы с Аней Юдиной, Леной Ложкиной, Сережей Груздевым, Лешей Горским, Мишей Бобровым шлепаем по лужам после дождя под сияние звезд. Я помню те времена как сейчас, воспоминания детства, неизгладимо вошедшие в память, являются самыми яркими, наиболее радостными и по сей день. О них я часто рассказываю своим детям, и мы вместе снова и снова переживаем те чудесные трогательные моменты.
    Хорошо, что удалось спасти детскую базу отдыха – пионерский лагерь «Радуга» для кинешемцев. Но сколько детских баз отдыха, таких же живописных, прекрасных, как Радуга потеряно для детей. Невосполнимая потеря для них и для нас. Все мы это прекрасно понимаем.
    Каждый день я смотрю на одинокий причал детской базы отдыха «Сокол» и думаю, что предпринять, чтобы там вновь зазвенели детские голоса, всплески воды, смех и радость. Прекрасный директор Сокола, всеми уважаемый учитель, и всеми, к сожалению забытый, Вячеслав Владимирович Карпов, помоги! Царствие Вам Небесное, Вячеслав Владимирович. Погиб за правду, за нас с вами, Соль Земли.
    Прочла недавно в книжечке «Как воспитать верующего ребенка» П. Боголюбова: «В самом раннем детстве ребенок должен воспринять в возможной для него полноте мир как творение Божие. Пока он не знает Творца, но видит Его творение, воспринимая мир Божий как чудо. Он должен восхититься этим миром и воскликнуть: «Ах, как красиво, какой восторг!» Он научается радоваться красоте, он видит цветы, деревья, лес, речку, море, небо, облака; видит животных и птиц – Божиих тварей. Он должен как можно более времени проводить на природе, в общении с ней.
    Если ребенок не научится воспринимать мир как чудо, не научится радоваться миру как Божию творению, то душа его становится глухой к проявлению Божественного в мире. Тогда жизнь его становится механической. Ведь чудо – это знак присутствия Бога в мире, когда «побеждается естества чин», и благодать Божия, закон иного, Небесного, Горнего мира входит в нашу жизнь.
    Если ребенок не научится воспринимать мир как чудо, не научится истинной радости, идущей от Бога, то диавол немедленно подсовывает суррогат радости – удовольствие. Видов удовольствия множество: сначала повкуснее поесть и попить, потом посмотреть телевизор, а за ним и компьютер с его виртуальным миром. А еще проще – сигареты, алкоголь или наркотик; выпил, укололся – и ничего не нужно делать, вся жизнь превращается в сплошное удовольствие».
    И снова про Сокол. Все говорят, не рентабельно, не окупится, на детях денег не заработаешь. Мир сошел с ума. У людей первые мысли о доходе, о прибыли, о деньгах. Сокол зарос, конечно, обветшал. В основной двухэтажный корпус вряд ли возможно пускать детей, но это вопрос строительной экспертизы. Столовая, некогда дом усадьбы князей Хомутовых, непригоден для использования. Город недавно выставлял Сокол на торги, Слава Богу никто не купил. Есть надежда о его спасении для детей.
    Место расположения Сокола, как и других детских «пионерских лагерей» прекрасное, их основатели с любовью и заботой добросовестно их строили. Транспортная доступность, близость к городу, непосредственная близость к Храму Воздвижения Креста Господня с его прекрасным настоятелем о. Павлом (Сажиным) и д. Еремино со Святым Николенькой (как его называют любя), все эти моменты говорят о целесообразности сохранения Сокола нашим детям.
    Вопрос: «Как и за чей счет» — скажут чиновники, да и все мы. Но как сказал Сам Господь, человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу (Мк. 10, 27). И св. Николенька не откажет в молитвенной помощи, я думаю.
    Все говорят о возрождении России, о компьютерной наркомании (зависимости) детей и взрослых, о злобе повсеместной. Но, как я думаю, никто Россию нам не возродит, если мы с вами и каждый из нас не возродится. Разъяснение, что такое возрождение (второе рождение) я услышала впервые в беседах настоятеля Оптиной пустыни о. Венедикта (Пенькова), ныне почившего, на их сайте. Возрождение — это изменение себя, своей жизни с помощью Божией через покаяние. Это когда я чувствую, что постоянно гневаюсь, кричу на детей, вижу вокруг (выискиваю) только плохие моменты и говорю только о них, не уступаю место в автобусе, грубо отвечаю родителям, не слушаю мужа и делаю по-своему. Я осознаю, что все это я делаю не правильно, это плохо и для меня и для окружающих меня людей, но исправиться не могу. Тогда я иду на исповедь, и там, находясь один на один с Господом, невзирая на священника, которому я все это говорю, не стесняясь его, т.к. он лишь видимый слуга Бога, которому поручено отпускать наши грехи, там я прошу Господа простить меня за мою немощь, за мои гнев, крик и другие мучающие меня проступки и недостатки, прошу помочь мне исправиться, справиться с этими страстями, искоренить их, сделаться лучше, добрее. Только после этого, после работы над собой с помощью Божией через регулярное исповедание своих грехов и Причащения Святых Христовых Тайн, возможно возрождение России. А если возродимся мы, будут спасены и наши дети.
    Возрождение Сокола должно волновать жителей г. Кинешмы, г. Заволжска и России тоже. Сокол был построен нашими родителями для нас, их внуков и дай Бог всех последующих поколений. Наше с вами дело – сохранить его. Сохранить многовековую историю этих мест (усадьба Хомутовых, д. Еремино, ур. Солдога), более 100-летнюю липовую аллею, нарожавшую сейчас вокруг себя тысячи липок, которые могут украсить наш город или стать частичкой Родины в другом уголке нашего прекрасного мира. Как это сделать — давайте спросим себя, может быть своих детей и внуков. Давайте вместе сделаем это.
    Например, сколько леса (нефти, газа, угля, электричества, а теперь и чистой воды) вырубается в наших лесах, да, в наших с вами лесах, с нашего тихого молчания увозятся тысячи кубометров, в том числе за границу. А у «увозящих» и «вырубающих» тоже есть дети или внуки и душа тоже есть (хоть и спящая пока мб). Первым в Рай вошел раскаявшийся разбойник, и у всех есть пока время. Все это «вырубленное» из России никто не сможет взять с собой в последний путь, а вот дать ответ Богу за это придется каждому. Ответ за себя, сколько я «нарубил» злого и сколько я «посадил» доброго. Все доброе прорастает как горчичное зерно, а злое возможно еще (пока мы живы) смыть покаянием.
    Напротив Сокола (на другой стороне реки Волги) видна полуразрушенная Колокольня Храма в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова погоста Богословского. Данные архива: Церковь каменная, с каменною колокольнею, построена 1794 года. Престолы в честь: Божией Матери, празднования явления Ея Иконы Казанская, Святого Евангелиста Иоанна Богослова и Святого пророка Илии. В настоящее время Храм полностью разрушен, сохранилась только часть колокольни (фото прилагаю). В настоящее время силами неравнодушных жителей поселка и города Кинешмы начата работа по возрождению Храма.
    На берегу Волги Вы увидите полуразрушенную Колокольню Храма в честь святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (координаты 57.484814, 42.062273) на Богословском погосте.
    В пяти шагах от Колокольни располагается забор колонии строгого режима (ФКУ ИК №4 УФСИН России по Ивановской области), где отбывают наказание около 1400 человек.
    Колония была построена в 1938 году на месте Богословского погоста. Как люди говорят, архитектор из Москвы, приехавший строить колонию был возмущен: как можно строить колонию в таком месте? Это же Русская Швейцария! Мы расчищаем основание Храма от бытового мусора, так как при строительстве колонии кирпичи стен и фундамента разобрали и увезли, а образовавшийся котлован за эти годы использовался «не по назначению».
    Пустите детей приходить ко мне…
    Сокол может стать местом для воскресной школы, подворья Прихода восстанавливаемого Храма в честь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, одним из мест базирования скаутского движения (скаутство привез в Россию и положил на русский лад наш земляк — Епископ, святитель Василий Кинешемский, как гласит история, а в дальнейшем, может быть, стало пионерией). Там дети вместе с родителями, бабушками-дедушками будут узнавать о Боге, добре, любви, общаться, вместе рисовать, читать книги, ухаживать за животными, растениями, кушать выращенное своими руками, созерцать красоту природы. Это радостное восприятие мира.
    Господь силен найти средства и для спасения этого потерянного поколения. Но какой ценой возможно совершить это спасение? – Мы не ведаем.
    Но, от родителей и преподанных примеров жизни, от их усилий зависит в немалой степени судьба нынешнего «компьютерного и телевизионного» поколения, которое калечится по родительской же неосмотрительности: по душам детей словно прокатывают катком цинизма и пошлости и заливают их бетоном безнравственности – пусть попробует после этого что-нибудь прорасти! Это изобретение диавола. А раз так, то и будущего у такого сообщества людей быть не может. Раньше говорили в основном об экологической катастрофе, приближающей конец бытия мира; но теперь совершенно очевидно, что главный признак конца-духовная катастрофа: духовная гибель наших детей. Настоятель одного известного московского монастыря, которому не раз приходилось исповедывать людей перед смертью, говорил, что почти всех их мучило перед смертью то, что они уделяли мало внимания детям.
    На наших глазах новое поколение детей погибает для вечности при молчании родителей, школы, «иррелигиозного» общества, и потому Церковь Божия должна возвысить свой голос в защиту наших детей, которые взывают многомиллионным воплем: «Спасите наши души! Спасите, пока возможно, хотя бы некоторых из нас. Оторвите нас от компьютеров и выведите на природу, помогите приобщиться к красоте творения Божия, помогите войти в Церковь Христову. Если вы не сделаете этого, то никто не сможет на помочь стать гражданами Небесного Отечества.
    А за спасение чужих детей, дай Бог, будут спасены и ваши дети и внуки.
    Нам всем необходимо успеть сделать правильный выбор. Выбор между добром и злом. А для этого обрести веру. Ведь вера есть уверенность в невидимом.
    Просим помощи всех неравнодушных людей в благом деле восстановления Храма и Сокола.
    dhz@bk.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.