В Ветхом Завете содержится пророчество о «Примирителе», который произойдет от колена Иудина. В чем его смысл? И сбылось ли оно? Разбираемся в проекте «Фомы» «Как Ветхий Завет продолжается в Новом».
Что за пророчество?
В пророческих текстах Библии даются указания на происхождение и время пришествия Мессии. Одно из них — благословение ветхозаветного патриарха Иакова, обращенное к одному из его сыновей — Иуде: Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи[его]от вина, и белы зубы [его] от молока (Быт 49:8–12).
В каком контексте пророчество появляется в Ветхом Завете?
В книге Бытие рассказывается о двенадцати сыновьях ветхозаветного патриарха* (*в библейском контексте патриарх — старший в роду, объединявшем множество семей) Иакова. Ранее мы писали, как однажды они из зависти продали в рабство своего же брата Иосифа и как впоследствии им пришлось предстать перед ним с повинной. Проведя братьев через покаяние и очищение, Господь в благословении Иакова удостоил их стать родоначальниками двенадцати колен Израилевых.
По настоянию Иосифа все многочисленное семейство Иакова переселилось в Египет, в плодородную область Гесем, располагавшуюся в восточной части дельты Нила. По прошествии семнадцати лет Иаков почувствовал приближение смерти. Перед кончиной он собрал своих сыновей, чтобы проститься с ними. Лежа на смертном одре, Иаков дал каждому благословение, или некое особое напутствие.
Тогда один из старших сыновей Иакова, Иуда, и услышал от отца указанное пророчество.
В чем смысл пророчества и сбылось ли оно?
Толкователи Библии рассматривают это пророчество в первую очередь как мессианское. Один из его ключевых моментов — сообщение, что Мессия произойдет из колена Иудина в тот момент, когда потомки Иуды будут лишены власти.
В то время, когда Иаков произносил эти слова, у евреев не было государственности и, соответственно, системы управления. Братья были равны между собой, и Иуда выделялся среди прочих разве что благоразумием и рассудительностью. Пророчество о возвышении потомков Иуды среди прочих колен Израиля, их победах над врагами и могуществе начало исполняться, уже когда потомок Иуды Давид, сын простого пастуха Иессея, был возведен на царство в Израиле в конце XI века до Рождества Христова, а его потомки сохранили власть над страной. Именно от Давида ждали рождения Мессии.
Сам Мессия в пророчестве назван Примирителем. Почему? В данном случае мы имеем дело с особенностями перевода слова «Шилог», которое употреблено в оригинальном тексте. Примиритель — это один из вариантов, зафиксированный в синодальном переводе Ветхого Завета, производный от глагола шала — благоденствовал, был мирен. Синонимичными значениями, по мысли святителя Филарета, могут быть Умиритель и Спаситель. Другой вариант перевода не имеет ничего общего с Примирителем и отталкивается от прилагательного «шалуах», что значит «отправленный», «посланный», или, как более точно выразил это блаженный Иероним Стридонский, автор латинского перевода Библии, «долженствующий быть послан». Так или иначе, оба этих варианта, по мысли большинства толкователей, имеют отношение к Сыну Божьему, посланному Богом Отцом на землю и восстановившему разрушенную грехопадением связь между Богом и людьми, примирившему человека с Богом.
Пророчество о времени явления Мессии исполнилось незадолго до того, как Иисус вышел на проповедь. Исполнилось не буквально, а в более широком смысле. Под скипетром (атрибут царской власти) и законодателем тут подразумевается право самостоятельно управлять страной и ее народом, исполнительная и законодательная власть. Несмотря на то, что династия правителей — потомков Иуды прервалась еще во время Вавилонского плена, в VI веке до Рождества Христова, сама Иудея, называвшаяся так в память о древнем патриархе и родоначальнике царей, хотя и находилась впоследствии в составе других государств, сохраняла известную самостоятельность. Однако вскоре после рождения Иисуса Христа, смерти царя Ирода Великого и непродолжительного правления его сына Архелая Иудея окончательно лишилась признаков государственности и превратилась в одну из провинций Римской империи. Управлять ей начали римские прокураторы. А в 70 году, после подавления иудейского восстания, она была упразднена и как административная единица. Ее древняя столица, Иерусалим, была разрушена и сровнена с землей.
Что же касается происхождения Христа, то в Новом Завете неоднократно указывается, что по плоти Он принадлежал к колену Иудину. Это два родословия Спасителя, которые приводят евангелисты Матфей и Лука, и замечание апостола Павла в Послании к Евреям, где он пишет о принадлежности Иисуса к роду Иуды как об известном факте: ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина (Евр 7:14). Свидетельство, что Иисус Христос — герой пророчества, обращенного к Иуде, мы находим и в Откровении Иоанна Богослова. Жертвенный Агнец, который символизирует Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи людей, назван там львом от колена Иудина (Откр 5:5).
Но не только о происхождении и времени пришествия Мессии говорится в пророчестве. Как писал Иоанн Златоуст, «благословение, данное Иуде, таинственно: оно предзнаменовало все то, что относится ко Христу». Образ льва, который лег так, что никто не может его поднять, тоже не случаен. Толкователи обращают внимание, во-первых, на сам выбор животного. Как лев — царь зверей, так и Иисус Христос — владыка неба и земли, царство Которого не от мира сего. Ему поклонятся народы, просвещенные проповедью Евангелия. Во-вторых, в словах, что лев лег, и кто поднимет его, святые отцы видят указание на смерть и воскресение Иисуса Христа, Который добровольно принимает смерть и воскресает Сам, будучи Богом.
Упоминаемые в пророчестве осленок и ослица напоминают нам о Входе Господа в Иерусалим. На многочисленных изображениях этого события фигурирует, как правило, только одно животное. Однако евангелист Матфей пишет именно об ослице и молодом осле, которых апостолы по просьбе Иисуса привели к Нему и на которых Он въехал в город. Некоторые отцы Церкви толкуют этот эпизод, как приведение к Спасителю как иудеев, с давних времен хранивших веру в единого Бога, так и язычников, еще не познавших истинную веру. Лоза, к которой привязываются животные в пророчестве, тоже символ Христа, Который однажды так и сказал о Себе: Яесмь истинная виноградная лоза <...> авы ветви (Ин 15:1, 5). Как живая органическая связь с лозой может обеспечить жизнь ветвям, так и живое общение со Христом способно принести людям спасение.
И наконец, неясный образ из пророчества о мытье одежды в крови гроздов, то есть в виноградном вине. Это образное высказывание толкует святитель Амвросий Медиоланский: «прекрасная одежда — это плоть Христова, которая покрыла грехи всех, взяла на себя преступления всех, скрыла заблуждения всех: прекрасная одежда, одевшая всех одеянием радости. Он омыл эту одежду в вине, поскольку, когда Он крестился в Иордане, то сошел Дух Святой в виде голубя и опустился на Него». Что же касается слов блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока, то, например, святитель Филарет Московский считает, что они не имеют отношения ко Христу и указывают скорее на географические особенности местности, которую после прихода израильского народа в землю обетованную, получило колено Иудино. Там в изобилии рос виноград и были прекрасные условия для выпаса коров и овец, производящих молоко.
В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Заветов?
В этом кратком и образном пророчестве Иакова в сжатом виде содержится откровение о пришествии Мессии, жертвенном подвиге Христа, Его воскресении и смысле жизни христианина. Иисус Христос воплотился на земле «ради нас, людей, и ради нашего спасения», как говорится в Символе веры. Он, будучи безгрешным, взял на Себя грехи всего человечества и добровольно пострадал на Кресте, омыв человеческий грех Своей кровью. Иисус Христос восстановил пораженную грехом природу человека и, воскреснув, открыл в Самом Себе возможность спасения для всех людей, стал, по Своему же собственному выражению, дверью в Царство Небесное: Яесмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется (Ин 10:9).
Это означает, что если мы хотим достигнуть духовного совершенства, обрести мир и покой в душе (см. Мф 11:29), войти в Царство Небесное, то мы должны не просто исполнять заповеди, но стремиться так подражать Спасителю, чтобы в нас, по слову апостола Павла, были те же чувствования, какие иво Христе Иисусе (Флп 2:5). А для этого у нас есть не только образ Иисуса Христа в Евангелии, но и таинства Церкви, через которые мы реально входим в соприкосновение с Его Божественной реальностью. И в первую очередь — таинство Причастия, через которое мы не только духовно, но и телесно соединяемся со Христом.
Без этого единения с Господом спасение и духовная жизнь невозможны. Чтобы лучше понять это, в завершение еще раз обратимся к словам Христа о лозе и ветвях: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам (Ин 15:5–7).