Иов

Книга Иова

Книга Иова — одна из так называемых учительных книг Ветхого Завета. Эти книги названы так потому, что содержат жизненные уроки и наставления, учат, как нужно жить. В центре Книги Иова стоит очень волнующий вопрос: почему всемогущий и человеколюбивый Бог попускает людям страдания?

Иов Многострадальный

Иов жил в земле Уц, или, иначе, Авситиде. Где конкретно она располагалась доподлинно неизвестно. Возможно, это была территория Идумеи — юг Израиля и юго-запад Иордании; по другой версии, она находилась в районе Голанских высот и горы Ермон. Однако, несмотря на то, что родина Иова — Ближний Восток, самое известное и почитаемое место, связанное с ним, находится в Узбекистане: это источник праведного Иова в Бухаре. По преданию, он посещал Бухару и, увидев страдающих от жажды жителей, ударил по земле посохом, после чего тут забил источник.

Иов прожил долгую и насыщенную жизнь. Он был богатым и успешным скотоводом и торговцем, у него было семь сыновей и три дочери. Он имел огромные стада ослов, верблюдов, волов, необходимых для перевозки товаров, и множество мелкого скота. Хозяйство и быт обеспечивали слуги. При этом Иов оставался богобоязненным и верным служителем Единого Бога.

В начале книги Иова рассказывается, как однажды сатана пришел к Богу и предложил испытать Иова, ввергнув его в нищету и страдания. Тем самым сатана хотел доказать Богу, что человек, потерявший все, будет Его ненавидеть. В один день Иов потерял всех своих детей, слуг, все имущество, но отреагировал кротко: Господь дал, Господь и взял (Иов 1:21). На этом дьявол не успокоился и вдобавок поразил Иова проказой, так что тот уже не мог находиться рядом с людьми.

Жена Иова

Сложно описать, что чувствовала жена Иова, потерявшая в один день не только богатое хозяйство, но и всех детей, а на следующий день вынужденная ухаживать за больным мужем. На старости лет ей пришлось помогать супругу в болезни, страдая от которой, люди не имели права находиться в обществе.

В отличие от своего мужа жена Иова проявила малодушие. Будучи убеждена, что если произнести хулу на Бога, то гибель наступит практически сразу, она предлагает Иову избавиться от страданий: похули Бога и умри (Иов 2:9). Но праведник остается верен Богу: Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов 2:10).

Иов взывает к Богу и пытается разобраться в том, за что постигло его это наказание. Ведь для Ветхого Завета было характерно представление, что Господь карает человека за грехи и вознаграждает праведность: делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было (Втор 6:18). Иов был человеком богобоязненным и вел праведную жизнь — он был обескуражен шокирован тем, что Божье обещание не исполняется. Он не возмущался и не отчаивался, но настойчиво хотел понять, почему произошел такой сбой.

Друзья Иова

О постигшей беде Иов рассказывает своим друзьям: Елифазу, Вилдаду и Софару. Каждый из них пытается ответить Иову на вопрос о постигшей праведника участи. Разными словами они говорят об одном: Бог не может наказать просто так, следовательно, Иов заслуживал наказания. Важно лишь понять, за что именно, и покаяться в этом.

Беседа Иова с друзьями составляет основу всей книги. Елифаз и Вилдад высказываются по три раза, после каждой речи следует ответ Иова. Дважды высказывается Софар, после его реплик — ответы Иова. Последним единожды высказывается Елиуй, четвертый друг Иова, появляющийся к концу беседы.

Елифаз говорит о том, что Бог наказывает людей за грехи. Нет на земле человека без греха, человек может не знать, чем согрешил, или намеренно скрывать. Невинных Бог не наказывает. Следовательно, Иов грешен и должен покаяться.

Вилдад утверждает, что Иов виновен если не в своих грехах, то в грехах своих детей, и страдает за них. Если Иов считает себя праведником, значит, он лицемер. Ведь наказание грешников настигает еще в земной жизни.

Софар объясняет страдания Иова тем, что Бог призывает его покаяться в каком-то забытом грехе. Раз Иов наказан, значит, есть за что. Речи Иова Софар воспринимает как пустословие.

Елиуй призывает Иова воспринять страдания позитивно, то есть понять, какую пользу предлагает ему Бог через них.

Ни один из друзей не пытается утешить или поддержать Иова. Они укоряют и обвиняют его в том, что он не раскаивается в своих грехах. А Иов не принимает их доводы. Он убежден, что жил согласно заповедям, и по-прежнему настаивает на том, чтобы услышать ответ от Бога.

Бог

В Иове борются вера и сомнение. Будучи истинным праведником — не в словах, но на делах, он пытается ответить на вопрос, за что страдают праведники, почему невиновные страдают наравне с грешниками. Иов сомневается в правосудии Божьем: у него появляются мысли, что Бог не различает праведников и грешников, что добродетельная жизнь ничего не значит для Всевышнего. Иов не соглашается с тезисом своих друзей, что страдает за свои грехи. Но, несмотря на колебания, еще до Божьего ответа он все-таки подтверждает и исповедует свою веру.

Бог не отвечает Иову прямо, за что он страдает. Его монолог пронизан мыслью о Божественном Промысле, зачастую превосходящем понимание людей. Где был ты, когда Я полагал основания земли?— спрашивает Бог Иова (Иов 38:4), указывая, что не все тайны мироздания доступны человеку.

Иов смиряется перед Божественным Провидением: Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов 42:2). Он понимает: зло, внесенное в мир человеком, не исчезнет в этой жизни, но Бог может направить его на пользу тем, кто верен Ему.

Толкование Книги Иова

Иов и его друзья жили с убеждением, что за добродетельную жизнь Бог награждает, а за грешную наказывает. На основании этого они делали вывод, что им, исполняющим Божий закон, страдать не за что. Потому когда Иов претерпевает страдание, в минуты сильного отчаяния он близок к тому, чтобы отречься от Бога. Но Бог преодолевает узость взгляда Иова и его друзей, показывая, что праведник страдает для того, чтобы стать мудрее и чище, проходит через страдание, чтобы понять что-то очень важное.

Об этом же говорится в Книге Премудрости Соломона: …Хотя они (праведники. —Ред.) в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную (Прем 3:4–6).

В Книге Иова сформулирована одна очень важная мысль: Бог попускает беды не только за что-то, но и для чего-то — например, для испытания в вере.

Премудрость Божия непостижима. На самом деле Иов не получил ответа от Бога, за что ему пришлось пережить столько испытаний. Когда в жизни происходит несчастье, человеку невозможно сказать, почему все случилось именно так: это наказание за грехи, испытание для веры или следствие живущего в мире зла. Только Богу известно, чем вызвана та или иная ситуация. И Божественный Промысл всегда направит трудность на пользу человеку. Лишь бы человек был готов ее получить.

Слушать Книгу Иова

Слушать Книгу Иова можно в проекте Аудио-Библия. Читает Алексей Бондаренко.

Стеняев о Книге Иова

О Книге Иова и скрытых в ней смыслах рассуждает протоиерей Олег Стеняев, известный миссионер, публицист и проповедник.

Страдания Иова в искусстве

Страдания Иова и диалог с друзьями стали популярным сюжетом в искусстве. Самым популярным из них является картина И. Репина «Иов и его друзья». Полуобнаженный и немощный старик Иов беспомощно сидит на земле, рядом в отчаянии его жена, а перед ним возвышаются богато одетые друзья.

На картине Л. Бонна «Иов» изображен только сам праведник, взывающий к небу и молящий о том, чтобы быть услышанным. А на полотнах А. Дюрера «Иов, терпящий унижение от жены» и Ж. де Латура «Осмеяние Иова женой» жена Иова обливает его из ведра, вероятно, помоями и оскорбляет его. Так художники выразили ее страдание от потери богатств. Хотя из текста книги можно сделать вывод, что, несмотря на переживания, она продолжала ухаживать за Иовом.

Из музыкальных произведений можно отметить додекафонную мистерию Луиджи Даллапикколы «Иов», написанную на основе книги. Композитор попытался музыкальными средствами выразить идею духовной борьбы и бессилие человека перед Божественным роком.

Иов Многострадальный: за что Бог наказывал праведника?

 loading=

Почему страдают невинные? Почему добрый Бог допускает зло в мире? В XVIII веке философ Лейбниц объединил эти вопросы в доктрину теодицеи, буквально — оправдания Бога. Но почти за 4 тысячи лет до Лейбница этот вопрос был задан Иовом, праведником из страны Уц, — самому Богу...  Читать далее

Кто такой Иов в Библии?

 loading=

«Фома» продолжает проект «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о том, кто такой Иов. Читать далее

Книга Иова: может ли Бог быть жестоким?

 loading=

Почему Бог допускает зло и страдания невинных? Этот вопрос всегда задавали люди, но был человек, который задал его самому Богу. Его звали Иов. Человек Ветхого завета верил, что живя праведно, получит от Бога благословения и будет жить счастливо. Если же он совершит грех, то будет страдать от последствий своих поступков. Но в истории с праведным Иовом этот простой и понятный принцип вдруг перестает работать: Иов страдает как... Читать далее

«За что» или «для чего»: вопросы Иова

 loading=

Многие думают, что Библия обходит молчанием щекотливую тему страдания невинных людей. Однако это вовсе не так. В Ветхом Завете ей посвящена целая книга — книга Иова. Читать далее

Иов: вопрошающий Бога. Почему Бог так странно отвечает праведникам?

 loading=

Вопрос о невинных страданиях мучает человека вовсе не потому, что наш разум не может логически совместить эти страдания с существованием всемогущего и всеведущего Бога-Любви. Читать далее

1
0
Сохранить
Поделиться: