Большинство молитв и церковных гимнов, которые можно услышать на православном богослужении, повторяются с определенной регулярностью — несколько раз в сутки, раз в неделю, раз в восемь недель и т. д. Но есть тексты, которые читаются или поются всего раз в год. Они посвящены праздникам или святым и раскрывают смысл отмечаемого события или подвига чтимого святого. Особое место среди них занимают песнопения Страстной седмицы. Это самые драматичные тексты: они отражают глубину и смысл последних дней жизни Иисуса Христа — от Его входа в Иерусалим до распятия на Кресте и погребения. В нашем цикле — с понедельника по субботу Страстной седмицы — мы разбираем самые известные и наиболее значимые песнопения, которые исполняются в храмах в эти святые дни. Все материалы смотрите здесь.

Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи, и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща, недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща. Блюди́ у́бо, душе́ моя́, не сно́м отяготи́ся, да не сме́рти предана́ бу́деши и Ца́рствия вне затвори́шися, но воспряни́ зову́щи: Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же, Богоро́дицею поми́луй нас.

Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, которого Он найдёт бодрствующим. Недостоин же тот, которого Он найдёт в унынии. Будь внимательна, душа моя, чтобы не отяготиться сном и не быть преданной смерти и остаться вне затворенных дверей Царства. Но восстань, взывая: Свят, Свят, Свят, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас.

Се Жених грядет в полунощи. Оптинский монастырь

Это песнопение — тропарь, который поется на утрени после шестопсалмия в первые три дня Страстной седмицы. А еще — в дни память преподобных жен (святых монахинь). Тропарь — один из самых важных текстов любого праздника, он раскрывает суть отмечаемого события.

«Се, Жених грядет…» отсылает нас к притче о десяти девах (Мф 25:1–13), которая читается в Великий Вторник. В ней рассказывается, как десять девушек с зажженными масляными светильниками ждали своего жениха. А тот приехал только в полночь. К этому времени масло, которое вмещали в себя светильники, подошло к концу. Тогда выяснилось, что половина дев предусмотрительно взяла с собой еще масла, а вторая половина не подумала об этом. Девы, не имевшие масла про запас, стали просить его у своих предусмотрительных подруг, но те не стали делиться, и в итоге девушкам пришлось идти покупать масло. Пока их не было, пришел жених, мудрые девы вошли с ним в горницу, двери за ними закрылись. Когда же вернулись неразумные девы, купившие масла и потому опоздавшие на встречу, стали стучать и просить отворить, то жених сказал: «Не знаю вас!» — и никто не отворил им.

Каково было этим неразумным девам не попасть на пир? Разве они не готовились и не наряжались для встречи с Женихом? Разве не думали о Нем? Могли ли они знать, что Жених замедлит настолько сильно, что не хватит масла в лампадах? Все эти вопросы снимаются, если понимать традиции еврейского народа того времени.

Читайте также:

Необычный свадебный обычай, который помогает понять притчу Христа о десяти девах

Свадьба в Древней Иудее проходила в два этапа: помолвка и само бракосочетание.

Помолвкой был договор отца жениха с родителями девушки. С этого момента молодые официально считались мужем и женой: жених скреплял договоренности и обязательства относительно будущей жены, невеста получала подарки, но продолжала жить в доме родителей в ожидании церемонии бракосочетания, точное время которой никто не знал. По закону, от помолвки до бракосочетания могло пройти сколько угодно времени, но не более года.

Жених отправлялся готовить свой дом к приему невесты, а после мог прибыть за ней в буквальном смысле в любое время дня и ночи, поэтому обрученной, ее родителям и подругам приходилось напряженно ожидать этого события, быть всегда готовыми и в то же время рисковать быть застигнутыми врасплох.

Се Жених грядет в полунощи. Валаамский монастырь

Мать жениха по традиции наряжала его, и он отправлялся за невестой. Чтобы предупредить о своем приезде насколько возможно заранее, жених мог послать кого-то из своих слуг бежать впереди и выкрикивать «Жених едет!».

В том, что от известия, что едет жених, до самого его прибытия пройдет какое-то время, нет ничего неожиданного или досадного для тех, кто вышел его встречать. Более того, весь многовековой уклад и традиции предполагают, что девушка и ее подруги со своей стороны, во-первых, готовятся к этому событию, во-вторых, готовятся к разным вариантам: жених может приехать и рано утром, и поздно ночью.

Само бракосочетание происходило в доме у жениха, который забирал жену к себе и возвращался с ней торжественной процессией — обязательно с факелами, светильниками, песнями и музыкой. Как только процессия достигала дома родителей жениха, двери затворялись, и уже никто не мог попасть на пир.

Десять дев — это мы, верующие люди. Но не все из нас запасутся елеем — символом благодати, а в этой притче — еще и символом веры и личных добродетелей. Ведь когда душа предстанет на Суде, то «занять» у кого-то веры, навыков добрых дел или нравственных качеств будет невозможно. И такая душа не сможет наследовать Царство Небесное, окажется вне светлой и веселой трапезы, подобно пяти неразумным девам.

Тропарь «Се, Жених грядет…» призывает нас к духовному бодрствованию, как и многие другие притчи Нового Завета. В тексте молитвословия «блажен раб» не унывает, то есть не оставляет попыток измениться, не бросает своих духовных усилий, не утрачивает желания трудиться ради спасения души и вечности. Это противопоставление бодрствующих и унывающих говорит о том, что уныние — как расслабление сил души — в данном случае есть свободный выбор человека, а не нечто естественное, извинительное, присущее людям в определенных обстоятельствах.

Этот тропарь перекликается и с притчей о спящих рабах (Лк 12:35–40). В ней Господь призывает Своих верных рабов: да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи (Лк 12:35), то есть будьте готовы, бодрствуйте, ожидайте вашего господина всякий час и будете вознаграждены. Ведь, как сказано в этой притче, если господин найдет своих рабов бодрствующими, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк 12:37).

0
89
Сохранить
Поделиться: