Ребенок обманывает
Когда родители жалуются на то, что их ребенок обманывает, я прежде всего задаюсь двумя вопросами: кого он обманывает и что, собственно, понимается под обманом. Ответы могут быть очень разными. И я приведу некоторые примеры того, что может скрываться за детской ложью.
Это может прозвучать нелогично, но обман — это не всегда обман. Некоторые дети склонны излишне фантазировать. Они не желают ввести других в заблуждение: просто они столь глубоко погружаются в свое воображение, что оно становится для них частью реальности. Иногда это может причинить кому-то вред, но чаще всего это довольно безобидные выдумки, которые довольно просто раскусить. В целом это преимущественно связано с возрастом и с ним же проходит. Надо только подождать. А в будущем такая способность сочинять разные небылицы может даже оказаться полезной в какой-либо творческой деятельности.
Ребенок может обманывать родителей, учителей и сверстников, приписывая себе то, чего он на самом деле не делал. Это обман с целью привлечь к себе внимание, добавить себе значимости, повысить свой авторитет. Ведь если он расскажет всем, как спас кошку во время пожара, то все сразу будут считать его героем и носить на руках. Важно дать ему понять, что он заслуживает любви и признания и без героических поступков. Что он по факту своего рождения имеет право быть любимым, и добиваться любви через выдуманные подвиги не обязательно.
Зачастую у ребенка не так много прав. Если взрослые требуют объясниться, рассказать о чем-то, то просто отказаться говорить о том, о чем не хочется, чаще всего не получается. И тогда ребенок выдумывает хоть что-то, лишь бы от него отстали с неприятными расспросами. Здесь желательно проявить деликатность и уважение к его чувствам. Есть смысл в том, чтобы в разговоре с ребенком предположить, что он не хочет говорить об этом, потому что эта тема для него постыдная или болезненная. И дать понять, что если он не хочет о чем-то говорить, то лучше это так и обозначить, чтобы не вводить родителей в заблуждение. Если ребенок будет чувствовать уважение и принятие его нежелания открывать душу в сложные моменты, то он с большей вероятностью доверится родителям. Силой и давлением заставить ребенка быть открытым куда сложнее.
Есть дети, которые не столько обманывают, сколько хитрят и выкручиваются. Например, говорят, что сделали домашнюю работу, а сами даже не открывали учебник. Но потом, во время перемены, пробегают глазами параграф и идут отвечать. Причем по собственному опыту работы в школе могу сказать, что нередко такие дети рассказывают тему очень даже неплохо. Если ребенок хитрит, но при этом умудряется нормально учиться, да еще и своими делами успевает заниматься, то за него можно только порадоваться. Ведь он и по оценкам не скатывается, и обретает очень важный жизненный опыт находить выход из сложных ситуаций. В студенческие годы способность в короткое время разбираться со сложной темой может оказаться очень полезной. Другое дело, если ребенок хитрит, а учится так себе. Тогда со стороны родителей следует ужесточить контроль: тщательно проверять готовность к урокам, перепроверять сказанное ребенком. Ребенок может обидеться на недоверие, но можно честно ему заявить, что причиной тому лишь его собственное поведение. И что вы, как родители, будете рады честным и искренним отношениям, если сам ребенок будет вести себя соответствующе.
Иногда дети обманывают, чтобы выгородить кого-то из друзей. Они считают это ложью во благо. Но им следует донести мысль: если человек совершил что-то плохое, то не стоит брать на себя его ответственность. Ни к чему становиться сообщником и делить с товарищем наказание, которое ты не заслужил. Если же поступок того, кого пытается выгородить ребенок, является оправданным, то надо дать ребенку понять, что родители готовы выслушать и понять, что произошло и почему он так поступил. Ведь вместе со взрослыми и опытными родителями можно найти способ помочь этому другу так, чтобы не подставлять себя и близких.
И самая популярная причина ― это страх. Ребенок боится, что его накажут за правду. Он боится сказать, что загулялся и не сделал домашнюю работу. Боится сказать учителю, что не понял тему, поэтому не выполнил задание. Боится признаться в том, что разбил мамину вазу. А боится потому, что знает ― накажут. И возможно, накажут серьезно, обидно и несоразмерно проступку. Если ребенок живет в страхе наказания, то он не научится брать ответственность за свои поступки. Родители должны относиться со снисхождением и пониманием к ошибкам, которые совершает ребенок: ему это по возрасту положено. Ведь если ребенок идет домой с мыслями, что мама убьет его за четверку по музыке, то научится он лишь изворачиваться и обманывать, чтобы защитить себя. Нужно приучать ребенку к тому, чтобы признавать свои ошибки и быть готовым их исправлять. И тогда, возможно, ребенку не придется врать.
Что делать, если ребенок врет?
Ну, во-первых, не нервничать. Все дети так или иначе врут. И мои трое детей не исключение. Ребенок никогда не будет врать просто так. Во-первых, это сигнал о помощи. Как ни крути, ребенок таким образом сообщает, что с ним что-то не так. Например, мой младший сын стабильно обманывал меня что он почистил зубы. Каждое утро: «Иван, ты почистил зубы?» — «Да, почистил». И я задавала ему вопрос: «Почему ты мне...
Читать далее