Для них все стало вдруг очень просто и ясно. До этого была обычная жизнь, непростая, со всеми ее искушениями и испытаниями своего времени. И вдруг – война… Множество людей оказалось перед черно-белым незамысловатым выбором: исполнить свой долг, «положить душу свою за други своя» или уклониться. Выбор между добром и злом упростился до одного действия, шага или решения. Деньги, фанфары, обиды и стройные тела перестали значить что-либо перед лицом смерти.

И целый народ этот выбор сделал. Люди поступили так, как наверняка слышали в детстве, как учили поколения на протяжении почти 1000 лет – исполнили заповедь Божию о любви к ближнему даже до смерти. Поэтому русские люди воевали так, как они воевали. И это сделало Победу возможной в принципе.

Они поставили ценность чужой жизни выше своей, общее - выше личного. Они не шли, как скот, на убой, а в великом множестве исполнили свой долг, понимая, что они делают, ведь это были дети христиан. Отдельно взятый военноначальник, отдельно взятый солдат приняли верное решение, медсестра сделала сверхусилие, подросток в тылу не отошел от станка, а бабушка в оккупации не сдала партизан.

Это был именно массовый личный нравственный выбор, который и решает во многом исход истории, потому что никакие заградотряды, никакая пропаганда не могут заставить более 20 миллионов человек пожертвовать собой. Такая масса людей на огромном пространстве, в принципе, малоуправляема в оперативном режиме. Успех в исторических событиях такого масштаба, когда существование целого народа, целой страны-континента находится под угрозой, может быть обусловлен только всеобщим волеизъявлением подавляющего большинства этого народа и участием Силы, с которой человеческие возможности не сопоставимы. Господь призрел на русский подвиг, на русские молитвы. Тогда оба эти двигателя истории действовали заодно.

Для нашего народа война была праведной: война с внешней агрессией за свою землю, поэтому все слова о том, что одна тирания боролась с тиранией другой, а люди – просто пушечное мясо, неуместны. Есть принципиальная разница между захватчиком и освободителем, и это, прежде всего, разница нравственная. Радость участия в величайшем праведном деле, радость исполненного долга и заповеди Божией, вынужденное отрешение от житейской суеты в силу чрезвычайных обстоятельств и открывшаяся простота жизни и нравственного выбора делали наших дедов счастливыми. Они шагали в вечность, становились «Бессмертным полком» - «попирали смертию смерть» и наступала Пасха, воскрешение из мертвых – для них лично и для страны в целом. Нам остается только им завидовать, поэтому мы так держимся за их фотографии и несем их как знамена и хоругви. Это наш народ в его лучшем проявлении, наши близкие родственники в самые высокие минуты жизни, счастливые люди в момент близости к Богу.

«Живы мы, покуда, фронтовая голь,

А погибнем – райская дорога…»

 

 

Читайте также другие публикации о Дне Победы

 

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина

0
0
Сохранить
Поделиться: