Господь в Евангелии называет сатану «князем мира сего». Это словосочетание стало для нас привычным, но зачастую мы не совсем точно понимаем его смысл и приписываем сатане гораздо больше могущества, чем он имеет. А все дело — в оттенках смысла, которые до конца не передает перевод Писания на русский язык. Так что же на самом деле здесь понимается под словом «князь»?
Объясняет протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии.

«Сатана — князь мира сего». Почему эти слова многие понимают неправильно?

В Новом Завете о «князе мира сего» мы читаем в Евангелии от Иоанна: Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин 12:31) — и там же чуть дальше: Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего (Ин 14:30). Говорит об этом князе и апостол Павел в Послании к Ефесянам: …по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления… (Еф 2:1–2).

Речь тут о сатане, главе демонов, которые некогда были ангелами, но, скажем так, выбрали темную сторону, возненавидели Бога и отпали от Него. И если понимать слова Христа и апостола Павла буквально, то получается, что этот самый сатана владеет миром, в котором мы живем, он тут князь, он тут главный!

В самом деле, как мы обычно понимаем слово князь? Это правитель, которому принадлежат земли, у которого есть войско, который сидит на троне по праву рождения, которому попробуй не подчинись — тебя тут же схватят и посадят в темницу, а то и отрубят голову! То есть классический средневековый феодал (хотя в более ранние времена князья были скорее племенными военными вождями, чем абсолютными правителями). В славянских землях таких властителей называли князьями, в скандинавских — конунгами, в Европе — герцогами, в Турции — пашами, но суть одна и та же. Легитимная власть, опирающаяся на силовой ресурс. И примерно это же приходит в голову, когда мы читаем в Писании о сатане как князе.

На самом деле это неточность перевода. Напомню, что и Евангелие от Иоанна, и послания апостола Павла написаны по-гречески. А в греческом оригинале слово ἄρχων, которое по-славянски переведено как «князь», звучит как «áрхон» (нередко употребляют вариант «архóнт» — в тех случаях, где по контексту подразумевается старейшина древнегреческого полиса). В этом слове есть знакомый нашему уху корень «архи» (старшинство), который присутствует в словах архиерей, архив, анархия. Исходное значение слова áрхон — старейшина (отсюда, кстати, и архив — собрание старых текстов).

А кто такой старейшина? Это человек, обладающий большим авторитетом, к нему прислушиваются люди, следуют его советам и указаниям. Можно сказать, что старейшина обладает властью, но эта власть основана не на силе, а на авторитете, на всеобщем убеждении, что этот человек знает, как надо. Иначе говоря, архóнт — это вождь, предводитель.

И вот таким архóнтом Новый Завет называет сатану. Что же это значит? Что сатана обманывает людей, обольщает — и ведет за собой (то есть, дословно, является «демагогом», тем, кто ведет за собой народные массы). Он творит зло, действуя преимущественно не собственной силой, а чужими, человеческими руками.

Вспомним, кстати, еще одно место из Послания апостола Павла к Ефесянам: наша брань… против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). И тут, когда речь идет действительно о некоей властной функции, используется совсем другой термин. Словом «мироправители» переведено греческое κοσμοκράτορες (произносится космокрáторэс, множественное число от κοσμοκράτωρ, произносится космокрáтор). И они, эти «мироправители» — не правители всего и вся, а лишь правители «тьмы века сего», которая обозначает предел их бесовской компетенции.

Преподобный Максим Исповедник (византийский богослов VII века), рассуждая о внешнем, социальном зле, писал, что дьявол ничего не мог бы нам сделать, если бы не действовал через людей. Дьявол — хитрый манипулятор, он подчиняет людей не потому, что такой могучий, не посредством какой-то черной магии, а потому, что люди сами, своей волей, подпадая под его обольщения, творят зло. Преподобный Максим очень точно это сформулировал в толкованиях к сочинениям святого Дионисия Ареопагита: «…мы, склоняемые делать злое, часто даем место для нападений на нас, черпая силу у самих себя против себя. Обессиливает же он, дьявол, когда мы не склоняемся, поскольку близка к нам содействующая помощь Божия…» Именно так — черпая силу у самих себя против себя!

Так что князь-то, получается, ненастоящий! Нет у него ни права на власть (иначе говоря, легитимности), ни силового ресурса — кроме того, который мы сами ему предоставляем. И подчиняемся мы ему не потому, что боимся его кары, а потому, что или сами, поддавшись на обман, выбираем его сторону как более выгодную и удобную, или попросту не замечаем его манипуляций, или вообще не верим в его существование.

Но всерьез верующий человек, живущий по Евангелию, призывающий помощь Божию, участвующий в церковных таинствах, не подчиняется «князю мира сего». Для него этот «князь» — не князь, а самозванец. А подлинная власть в нашем мире принадлежит его Творцу, то есть Богу. Власть, которая не от мира сего, которая может быть незаметной среди беззаконий и бедствий, но которая абсолютно реальна. И верность которой мы каждый день подтверждаем в молитве Господней, когда произносим слова «да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли».

5
3
Сохранить
Поделиться: