
В каком возрасте можно давать ребенку планшеты, смартфоны, разрешать играть на компьютере? Вредно ли раннее знакомство малыша с гаджетами? Отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистрова.
Существует идеальное правило: чем позже, тем лучше. К сожалению, в современной жизни оно не очень работает в силу того, что у большинства взрослых есть экранная зависимость разной степени.
Основной мотив поведения ребенка — имитация. Я регулярно даю детям тест «Моя семья» в двух формах: прошу просто нарисовать всех членов семьи и изобразить предметы, с которыми отождествляется каждый из членов семьи. Больше чем в 80 % случаев дети рисуют какое-нибудь электронное устройство, с которым ассоциируются у них родители и старшие братья-сестры.
Чтобы экранная болезнь, захватившая всех вокруг, не навредила ребенку, категорически не рекомендуется допускать его к планшету, компьютеру и т. д. до трех лет. Хотя большое искушение, например, — успокоить плачущего ребенка в машине, дав ему планшет с «развивающими программами для детей».
Регулировать «общение» ребенка с гаджетами непросто, здесь требуются специальные усилия родителей, особенно если в семье есть старшие дети.
Когда электронные устройства только входят в жизнь ребенка, родители имеют возможность ограничивать время их использования, так же, как просмотр телепередач. Учитывать нужно общее время, проведенное с планшетом и у телевизора — максимум час в день. В крайнем случае, стоит совместить использование гаджетов с обучением другим навыкам. Например, поставить условие: «Перед сном ты играешь на пианино, а потом десять минут с планшетом».
Если младший ребенок ссылается на то, что старшие имеют свободный доступ к Интернету и компьютеру, следует объяснить: когда ему будет столько же лет и он научится тому-то и тому-то, у него будет больше обязанностей и появится право пользоваться гаджетами.
Если ребенок увлечется гаджетами раньше, чем научится сам читать, у него вряд ли появится интерес к книгам и чтению, потому что смотреть на экран проще, впечатления достаются легче, ярче. Все учителя начальных классов знают: «экранные» дети хуже обучаемы — они с трудом воспринимают информацию через слух.
Сегодня основные страхи у дошкольников, младших школьников провоцируются компьютерными играми. Это не обязательно должна быть откровенная «стрелялка» с достаточно страшной, выразительной графикой. Ребенок впитывает образы, почерпнутые не из сказок, не из книжных иллюстраций, а именно из игры. В итоге — тревожные сны, тики и заикания.
Еще одна опасность, которую несет раннее привлечение к экранам: ребенок до семи лет в принципе лишен критических фильтров, которые могли бы оградить его от чрезмерно ярких впечатлений. И если самые яркие впечатления ребенок получит от планшета, компьютерной игры — возникнет его зависимость от них.
Кроме того, раннее знакомство с гаджетами блокирует развитие способности к сюжетным играм, которая важна для дошкольника. Вместо того, чтобы в реальности играть в солдатики, куклы и так далее, ребенок играет в виртуальном мире: там он «кормит» питомца, «строит» домик… Вырастая, такие дети могут отвергнуть реальный мир, предпочесть ему виртуальную действительность.
Здравствуйте! Спасибо за статью, искала именно по этой теме информацию.) Единственное что публикации на тему зависимости от гаджетов часто подробно описывают, в чем вред, но с практической точки зрения не подсказывают вариантов. Хотя мне понравилось, что Вы предложили чередовать гаджеты с формированием полезных навыков: получается, больше хочешь посидеть в телефоне - столько же отведи чтению, например. Правда, есть сложность в том, что папа, например, сам любит посидеть в планшете. Ему тоже нужно переключиться после работы. И еще зависимость от игр, видео, сериалов замещает, по идее, какую-то потребность. Иногда так сложно понять, какую, если речь о нескольких детях. Много статей о том, что то, это полезно детям, играйте с ними - но в реальности, когда вот я устала после работы, и на выходных у мен нет сил проводить анимационную программу для трех детей с разными интересами. Занимаешь трехлетнего - восьми и дестилетней не интересно. Занимаешь старших, младший начинает капризничать, потому что игры или фильм не на его возраст. А когда не занимаешь старших, они сразу в телефон. Ну, хорошо, ограничить. Сказать: "Мы тебе разрешили не больше двух часов в день". Но как объяснить эти правила? Так много говорится о постклассической парадигме воспитания и обучения, о том, что детям вредит авторитарность. Но в случае гаджетов, похоже, остается только авторитарный путь запрещения, и при этом я не могу четко детям объснить, почему - нельзя, почему надо мало, а не в любой момент, когда заняться нечем? Они устают в школе, хотят отдохнуть. Мы и сами, взрослые, отдыхаем, листая новостную ленту, просматривая сериалы. А тот, кто так не делает, возможно, и не поймет тех, у кого в этом есть потребность, потому что у него просто не так. В чем же идеи выхода? Как быть в этом честным, заботливым и объясняющим родителем?
Вы же сами и обозначаете проблему. Да: чем живут взрослые, что поглощает их внимание, то в итоге и влияет на детей. Самое верное -- это серьезно менять уклад собственной жизни. Насколько сложны такие перемены, понимаю. Для кого-то это сродни подвигу. Но как иначе-то?..