В Книге Бытие подробно описывается история Иосифа, любимого сына Иакова, в которой праведник проходит через тяжелые испытания, но, благодаря доверию к Богу, терпению и благочестию, возвышается и спасает свою семью от голода. В чем смысл всех этих событий и что общего у Иосифа с Иисусом Христом? Разбираемся в проекте «Фомы» «Как Ветхий Завет продолжается в Новом».

Что за история?

У Иакова, внука Авраама, которому мы посвятили несколько предыдущих статей, было двенадцать сыновей. Больше всех отец любил Иосифа. За это братья возненавидели его. Ненависть усилилась и после того, как Иосиф рассказал всем о снах, и предвещавших, что его братья будут ему кланяться. Братья решились было убить Иосифа, но затем тайно продали его, как раба в Египет. Там Иосифу пришлось преодолеть клевету, искушения и даже тюремные узы. Однако, пройдя все испытания, Иосиф стал вельможей при дворе фараона и простил братьев, которые однажды пришли к нему за помощью.

Подробнее о жизни Иосифа

Вся последняя часть книги Бытие посвящена истории Иосифа, которого церковная традиция называет Прекрасным. Он был сыном Иакова от Рахили. Отец, особенно любивший его, однажды особо выделил его среди других одиннадцати сыновей, подарив ему красивую разноцветную одежду. Этот дорогой подарок так озлобил остальных братьев Иосифа, что они возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно (Быт. 37:4).

Кроме того, Господь посылал Иосифу вещие сны. В одном сне он вязал с братьями снопы, как вдруг его сноп встал, а остальные поклонились ему до земли. В другом сне он увидел, что ему кланяются одиннадцать звезд и луна с солнцем. Это были откровения о будущем возвышении Иосифа при дворе фараона. Иосиф рассказал об этих снах своим братьям, чем еще больше возбудил их зависть и ненависть. Однажды Иаков послал Иосифа проведать братьев, которые пасли скот. Увидев отцовского любимчика, они решили убить его, но в последний момент передумали и продали его в рабство проезжающим купцам, которые следовали в Египет. Чтобы скрыть свое преступление, братья сняли с Иосифа разноцветную одежду, испачкали в крови убитого ягненка и отнесли эту окровавленную одежду отцу, сказав: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет (Быт. 37:32). Узнав одежду сына, Иаков впал в отчаяние и оплакивал сына своего многие дни (Быт. 37:34).

В Египте Иосифа купил богатый Потифар, знатный и богатый придворный, и начальник телохранителей фараона. Со временем Иосиф вошел в доверие к своему господину, и тот сделал его управляющим в доме. По прошествии нескольких лет жена Потифара стала соблазнять Иосифа, но он не поддавался на искушения. Госпожа не отставала. Однажды, когда в доме никого не было, она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон (Быт 39:12). Тогда она оклеветала Иосифа, обвинив в попытке изнасилования и предъявив одежду в качестве доказательства. Праведник не стал оправдываться и был брошен в заключение, где благодаря уму, расторопности и сообразительности вскоре стал помощником начальника тюрьмы.

Какие параллели есть у истории Иосифа из Ветхого Завета с историей Иисуса Христа?
Иосиф толкует сон фараона. Г. Доре

Однажды двое других заключенных, виночерпий и хлебодар фараона, увидели странные сны, значение которых Иосиф точно истолковал, и они исполнились. Через два года после этого сам фараон увидел в одну ночь два особенных сна: — в одном семь худых коров съели семь толстых, а в другом семь тощих колосьев поглотили семь тучных. По утру фараон призвал всех египетских мудрецов, чтобы те истолковали ему сновидения, но их усилия были безуспешны. Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе и рассказал о нем царю. Иосифа, который продолжал томиться в тюрьме, привели к фараону, и он легко растолковал увиденное фараоном: Оба сна означают ли одно и то же: вот, наступит в земле египетской семь лет изобилия; после же них наступит семь лет голода (Быт. 41:29-30). Также Иосиф дал фараону совет заготовить в урожайные годы столько хлеба, чтобы его достало на все время голода. Фараон был восхищен проницательностью и мудростью Иосифа и решил приблизить его к себе: твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя (Быт. 41:39). Он сделал его визирем, первым лицом после себя, и поручил заготовлять припасы на голодные годы.

В эти семь плодородных лет Иосиф собрал в Египте достаточно хлеба, так что его можно было даже пускать на экспорт. Вокруг наступил голод, и люди из разных мест стали приезжать в Египет за хлебом. Неурожай не обошел стороной и семью Иакова, и он послал нескольких сыновей за зерном. Братья пришли к Иосифу, поклонились ему, но не узнали его. Иосиф же узнал братьев, но, желая испытать их, намеренно заявил, что это соглядатаи (т. е. чужие разведчики), и потребовал в качестве залога того, что они говорят о себе правду, привести к нему самого младшего из сыновей Иакова, Вениамина, который остался дома. Братья пришли в отчаяние и говорили между собой, думая, что Иосиф их не понимает: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали [его]; за то и постигло нас горе сие (Быт 42:21).

Услышав это, Иосиф понял, что они помнят о содеянном, и ушел из комнаты, чтобы унять слезы. Когда же он вернулся, то приказал взять под стражу одного из братьев — Симеона, пока они не приведут младшего — Вениамина. Через год братья снова приехали в Египет за хлебом и привезли с собой младшего брата. Иосиф, увидев его, приказал ввести их в дом свой и устроил для них обильное угощение. После обеда Иосиф отпустил их всех, но хитростью обвинил Вениамина в краже, чтобы задержать его. Иуда, один из братьев Иосифа, предложил себя вместо младшего брата, говоря, что его отец стар и не выдержит известия о потере ещё одного сына. Иосиф, видя, что его братья изменились, открылся им и с любовью простил, сказав, что все происшедшее с ним было угодно Господу: Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением (Быт 45:7). После этого Иосиф переселил своего отца и всю многочисленную семью в Египет.

Как эта история отразилась в Новом Завете?

Жизнь Иосифа наполнена событиями, которые потом будут переосмыслены в церковном предании как прообразы, которым предстояло раскрыться в новозаветную эпоху, в земной жизни и образе Иисуса Христа.

Иосиф был не просто одним из детей Иакова, он был его любимым сыном. Святитель Кирилл Иерусалимский видел во взаимоотношениях Иакова и Иосифа указание на тайну отношений Бога Отца с Богом Сыном. Иаков послал своего возлюбленного сына Иосифа к другим своим детям, но те не приняли его. Подобно этому и Бог- Отец посылает Своего Сына на землю, но большинство тех, к кому Он пришел, отвергает Его: Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1:11). Как братья Иосифа тайно сговорились убить его, так и первосвященники с фарисеями составили заговор, чтобы уничтожить Спасителя: и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить (Мф. 26:4). Но не только от рук своих братьев пострадал Иосиф. Египтяне бросили его, ни в чем не повинного праведника, в темницу, как злодея. Так Спаситель, на Котором не было никакой вины, был подвергнут римлянами пыткам и мучениям и, по слову пророка Исайи, к злодеям причтен (причислен. — прим ред.) (Ис. 53:12).

Какие параллели есть у истории Иосифа из Ветхого Завета с историей Иисуса Христа?
Караваджо. Взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду (1602)

Однако недолго Иосифу пришлось быть незаслуженно униженным. Прямо из темницы он явился к фараону, который поставил его над всею землею Египетскою (Быт. 41:41). Этот эпизод — не что иное как прообраз Воскресения Христа из гроба. Иосиф, освобожденный из темницы, становится правой рукой фараона и получает от него неограниченную власть над всем Египтом, чтобы обеспечить выживание страны в голодные годы. Так и Иисус Христос по воскресении из мертвых вознесся на небо и воссел одесную (по правую руку. — прим. ред.) Бога (Мк. 16:19), Который дал Ему власть над всякою плотью (Ин. 17:2).

Во всех скорбях и испытаниях Иосифа святые отцы видят прообраз страданий Иисуса Христа, а в освобождении из темницы и возвышении — последующую духовную победу Спасителя.

В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Заветов?

История Иосифа — не только прообраз истории Иисуса Христа. В ней мы видим пример жизни человека, со смирением и достоинством принимающего жизнь в самых разных ее обстоятельствах — и в радости, и в скорби, сохраняя веру и упование на Бога. Невзирая на все тяготы, выпавшие на его долю, Иосиф продолжал полагаться на Господа и Его волю.

За свою верность Богу и праведную жизнь Иосиф был вознагражден уже при жизни земными благами. И мы знаем немало примеров, когда наградой за праведность бывает вполне материальное благополучие. Я был молод и состарился, — и не видел видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба (Пс. 36:25), — свидетельствует ветхозаветный царь и пророк Давид. О том же говорил и Иисус Христос в Нагорной проповеди: Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33).

Но не только земное благополучие вознаграждает праведность, терпение и добродетели. Скорби и испытания, если принимать их со смирением и верой в промысл Промысл Божий, очищают душу человека, выводят его на новый духовный уровень, возвышают и приближают к Богу, подтверждением чему служит жизнь многих святых. «Если желаем достичь того, что возлюбила наша душа, то есть благодатных благ от Бога, и, будучи людьми, сделаться земными ангелами, нам надо возлюбить также скорбь и тесноту телесную, принимать на себя всякое страдание и с радостью переносить искушения в уверенности, что они принесут нам всякое благо», — пишет об этом святой Симеон Новый Богослов.

А прощение Иосифом своих братьев, которые сначала так жестоко и несправедливо поступили с ним, но потом осознали свою вину, напоминает нам о милосердии Божьем ко всем, кто признает свои ошибки и приносит Господу искреннее покаяние.

1
0
Сохранить
Поделиться: