До иудейского праздника пасхи оставались считанные дни. Иерусалим уже готовился к празднованию, но в доме главного иерусалимского священника Каиафы разговоры шли совсем не о том. Там собрались на совет самые важные священники и самые родовитые знатоки древнего иудейского закона. Уже который час совещались они, и никак не могли ре шить, как поступить с Проповедником из Назарета — ведь слава о Нём все росла и росла в народе и начинала угрожать их власти над умами людей.
Плата за предательство
Уже давно до иудейских священников доходили слухи о том, как за этим Проповедником ходят из города в город целые толпы, как внимательно слушают Его речи, как передают из уст в уста рассказы о совершённых Им чудесах — и особенно об одном из них. Этот Проповедник, говорят, воскресил человека по имени Лазарь! Причем со дня смерти Лазаря прошло уже четыре дня, но Проповедник позвал его, и покойник на глазах у всех ожил! Молва о чуде моментально разнеслась по всей округе, люди узнали, что Чудотворец направляется в Иерусалим, три дня назад собрались у городских ворот и встретили Его пальмовыми ветками в руках и восторженными приветствиями.
«А ведь так чествуют вождей и героев! — возмущались собравшиеся в доме Каиафы. — Эдак люди перестанут уважать и бояться власти, перестанут слушаться и соблюдать древний закон... Надо остановить этого преступника! А лучше — убить!» Заговорщики согласились: сделать это удобнее было не в праздник иудейской пасхи, чтобы не вызвать волнения в народе, а чуть позже.
Но — как сделать? Где искать Иисуса?..
Совет затягивался, как вдруг в комнату ввели какого-то рыжеволосого человека. Он назвался Иудой из небольшого городка Кариота (за ним потом так и закрепилось прозвище Иуда Искариот).
— Что тебе нужно? — спросили священники.
— Вы ищете Иисуса. Я выдам вам Его.
— Как ты собираешься это сделать?
— Я приведу вас к Нему и укажу на Него. Но вы должны мне заплатить! Что вы дадите за мою услугу?
— Тридцать сребреников.
Что за деньги — тридцать сребреников? Много это или мало? За 30 серебряных монет работник должен был четыре месяца работать на винограднике. За эти деньги можно было купить двадцать четыре больших мешка зерна или 360 литров оливкового масла — хватит на несколько лет целой семье. Словом, сумма немалая, Иуда был доволен.
Вообще, человеком он был жадным и корыстным. В общине Христа Иуда считался кем-то вроде казначея — носил с собой ящик с деньгами, на которые жили ученики Иисуса и которыми помогали нуждающимся. И... воровал их. Да, Иуда Искариот был вор. Апостолы знали это, и Христос знал, но все терпели Иуду, жалели его и не гнали. А он ждал, когда наконец Христос поднимет восстание, захватит трон в Иерусалиме и станет царём, земным властителем. Иуда мечтал оказаться при Учителе приближённым и... продолжать воровать, только уже «по-крупному».
Ждал, ждал и не дождался. Вместо того чтобы занять иерусалимский престол, Иисус почему-то продолжал проповедовать. Он не раз рассказывал ученикам о Царстве, но это было не земное, а какое-то там Небесное Царство, от которого Иуда себе никакой выгоды не видел. Учитель повторял, что Ему предстоят страдания и даже суждено умереть за грехи всех людей — это тоже не слишком радовало Искариота: какой смысл служить Тому, Кто всё равно скоро умрёт... Потеряв терпение, разочарованный Иуда решил предать Учителя, а заодно немного на этом заработать.
Тридцать сребреников Иуда получил. План был такой: назавтра, в четверг, Иуда сопроводит стражников, посланных первосвященником, ко Христу. Все будет сделано в безлюдном месте и под покровом ночи. Священникам план понравился: они боялись, что, если народ узнает об аресте, начнутся волнения, возмущение, страже могут помешать... А сделать всё тихо — это удобно. А уж после ареста суд, возглавляемый первосвященником, быстро разберется с Иисусом!
Иуду отпустили. Довольный предатель, пряча деньги, был уверен, что о его позорной тайне никому не известно...
Сионская горница
Тем временем закончилась среда, приблизился четверг — день, в который иудеям полагалось приготовить особую пасхальную трапезу к вечеру. Из чего она состояла? На столе должны были быть пресный хлеб с горькими травами, вино, разбавленное водой, сладкая паста из фруктов и орехов и мясо жертвенного ягнёнка, которого специально закалывали на праздник пасхи в Иерусалимском храме.
Иерусалим и пригороды были полны народа. Всюду царили шум и суета, в город прибыло много приезжих, все искали, где купить ягнёнка и другую еду... Ученики Христа, которые находились в ближайшем пригороде Иерусалима, тоже хотели отпраздновать пасху по всем правилам.
— Учитель! Где бы Ты хотел устроить праздничную трапезу? — спросили они у Христа.
— Идите в Иерусалим, — велел Иисус апостолам Петру и Иоанну. — При входе в ворота вы встретите слугу с кувшином воды, которую он набрал в источнике. Следуйте за ним, он приведет вас к дому. Передайте хозяину дома, что Я хочу в этом доме провести трапезу со Своими учениками.
Пётр и Иоанн так и сделали.
Дом, к которому привёл апостолов слуга, находился за стенами Старого города, на возвышенности Сион. Добрый хозяин, последователь Христа, тотчас же пригласил Петра и Иоанна в готовую убранную комнату на верхнем этаже. Такие гóрние, то есть расположенные на верхних этажах комнаты называют горницами. Сион, комната на верхнем, гóрнем этаже — вот откуда эти два слова в названии Сионская горница. В комнате уже стояли и столы, и лежанки — во времена Христа было принято не сидеть за накрытыми столами, а полулежать рядом с ними.
Да, нам это кажется невероятным: как Иисус мог знать, что случится с Его учениками заранее? Но ведь Иисус — всеведущий Бог. Посылая Иоанна и Петра к иерусалимским воротам, Он заранее знал, что ученики встретят слугу, знал и место, куда слуга их приведёт. Но тогда вопрос: зачем Богу нужна была эта вечерняя трапеза, иначе говоря — вéчеря? Разве Он не мог обойтись без еды? Конечно, мог! Но Христос — и Бог, и Человек. И, как Человек, Он испытывал и голод, и жажду. И за всеми трапезами вместе с учениками Он не просто присутствовал за столом, а ел и пил, как все. И еще вопрос: почему вечерю, этот праздничный ужин Христа с апостолами, мы называем Тайной? Потому что Спаситель знал, что Ему и Его ученикам угрожает опасность. Знал, что верховное судилище иудеев — синедрион — видит в Нем врага и ищет Его. Приходилось скрываться и встречаться втайне.
Омывание ног
Апостолы всё приготовили для вечерней пасхальной трапезы, и, когда Христос с остальными учениками прибыли в дом, столы уже были накрыты. По обычаю тех мест, полы в домах устилали чистыми коврами или циновками, и гости перед тем, как войти в комнату, снимали грязные сандалии у порога. Так сделали и апостолы при входе в Сионскую горницу. Так сделал и Сам Иисус. Но вот незадача: от долгого хождения по пыльным дорогам ноги их тоже чистотой не отличались.
У иудеев был ещё один обычай: перед тем как гость занимал место у стола, слуги омывали ему ноги. Сейчас слуг рядом не оказалось. Да никто об этом обычае и не вспомнил. Если бы не Иисус. К удивлению апостолов, Он вдруг снял с Себя верхнее одеяние, перепоясался полотенцем, влил воду в сосуд для умывания и... начал омывать ноги Своим ученикам! Всем по очереди. Как слуга!
Апостолы не просто смутились — им стало ужасно стыдно! Их Учитель проявил перед ними величайшее смирение, самоотречение, а среди них самих не нашлось никого, кто бы сделал такое доброе дело Самому Христу! Растерянные, они молчали и не знали, как себя вести, принимая величайшую милость от Самого Господа. Пока не дошла очередь до Петра. Вспыльчивый и горячий, тот не выдержал:
— Господи! Тебе ли умывать мои ноги?!
— Что Я делаю теперь, ты не знаешь, а поймёшь после.
— Но тебе не отмыть моих ног вовек! Ты, Сын Божий, Царь Израилев, имеющий слово вечной жизни, Ты ли будешь мыть ноги недостойного Петра?!
— Если Я не омою тебя, то у тебя нет со Мной ничего общего, — отвечал Иисус.
Как и всякое слово Христа, эти слова имели много смыслов. Не только о дорожной пыли на ногах говорил Учитель. Он уже знал будущее, знал, что Ему предстоит «смыть» грехи людей, и в том числе грехи Петра, Своими страданиями, Своей кровью, Своей смертью. И Учитель хотел сказать ученику, что, пока этого не случится, Пётр не сможет по-настоящему быть вместе с Господом. Но ни Пётр, ни другие ученики будущего видеть не могли и слов Учителя по-настоящему не поняли. Пётр воспринял слова Христа прямо и воскликнул с восторгом:
— Господи! Тогда не только ноги мои умой, но и руки, и голову!
Христос с улыбкой ответил, что достаточно вымыть только ноги, потому что весь он чист. Снова Спаситель говорил не о обычной чистоте, а о чистоте души, которую ученики получили благодаря Его учению.
— И вы чисты, — сказал он громко. И тихо добавил: — Но не все...
Может быть, в тот момент вздрогнул, сидя перед Христом, Иуда, чьи руки ещё чувствовали тяжесть монет, полученных за предательство Того, Кто омывал ему сейчас ноги.
Но вот все заняли места за вечерей — совместным праздничным ужином. Возле Учителя возлёг младший и любимый ученик Христа Иоанн. Голова юноши покоилась на груди Иисуса.
За столом Христос объяснил ученикам свой поступок, такой странный и непонятный для них. Если Он — Учитель и Господь — сейчас смиренно омыл ноги Своим ученикам, то с не меньшим смирением и они должны относиться друг к другу.
«Что делаешь, делай скорее»
Хорошо, радостно было ученикам рядом с любимым Учителем. Казалось им, что так будет всегда: всегда они будут рядом, вместе, в любви и согласии. Но Христос вдруг произнёс слова, которые как громом поразили всех, бывших за столом:
— Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
Как это? Кто? Не может быть!
Апостолы в ужасе и растерянности переглядывались, каждый неуверенно спрашивал у Учителя:
— Не я ли, Господи? — надеясь услышать в ответ: «Ну, что ты! Конечно, это другой, а ты — самый верный, самый лучший Мой ученик!»
Чтобы не выделяться среди других, спросил Христа и Иуда:
— Не я ли, Учитель?
Разумеется, он ждал ответа «нет», ведь Искариот был уверен, что его подлая задумка не известна в этом доме никому. Но Иисус тихо ответил Иуде:
— Ты сказал...
Ответил так, чтобы только сам Иуда понял всё, а другие ученики ни о чем не догадались и не обрушили на предателя свой гнев. Иисус давал Иуде шанс отказаться от своего замысла. Но Иуда не передумал... Пётр, совсем разгорячившись, попросил Иоанна узнать у Учителя, кого же Тот всё-таки имел в виду. Кто предатель?
Иоанн передал вопрос Христу. Спаситель негромко ответил:
— Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам...
Иисус же действительно обмакнул кусок хлеба в чашу с солёной водой. Что это была за вода и откуда она взялась на пасхальном столе у апостолов?
В праздник пасхи евреи вспоминали события, происходившие в глубокой древности. Их предки много лет были в рабстве у египетского властителя — фараона. Их унижали, мучили, заставляли выполнять самую тяжёлую работу, даже убивали. Много слёз пролили евреи, терпя эту несправедливость, прежде чем Господь чудесным образом избавил их от рабства. Именно об этих слезах и напоминала солёная вода в чаше на пасхальном столе.
Так вот, Иисус обмакнул хлеб в солёную воду и протянул Иуде. Ещё один шанс был у предателя, чтобы отказаться от поступка, который, — Иисус знал! — погубит душу Искариота. И снова Иуда сделал вид, что ничего не понял. А Иоанн никому ничего не сказал об услышанном.
Тогда Христос, в последний раз обращаясь к совести Искариота, произнес загадочные для других учеников слова:
— Что делаешь, делай скорее.
Иисус всё знал. Знал, что ученик Его вскоре побежит к Его будущим мучителям и убийцам, чтобы привести ко Христу стражников. Но знал Он и то, что у любого человека, даже у такого жадного и подлого, как Иуда, есть свобода воли. И человек волен в любой момент раскаяться, остановиться, спасти свою душу или погубить её. Поэтому Христос не стал останавливать Иуду, призвав только скорее делать то, что тот задумал.
Апостолы же в простодушии своём так и не поняли, что произошло за столом.
Простодушные ученики
Вечеря продолжалась. Иисус наставлял учеников, вновь призывал их любить друг друга. И Пётр с воодушевлением рассказывал, как он любит Учителя, как готов следовать за Ним всюду, и нет для этого никаких преград, наконец, он «душу свою положит за Него»... Пётр говорил искренне, горячо, но Христос вдруг остановил его:
— Не успеет еще пропеть петух, — сказал Иисус, — как ты трижды отречёшься от Меня.
Ох! Как ушатом холодной воды окатили Петра. Не может такого быть! Никогда он не предаст любимого Учителя!
Однако Иисус продолжал говорить: все они, все ученики, которые сейчас возлежат рядом, оставят Его в страшную ночь и рассеются...
Нет! Учитель, должно быть, шутит? Или ошибается?
Иисус не ошибался и не шутил. Он знал, как всё будет, и совсем скоро апостолы сами убедятся в Его правоте. Пётр действительно трижды предаст Учителя, пока над Ним будет совершаться неправедный суд — отречётся от Спасителя, скажет тем, кто узнает в нём ученика арестованного Христа: «не знаю Его! не был с ним! не понимаю, о Ком вы говорите!..» Апостолы в самом деле сначала заснут в Гефсиманском саду, когда Иисус будет молить Бога Отца пронести чашу мучений мимо Него, то есть избавить Его от грядущих страданий, а позже — все, кроме Иоанна, — в страхе попрячутся, когда Иисус будет принимать муки и умирать на Кресте...
Но всё это случится позже. А пока здесь, в Сионской горнице, Христос продолжал говорить о самых важных вещах:
— Я есть путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
Апостол Филипп в простоте душевной переспросил:
— Господи, покажи нам Отца.
Христос вздохнул:
— Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?..
Сложно было простым рыбакам понять слова Божественного Учителя. А Иисус говорил о том, что Бог Един в трех лицах — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. И раз апостолы знают Христа, значит, они знают и Бога Отца, и Духа Святого.
Ученики этого ещё уразуметь не могли. Единственное, что они начинали понимать: любимый Учитель прощается с ними. Он почему-то покидает их, говорит, что недолго Ему оставаться с ними, и от этого души апостолов наполняла печаль.
Первое причастие
Видя, как печалит апостолов предстоящая разлука с Ним, и желая утешить учеников, Христос взял хлеб и, благословив, преломил его. И раздал ученикам со словами:
— Возьмите, ешьте, это тело Моё, которое за вас преломлено во оставление грехов!
А после взял чашу с вином и, благословив, подал им. И сказал:
— Пейте от неё все; потому что это — кровь Моя Нового Завета, которая изливается для оставления грехов.
Что означали слова Христа? Ученики долго были рядом с Ним, но скоро, после смерти на кресте и воскресения, Христос вознесётся на Небо. Он уже не будет ходить по городам и разделять трапезы вместе с ними, наставлять их... Как же быть апостолам и всем людям, которые любят Иисуса и хотят быть вместе с Ним — не только в воображении, но на самом деле?
Спаситель говорил о Себе: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек». То есть Он Себя называл «живым хлебом». И во время Тайной Вечери Он впервые таинственным образом соединил Себя с учениками в таинстве Причастия. Хлеб и вино стали «При-частием» — от слова часть. Что это значит? Что они перестали быть хлебом и вином: вкушая их, человек становится частью самого Христа, единым целым с Ним. И через Причастие Иисус не в воображении, а по-настоящему соединяется с верующими в Него, помогает, даёт силы преодолевать испытания, просвещает их Своим светом изнутри.
Теперь апостолы знали, что нужно делать, чтобы оставаться с Учителем, даже когда Его не будет рядом.
Последняя заповедь
Хотелось ученикам, чтобы вечеря и мудрая беседа продолжались ещё и ещё. Но Христос уже заканчивал разговор. Он дал ученикам последнюю, великую заповедь любви:
— Любите друг друга, как Я возлюбил вас. Все узнают, что вы — Мои ученики, когда между вами будет царить любовь.
Вскоре Он поднялся от стола:
— Встаньте, пойдёмте отсюда.
Когда Христос и ученики вышли в Гефсиманский сад, стояла тёмная ночь. Скоро уже Иуда тайком приведет стражников к Иисусу. Скоро Спасителя схватят, потом Его ждет суд, мучения, смерть на Кресте...
***
День Тайной Вечери христиане вспоминают со скорбью — ведь тогда Спаситель был предан Своим учеником, тогда Христос был обречен на страдания. Но одновременно память о об этом дне сочетается с благодарностью Господу за то, что он дал нам великий дар. Совершив первое причащение учеников, Христос сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». То есть — повторяйте то же самое между собою. С тех пор ученики Христа, а потом и их ученики, и так все христиане до наших дней, на литургии — главном богослужении Церкви — снова и снова проживают всё, что происходило в Сионской горнице, на Тайной Вечере с Христом.
Бог есть любовь. Богословы говорят: «Даже наша пища — это любовь Божия, ставшая съедобной». И Господь настолько нас любит, что желает приобщить нас к Своей любви, чтобы мы были с Ним единым организмом. Мы называем Причастие Святыми Дарами: это подарок нам от Христа, возможность непосредственно соединиться с Господом. Он, живой и воскресший, входит в нас и живет в нас.
Рисунки Галины Воронецкой