С грустью прочитал я письмо Аруси. Как все это знакомо! И ко мне, помнится, подходил как-то прямо в храме молодой человек со взором горящим и, доверительно глядя на мои русые локоны, шептал мне, как много в этом храме горбоносых и чернокудрых — пока не подошла ко мне жена, как раз той самой национальности, и он не растворился в толпе. Ну, а сегодня место самой «нелюбимой» национальности прочно удерживает у нас загадочно-собирательная «кавказская», и вряд ли многие из ее ненавистников знают, что на Кавказе христианство появилось намного раньше, чем на Руси. Так и тот антисемит не задумывался, кем, собственно, были первые христиане.

Простите нас, Аруся. Люди, которые рассуждают так, на самом деле низводят Православие на уровень балалаек и матрешек, делают из него какую-то экзотическую «нашу русскую веру», хотя на самом деле такой могло бы считаться только славянское язычество, относительно самобытное. Это, конечно, не только наша болезнь — точно так же многие греки считают, что истинное Православие может говорить только на языке Нового Завета, и кто не грек, тот не вполне православен.

Но проблема на самом деле еще серьезнее, чем нежелание некоторых прихожан видеть в храмах нерусские лица. Мне доводилось бывать в национальных республиках России, там нередко Православие и воспринимается как русская вера, принять его — значит отказаться от своего народа, обрусеть. Даже в тех краях, где уже в XIX переводились на местные языки и Евангелия, и богослужения (Якутия, Алтай), эти языки сегодня крайне мало звучат в православных храмах (чего, кстати, не скажешь о протестантских общинах). А что уж говорить о тех народах Сибири или Средней Азии, на языках которых христианская проповедь зазвучала только в последние десятилетия! Там сложился дурной стереотип: русские, конечно, православные, а вот коренные жители — мусульмане, буддисты, шаманисты, и не надо никого никуда обращать, нарушать спокойствие...

Увы, приходится сталкиваться с самым примитивным шовинизмом: эти народы якобы «не доросли», сначала их нужно цивилизовать

(то есть приучить к русской культуре), а потом можно и проповедовать им Евагелие. Интересно, какую веру приняли бы славяне, если бы святые Кирилл и Мефодий сначала бы их эллинизировали, а потом, уже по-гречески, стали бы рассказывать им о Христе? Думаю, что какую угодно, но только не православную. В то же время и русским, считающим себя православными по рождению, не худо было бы перенять нормы стереотипы поведения у тех же коренных народов Сибири: например, гостеприимство, скромность, крепкие семейные связи, бережное отношение к природе.

Православие, действительно, глубоко укореняется в жизни каждого народа и всегда приобретает своеобычные формы. И нам всем надо хорошо понимать, что если суждено войти в историю чукотскому или узбекскому православию, оно будет иным, чем восточнославянское, как и то вовсе не копирует греческое; нам нужно суметь сочетать смелую проповедь о Христе с подлинным национальным смирением.

На заставке фрагмент фото arcticphoto. ru/А. Куцкий

0
0
Сохранить
Поделиться: