Ребенок и гаджеты: техника безопасности - Православный журнал «Фома»
Ребенок  и гаджеты: техника безопасности
Фото a href="https://www.flickr.com/photos/63307035@N00/8763786570/">kurmanka

Ребенок и гаджеты: техника безопасности

2 мин.
iframe
Код скопирован

В каком возрасте можно давать ребенку планшеты, смартфоны, разрешать играть на компьютере? Вредно ли раннее знакомство малыша с гаджетами? Отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистрова.

Существует идеальное правило: чем позже, тем лучше. К сожалению, в современной жизни оно не очень работает в силу того, что у большинства взрослых есть экранная зависимость разной степени.

Основной мотив поведения ребенка — имитация. Я регулярно даю детям тест «Моя семья» в двух формах: прошу просто нарисовать всех членов семьи и изобразить предметы, с которыми отождествляется каждый из членов семьи. Больше чем в 80 % случаев дети рисуют какое-нибудь электронное устройство, с которым ассоциируются у них родители и старшие братья-сестры.

Чтобы экранная болезнь, захватившая всех вокруг, не навредила ребенку, категорически не рекомендуется допускать его к планшету, компьютеру и т. д. до трех лет. Хотя большое искушение, например, — успокоить плачущего ребенка в машине, дав ему планшет с «развивающими программами для детей».

Регулировать «общение» ребенка с гаджетами непросто, здесь требуются специальные усилия родителей, особенно если в семье есть старшие дети.

Когда электронные устройства только входят в жизнь ребенка, родители имеют возможность ограничивать время их использования, так же, как просмотр телепередач. Учитывать нужно общее время, проведенное с планшетом и у телевизора — максимум час в день. В крайнем случае, стоит совместить использование гаджетов с обучением другим навыкам. Например, поставить условие: «Перед сном ты играешь на пианино, а потом десять минут с планшетом».

Если младший ребенок ссылается на то, что старшие имеют свободный доступ к Интернету и компьютеру, следует объяснить: когда ему будет столько же лет и он научится тому-то и тому-то, у него будет больше обязанностей и появится право пользоваться гаджетами.

Если ребенок увлечется гаджетами раньше, чем научится сам читать, у него вряд ли появится интерес к книгам и чтению, потому что смотреть на экран проще, впечатления достаются легче, ярче. Все учителя начальных классов знают: «экранные» дети хуже обучаемы — они с трудом воспринимают информацию через слух.

Сегодня основные страхи у дошкольников, младших школьников провоцируются компьютерными играми. Это не обязательно должна быть откровенная «стрелялка» с достаточно страшной, выразительной графикой. Ребенок впитывает образы, почерпнутые не из сказок, не из книжных иллюстраций, а именно из игры. В итоге — тревожные сны, тики и заикания.

Еще одна опасность, которую несет раннее привлечение к экранам: ребенок до семи лет в принципе лишен критических фильтров, которые могли бы оградить его от чрезмерно ярких впечатлений. И если самые яркие впечатления ребенок получит от планшета, компьютерной игры — возникнет его зависимость от них.

Кроме того, раннее знакомство с гаджетами блокирует развитие способности к сюжетным играм, которая важна для дошкольника. Вместо того, чтобы в реальности играть в солдатики, куклы и так далее, ребенок играет в виртуальном мире: там он «кормит» питомца, «строит» домик… Вырастая, такие дети могут отвергнуть реальный мир, предпочесть ему виртуальную действительность.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (8 голосов, средняя: 4,75 из 5)
Загрузка...
13 мая 2015
Журнал№:
Теги:
Поделиться:

  • Виктория
    Виктория1 год назадОтветить

    Здравствуйте! Спасибо за статью, искала именно по этой теме информацию.) Единственное что публикации на тему зависимости от гаджетов часто подробно описывают, в чем вред, но с практической точки зрения не подсказывают вариантов. Хотя мне понравилось, что Вы предложили чередовать гаджеты с формированием полезных навыков: получается, больше хочешь посидеть в телефоне - столько же отведи чтению, например. Правда, есть сложность в том, что папа, например, сам любит посидеть в планшете. Ему тоже нужно переключиться после работы. И еще зависимость от игр, видео, сериалов замещает, по идее, какую-то потребность. Иногда так сложно понять, какую, если речь о нескольких детях. Много статей о том, что то, это полезно детям, играйте с ними - но в реальности, когда вот я устала после работы, и на выходных у мен нет сил проводить анимационную программу для трех детей с разными интересами. Занимаешь трехлетнего - восьми и дестилетней не интересно. Занимаешь старших, младший начинает капризничать, потому что игры или фильм не на его возраст. А когда не занимаешь старших, они сразу в телефон. Ну, хорошо, ограничить. Сказать: "Мы тебе разрешили не больше двух часов в день". Но как объяснить эти правила? Так много говорится о постклассической парадигме воспитания и обучения, о том, что детям вредит авторитарность. Но в случае гаджетов, похоже, остается только авторитарный путь запрещения, и при этом я не могу четко детям объснить, почему - нельзя, почему надо мало, а не в любой момент, когда заняться нечем? Они устают в школе, хотят отдохнуть. Мы и сами, взрослые, отдыхаем, листая новостную ленту, просматривая сериалы. А тот, кто так не делает, возможно, и не поймет тех, у кого в этом есть потребность, потому что у него просто не так. В чем же идеи выхода? Как быть в этом честным, заботливым и объясняющим родителем?

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 год назадОтветить

      Вы же сами и обозначаете проблему. Да: чем живут взрослые, что поглощает их внимание, то в итоге и влияет на детей. Самое верное -- это серьезно менять уклад собственной жизни. Насколько сложны такие перемены, понимаю. Для кого-то это сродни подвигу. Но как иначе-то?..

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь