Вопрос читателя:
Здравствуйте, меня очень мучает следующий вопрос: сейчас мне 30 лет, а в 2015 году у меня случилось печальное событие — был зачат в браке больной ребенок (голопрозэнцевалия и гидроцефалия), это очень редкие пороки, к сведению. Мы с мужем не были венчаны и воцерковлены в тот момент. Как только муж узнал о болезни ребенка — воцерковился, мы повенчались, я тоже ходила на исповедь и причащение, хотя постоянно находилась в плохом моральном состоянии и ребенка этого не хотела, не хотела быть матерью инвалида. Но аборт я знала что делать нельзя, нужно терпеть. В итоге ребенок родился почти доношенным, но почти нежизнеспособным, умер через полтора месяца. После этого я больше в церковь почти не хожу, муж ходит постоянно. Батюшка, подскажите, как понять, что со мной? Я теперь не хочу детей и не знаю, что делать, понимаю, это же неверно, да? Но не хочу, всё во мне противится этому. Как мне изменить свое состояние и понять, нужно ли мне рожать? А вдруг опять инвалид, опять похороны и вторая могила? Что мне делать? Нахожусь в тупике.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Вынашивание такой беременности и роды — это уже большое испытание для женщины! Очень многие не выдерживают, получается нервный срыв и много-много моральных, внутренних проблем. Это очень и очень тяжело и большое страдание — носить ребенка, зная, что он больной, зная, что он не выживет, что родится практически нежизнеспособным. Это очень сильное испытание — и Вы такая молодец, что с честью выдержали его! Как бы тяжело Вам ни было — Вы доносили ребенка, Вы смогли родить его! И потом еще целых полтора месяца о нем заботились. Знаете, бывает по-разному: одни любят ребенка просто по факту, за то, что он есть, и потом всю-всю жизнь рады и благодарны, что ребенок прожил даже 4 дня, а уже полтора месяца… И потом всю жизнь вспоминают, что были рядом со своим первенцем, держали его на руках. Также бывает и более похожее на Вашу ситуацию: тяжесть забот о больном ребенке, а еще больше — всю беременность мысли о том, каково это будет, как это неподъемное тяжело, — все это перехлестывает, перекрывает ту радость от встречи со своим первенцем, которая могла бы быть, и все Ваше существо сконцентрировано на этом — как бы вытянут, выдержать, как самой выжить, как смириться с тем, что… Второй вариант тоже бывает. И вот после него как раз очень трудно справиться со всей той болью, морем мыслей и ожиданий еще и еще худшего…. Человек просто перестает видеть доброе, ему во всем видится только плохой, больной, черный исход… Проще до этого не доводить, но теперь, Вы правы, надо выходить из этого. Давайте подумаем, на что Вы тут может опереться. Вам пока бы выбраться из своего состояния, а потом уже и станет ясно, что и как делать. Иначе есть опасность во всем видеть только плохое, что бы ни случилось. Давайте это останавливать.
Вам очень нужно перестать отдаваться во власть своим страхам и смотреть просто четко и прямо перед собой, находить, на что опереться. за что зацепиться не в том возможном темном будущем, а здесь, в этом светлом настоящем, которое перед Вами. Все, что с вами происходит, даже наперекор Вашим планам — это Ваш личный бесценный опыт. У кого-то есть похожий опыт и можно брать примеры, учиться тому, что Вам нравится, например, стратегиям как переносить какую-то сложную ситуацию. Но этот Ваш опыт ценен для Вас лично уже по одному тому факту, что он Ваш, понимаете? Не убегать от него в мысли о том, как могло бы быть, каков был план и как все сильно поло не по плану, не уноситься мыслями в будущее, которое мыслилось таким-то, а теперь, из-за настоящего, станет и будет другим, плохим, страшным, тяжеленным — а смотреть перед собой делать то, что в руках. «Довольно для каждого дня своей заботы», — так Христос говорил. И это рецепт в том числе и для таких ситуаций, как поступать. Этому нужно какое-то время учиться: останавливать свои мысли и заниматься тем, что в руках и под рукой, делать план конкретных дел на лень, успевать их сделать, отмечать, что и почему не получилось (без этической оценки). Так Вы будете жить и проживать полно каждый день, а не быть телом в сегодня, а мыслями в еще не наступившем будущем году. Дай Бог Вам преуспеть в этом! И быть благодарной за то, что есть. Это не значит, что Вы миритесь с плохим, что отказываетесь от движения вперед и от сопротивления — нет! Это о том, чтобы уметь извлечь что-то для себя из того, что реально имеется в наличии, даже из тяжелой ситуации. Потому что именно опыт людей, которые прошли многое, ценен. И это ведь не просто так, Вы согласитесь?
Далее Вам нужно разобраться с одной из основных линий, которая есть в жизни человека — это отношения с Богом. Какие они у Вас? Вы ходили на исповедь и причащение просто чтобы ходить или Вы начали выстраивать свою духовную жизнь и более осмысленно связь с Творцом мира? Это очень важный вопрос. Если это было первое, то давайте теперь уже, имея свой непростой жизненный опыт, начните разбираться с собой и с миром, со своими отношениями с собой, миром и Богом. Когда Вы выстроите их, то найдете ответы на многие вопросы. Более того, регулярная, правильная (под руководством духовника, что крайне важно в начале пути!), глубокая духовная жизнь и участие в Таинствах, восприятие благодати Божией в них, ее призвание в молитве очень многое дадут Вашей душе. Церковная жизнь будет питать ее, поможет исправить то неправильное, что есть внутри. Плюс, читая Писание и творения святых отцов и авторитетных духовников, опираясь на их опыт, Вы научитесь анализировать себя и не просто констатировать, какое у Ва состояние, но и делать так, чтобы менять его, менять к лучшему, приобретать мудрость, более трезвый взгляд на происходящее внутри и вовне Вас, опыт, как справляться с тем, что происходит вокруг. Например, Вы уже будете знать, как справляться с плохим моральным состоянием. Состояние может найти разное — вопрос в том, чтобы не поддаваться ему, но встать над ним, возобладать, подчинить его себе, а не себя ему.
Муж, который ведет духовную жизнь, может быть тут для Вас отличным союзником. Что-то он уже знает лучше Вас, с чем-то знаком хорошо и может поделиться своим опытом. Но в любом случае Вы должны строить свою духовную жизнь, приобретать свой опыт. И будете делиться этим с мужем, как хорошо и дай Бог Вам двоим поддерживать друг друга и на этом пути и возрастать во взаимной любви!
Я бы Вам посоветовал сейчас, на первое время, сконцентрироваться на всем том, о чем я написал выше. Первый шаг — пойти поговорить со священником, не непременно на исповедь, а просто договориться в храме или попросить мужа договориться с батюшкой, чтобы он побеседовал с Вами. Возможно, даже сперва лучше с Вами наедине. А со временем и вдвоем с мужем — сами смотрите. Поговорите с батюшкой о Вашей жизни церковной, как Вы ее устроите, с чем Вам надо разобраться, что понять, когда исповедаться, как часто причащаться… И так вот, шаг за шагом, узнавая себя, мужа, мир, Бога, Вы и выправите свое состояние. Только помните — Бог дает очень многое, но и от самого человека нужны усилия, например, помолиться, прийти в храм, разобраться с тем, что происходит внутри него, посмотреть на себя очень, предельно честно. Это очень важно и совершенно изменит жизнь — какой она станет свободной. насыщенной, богатой, свободной от страхов… Дай-то Бог!
Дайте себе время разобраться со страхами. Можете попробовать также сходить к хорошему психологу, например, по полису, или найти психолога при храме, православного. Психолог поможет Вам немного структурировать свои страхи, ожидания, начать тот самоанализ, о котором я писал выше. Только не тяните со всем этим. В ближайший же день поговорите со священником, чтобы дело уже пошло. А с психологом можно вскоре начать, параллельно и — если это Вам поможет — как бы в дополнение к основному.
И дальше Вы поймете насчет детей всего. Просто, когда страхи перестанут владеть Вами, Вы все увидите в ином свете.
Храни Вас Бог, дорогая! Сил, мудрости и помощи Божией! Дерзайте, все должно получиться!