Дискуссия «лето-2007» о целесообразности школьного предмета «основы православной культуры» печальна. Дело не в десяти ученых старцах, обошедших все кузницы и написавших, в итоге, одно письмо. Дело в том, что такая дискуссия в обществе актуальна, и печально именно это. Я не могу представить себе сегодня цивилизованную страну, где сегодня такая дискуссия могла бы привлечь чье-то внимание. Разве что в Северной Корее или на Кубе, впрочем, на Кубе социализм прекрасно уживается с католичеством (и вудуизмом заодно), а в Северной Корее все настолько заняты освоением религии «чучхе», что на другие внимания не обращают.Весь разумный мир обучает детей вере, в форме, традиционной для той страны, где они родились. Мало того, два года назад парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «Образование и религия», предполагающую расширение преподавания религиозных дисциплин в школах европейских стран. И на потеху этому миру мы устроили жаркий спор совершенно в духе диспутов 20-х годов прошлого века. И, естественно, вынуждены дискутировать с оппонентами, чьи доводы по мощи сопоставимы с теми, столетней давности. Так какие же они, эти аргументы?

Первый. Не хочу. Не желаю, и всё тут. Я свободный человек и имею право свободного выбора.

Второй. Где равноправие? Отчего это православию такой карт-бланш? Тогда уж извольте вводить основы и католичества, и кальвинизма, и буддизма, и иудаизма, и шаманизма и, заодно, сатанизма, буде он у нас представлен своими адептами.

Третий. Введением этого предмета вы раздуете пожар межнациональной и межрелигиозной вражды, причем в школах, а оттуда перекинется на всю страну.

Четвертый. У нас Церковь отделена от государства, как это вы в государственных школах церковное преподавание хотите вводить? Или на Конституцию замахиваетесь?

Пятый. Сначала дети должны вырасти, а потом уж сами решать, в какую религию им податься и податься ли вообще. А нравственное воспитание должно происходить в семьях, для того они и есть.

Вот, примерно такой набор, если что упустил, простите, в голове это укладывается плохо. Ну, что на это ответить? Ну, что?

Я давно подметил, что противники православия часто говорят о том, что они, де, должны иметь «свободу выбора», прикрывая этой «свободой» собственную душевную леность. Путь к Богу очень труден и, часто, первые шаги невыносимы. Вот и не хочется. И за левым плечом, кстати, шепчут про «общечеловеческие ценности».

То же относится к «равноправию». Ох, лукавый довод! Ведь, сколько ни вводи разных «Основ» измученный МинВУЗ, всё окажется, что кого-нибудь забыли. Но даже, если учтем всех самых диких сектантов, тут-то сработает третий аргумент и возгорится пожар в школах и раздуется по всей стране. Но неужто невдомёк оппонентам, что Православие является неотъемлемой и составной частью национальной русской культуры, истории, развития государственности, общества? Быть не может. Знают, конечно, что никакого «равноправия» тут нет. Как знают и то, что именно Православие способствовало мирному уживанию в Российской Империи многих народов и что только Россия являет собой пример миру пятисотлетнего добрососедства христианства и ислама.

Так что не раздуется пожар. Искры не будет. Зато сотворим страшное преступление — Конституцию нарушим. Да, Церковь у нас отделена от государства. Но кто скажет мне, что Православие отделено от государства? У кого язык повернется? Вот стоит же Старая площадь в полном почти составе в Храме Христа Спасителя. Никто же их оттуда за шиворот не выволакивает. И никто не скажет, что русский язык у нас отделен от государства. Или история отделена от него же. Или речь идет о том, чтобы подчинить школы в стране Московской Патриархии (думаю, долго бы крестились наши иерархи при мысли о такой возможности)? Нет, речь идет о возвращении в школы Православия, как неотъемлемой части русской культуры. Так что родимая Конституция и её верные стражи могут спать спокойно.

Но не спится нашим оппонентам. В искренней заботе они о детях, которых пичкают много чем, лишая тем самым самостоятельного нравственного выбора. Кто-то в «ящике» так и сказал однажды: «Вот вырастут, сами решат, что хорошо, а что плохо». Так что, если и придет «кроха-сын к отцу» и спросит, «что такое хорошо, а что такое плохо», мудрый отец должен ответить: «Вырастешь, сам решишь».

Но каково будет обществу, когда кроха превратится в амбала? Никаких гарантий, совершенно никаких. Впрочем, в семьях действительно должен идти процесс нравственного созревания личности. А знаете, сколько у нас в стране «неблагополучных семей»? Далеко не во всех вечером играют на фортепьянах и читают вслух «Историю» Карамзина. Впрочем, и в таких семьях нет-нет да и появляются Иваны Карамазовы, додумавшиеся до того, что «если Бога нет, то всё можно».

Пытлив русский интеллигент. Вот додумались же до диссидентства, так теперь, какая ни власть на дворе — насмерть на своем стоят, не сдвинешь. Что против Советской власти, что против Бога — главное в принцип войти. В принцип отрицания. Был такой полковник Кошкарев, во 2-м томе «Мертвых душ», так он считал, что стоит мужиков в немецкие штаны одеть, так науки в России возвысятся и искусства расцветут. Мне почему-то кажется, что, если б речь шла о введении в российских школах «основ католичества» или «основ протестантской этики», шуму было бы гораздо менее. А так, помните, Репетилов Чацкому говаривал: «Шумим, братец, шумим!»

Шумим и мы. Что ж поделать. Только обидно, им-то это вещь привычная, а тут много иных дел, за этим шумом отложенных.

 

 

 

На заставке фрагмент фото inop.ru

0
0
Сохранить
Поделиться: