Раненый
Иногда так хочется быть раненым… Есть такое. Чтобы рана была настоящая у мужика, куда-нибудь в видное место, но только не в голову и не в живот, и уж точно не ниже, а лучше всего в плечо - вскользячку или навылет. И чтоб ходить с этой раной… Скромно, уравновешенно. Но свободно. С медалью за подвиг, - одну, больше не надо. Кашлянул невзначай, она и хлопнет тяжёленькая по груди. И все заметят. А в каждом взгляде: «Вот это воин, настоящий мужик! Такое прошёл, что и в страшном сне не приснится…» Приятели уж не окликнут по-пацански: «Привет, Толян», а скажут: «Здоров, Анатолич!» Так-то. Тогда и с женой помириться попроще будет. Небось, стыдно ей станет такого-то мужика в обиде держать. Небось, сама придёт, вся в слезах, понятно: «Прости меня, Толя, дура я…» и всё такое.
Что ж с ней делать, простишь, конечно. Не дуться ж на бабу за пустяки. Не к лицу как-то. Тут ещё сосед из второго подъезда, с ним тоже ссора не ссора... всё боится на глаза попасться, должок второй год тянет, а рассчитаться и нечем: жена после операции не встала ещё, а сам на окладе копеешном, да детей у них двое… Так простить бы ему должок-то его, авось, не убудет с нас. Пусть ходит свободно. Мужчина должен ходить свободно.
Глеб Кучинский, автор экранизации: Герой этого рассказа страстно желает быть раненым в бою, чтобы быть всегда уважаемым в обществе. Такое детское отношение к жизни из разряда «если бы меня ранили, если бы я умер — все бы поняли, какой я хороший» — смешно и трагично. Поймать эту грань трагичности и комичности мне, молодому и неопытному режиссеру, было непросто.
Герою не хватает осознания того, что нужно перестать жалеть себя и искать легких способов любви и признания. Надо работать над собой, действовать, сделать что-то такое, за что ты полюбил бы себя, гордился бы собой.
Однако мне кажется, что каждый из нас раненый. В каждом живет такой Анатолий, жаждущий признания и жалеющий себя человек. И мне тоже свойственно себя пожалеть, оправдать, сказать: «Я же работаю, почему у меня все так плохо? Где та манна небесная, которая спустилась бы и стала мне наградой?»
Во время работы над фреской я понял одно: надо простить «долг» соседу, принять себя и тоже постараться заслужить уважение в обществе и найти свое место в мире.
Студенты ВГИКа им. С. А. Герасимова (мастерская Аллы Плоткиной) сняли цикл фильмов по книге Максима Яковлева «Фрески». Молодые режиссеры экранизировали пронзительные короткие рассказы и стихотворения в прозе, некогда опубликованные Максимом Яковлевым в журнале «Фома».
Как рождались «Фрески» и чем они так потрясают читателей, об этом читайте у нас на сайте монологи автора и людей, напрямую причастных к их публикации, изданию и экранизации.