Большинство молитв и церковных гимнов, которые можно услышать на православном богослужении, повторяются с определенной регулярностью — несколько раз в сутки, раз в неделю, раз в восемь недель и т. д. Но есть тексты, которые читаются или поются всего раз в год. Они посвящены праздникам или святым и раскрывают смысл отмечаемого события или подвига чтимого святого. Особое место среди них занимают песнопения Страстной седмицы. Это самые драматичные тексты: они отражают глубину и смысл последних дней жизни Иисуса Христа — от Его входа в Иерусалим до распятия на Кресте и погребения. В нашем цикле — с понедельника по субботу Страстной седмицы — мы разбираем самые известные и наиболее значимые песнопения, которые исполняются в храмах в эти святые дни. Все материалы смотрите здесь.
Господи, яже во многия грехи впадшая жена, / Твое ощутившая Божество, / мироносицы вземши чин, / рыдающи, миро Тебе прежде погребения приносит: / увы мне, глаголющи, / яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, / мрачное же и безлунное рачение греха. / Приими моя источники слез, / иже облаками производяй моря воду. / Приклонися к моим воздыханием сердечным, / Приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: / да облобыжу пречистеи Твои нозе, / и отру сия паки главы моея власы, / ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. / Грехов моих множества, / и судеб Твоих бездны кто изследит? / Душеспасче Спасе мой, / да мя, Твою рабу, не презриши, / иже безмерную имеяй милость.
Перевод:
Господи, во многие грехи впавшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы служение взяв на себя, с рыданием миро Тебе прежде погребения приносит,
«Увы мне! — возглашая, — ибо ночью для меня является страсть невоздержания, мрачной и безлунной — любовь к греху! Прими мои источники слез, из облаков изводящий воду моря. Приклонись к моим стенаниям сердечным, Приклонивший небеса неизреченным Твоим самоумалением. Буду лобызать пречистые Твои ноги, и еще отру их головы моей кудрями, — те, шум от которых Ева в раю после полудня, услышав ушами своими, в страхе скрылась.
Грехов моих множество и судов Твоих бездну кто исследует? Спасающий души, Спаситель мой, меня, рабу Твою, не презри, имеющий безмерную милость!»
Это удивительное по своей красоте и поэтичности песнопение принадлежит к группе так называемых стихир — рифмованных припевов, которые чередуются с отрывками из псалмов. Псалмы — самая древняя часть любого христианского богослужения, которая берет свое начало еще в ветхозаветных временах. Стихира же — это осмысление этих псалмов и событий, с которыми связаны тот или иной праздник или церковное воспоминание.
«Господи, во многие грехи впавшая жена…» поется в Великую Среду дважды: на утрени после канона и в самом начале вечерни как припев к стихам 140-го псалма «Господи, воззвах…»
Этот текст уникален. Его автор — женщина (единственная из известных нам авторов молитв), знатная византийка Кассия, жившая в IX веке и оставившая после себя богатое поэтическое наследие. Многие ее стихи вошли в богослужебные сборники, а саму Кассию канонизировали уже в наше время. Будучи аристократкой, эта святая получила блестящее образование, что наравне с ее красотой привлекло внимание императора Феофила. Молодой и еще неженатый правитель Византии имел серьезные намерения жениться на девушке, но в самый последний момент отказал ей из-за того, что во время свидания она имела неосторожность слишком дерзко отвечать на его вопросы. Поскольку она была почтена вниманием самого императора, какой-либо другой мужчина не имел права к ней прикасаться, и Кассия в итоге приняла монашеский постриг. Как результат проживания опыта отвержения императором и родилась из-под пера этой женщины удивительная стихира Великой Среды.
В ней обыгрываются образы двух других женщин, упоминаемых в текстах Священного Писания. С одной стороны, образ блудницы, помазавшей ноги Христа в Великую Среду в доме фарисея Симона. С другой — нашей общей прародительницы Евы, нарушившей Божью заповедь и тем самым навлекшей наказание на всех своих потомков.
И Ева, и знаменитая евангельская блудница согрешили невоздержанием. Ева вкусила запретный плод, а блудница погрязла в запретных наслаждениях. Их поступки типологически схожи. И в том, и в другом случае, речь идет о нарушении Божественных заповедей. В то же время уже после совершения греха библейские героини ведут себя по-разному: Еву Господь лично звал и ждал от нее покаяния и признания своей ошибки, однако праматерь укрылась от Него, едва заслышав поступь Его ног в Эдемском саду. Блудница же, которая омыла слезами, помазала миром и вытерла своими волосами эти же самые ноги своего Творца, сама пришла к Нему, понимая, что только Он может даровать ей спасение.