Маленький городок Семенов (26 тысяч жителей). На электричке ехать до него от Нижнего Новгорода час с лишним. Славится фабрикой “Хохломская роспись”. А в остальном – все как в других провинциальных городах России: грязь, ветхое жилье, бедность… Правда, вот уже шесть лет есть в городе еще одна достопримечательность – православная гимназия, в которой всем детям преподают основы театрального искусства.
Неказенный дом
...Прохладное облачное утро, серо-желтый пейзаж. Вот-вот заморосит дождик. Ветрено, неуютно. Хочется под крышу. Мы с фотографом Женей входим в здание гимназии и сразу будто переходим какую-то невидимую границу. Тут тепло. И не только в смысле температуры. Буквально с первых минут возникает чувство, что этот дом – не казенный. Словно пришли в гости к друзьям. Чистота вокруг, цветы на подоконниках, при входе висит икона... Правда, дом огромный – два этажа, классы, коридоры, спортзал, зал для занятий хореографией... А детей в этом доме – сто пять человек.
«Гимназию мы открыли в 2000 году, – рассказывает ее директор Анна Игоревна Боршнякова, – но началось все раньше. Когда в 1994 году мой отец был назначен настоятелем храма Всех Святых в Семенове, мы, естественно, всей семьей переехали сюда. Восстанавливали храм, создавали приход. Я была регентом хора и директором воскресной школы, которую мы открыли в 1996 году. Детей поначалу было человек пятнадцать, в основном, подростки лет двенадцати и старше. Но дело это у нас как-то не пошло: дети скучали, уходили. Стали разбираться, что не так – и поняли, что работать нужно иначе. Мало учить ребенка Закону Божиему. Надо жить с ним одной жизнью, вникать в его проблемы, увязывать “религиозный контекст” с тем, что ребенка действительно интересует. И мы стали с детьми играть, ходить с ними в походы, гулять, читать вместе.
Спустя года три-четыре детей в нашей воскресной школе было уже человек триста. Ребята приводили друзей – ведь у нас было интересно: ставили спектакли, летом организовывали лагеря, от которых дети были в полном восторге. Для самых маленьких открыли школу “Малышок” – занимались рисованием, хореографией, английским языком, фольклором. А пока дети были на занятиях, мы общались с родителями, рассказывали им о Православии. И люди начали потихоньку воцерковляться, приход наш заметно помолодел».
И когда детишки подросли, родители сами заговорили о том, что хорошо бы создать православную среднюю школу.
Как раз в это время городская администрация выделила здание под воскресную школу: «Не то, где мы сейчас находимся, – уточняет Анна Игоревна, – поменьше, поскромнее. Приехал покойный ныне митрополит Николай, тогдашний нижегородский архиерей, посмотрел и сказал: “Жирновато вам будет для воскресной школы. На таких просторах заниматься один день в неделю? Открывайте-ка вы православную гимназию”. Мы, конечно, понимали, за какое сложное дело беремся. Поехали в Москву – смотреть разные православные гимназии. Больше всего понравилась нам гимназия Шичалиных*: и стиль взаимоотношений педагогов, детей и родителей, и учебные планы, и принципы воспитания. Их опыт мы и решили использовать».
В сентябре 2000 года в гимназии начались занятия с первоклассниками. “И каждый год мы прибавляли по классу, – говорит Анна Игоревна. – Сейчас самые старшие уже в седьмом. И третий год как у нас новое здание, которое нам выделила городская администрация”.
“Православная составляющая”
Ну хорошо, вот есть православная гимназия. А что, собственно, в ней “православного”? Ну, висят в классах иконы, дети молятся перед началом занятий, в расписании Закон Божий, церковнославянский язык... И все?
“Знаете, бывают такие православные псевдошколы, где учеба на втором плане. Мол, самое главное – воцерковление. Но если ребенок не умеет трудиться, какое уж тут Православие? – говорит Анна Игоревна. – Обязательно нужно понуждать ребенка учиться. То есть выполнять свой долг. А если он не понимает, что такое долг – как же он будет ощущать ответственность перед Богом за свою жизнь, за свою душу?”
Да, здесь действительно учат и учатся на совесть. Правда, в семеновской гимназии пока еще не было ни одного выпуска, но, сравнивая своих гимназистов с другими местными школьниками (а в Семенове четыре школы), Анна Игоревна уверяет – у гимназистов уровень заметно выше. Подтверждение тому – их успехи на районных олимпиадах по математике и русскому языку: они стабильно занимают там первые места. А по результатам региональных олимпиад и конкурсов гимназия вот уже два года попадает в первые пятьдесят из более чем трех тысяч школ-участников.
Но это подтверждает лишь высокий уровень преподавания. А где же “православная составляющая”? Да в отношениях! Между учителями и учениками, между педагогами, между учителями и родителями.
«Самое страшное, – вступает в разговор духовник гимназии протоиерей Игорь Иудин, – это фарисейство. Мы не допускаем никакой слащавости и реально смотрим на вещи. Мы не говорим детям: “никогда не ссорьтесь”, потому что понимаем – ссоры и обиды в детской среде неизбежны. Дети есть дети. Но мы стараемся, чтобы они преодолевали эти страсти изнутри, чтобы понимали, откуда берутся грубость, зависть, жадность, и как с ними бороться. Мы хотим, чтобы у детей возникла внутренняя привычка не отвечать злом на зло. Ябедничество мы искореняем с первого класса. Ты не про другого – ты про себя расскажи плохое».
Думаю, это у них получается. За этот день, проведенный в гимназии, я побывал на многих уроках, общался с детьми на переменах. Каких-либо признаков лицемерия не отметил. А еще, как рассказали мне дети – почти никогда старшие не обижают маленьких, сильные – слабых. Если же такое случается – это сразу всеми – и детьми, и взрослыми воспринимается как ЧП, как общая беда. При этом, кстати сказать, гимназисты растут отнюдь не в тепличной обстановке. Они умеют за себя постоять. В приходе есть военно-патриотический клуб, где ребята изучают историю русской армии, оружие, тактику и, конечно, рукопашный бой. Бывали случаи, когда благодаря этим навыкам мальчишки отбивались от шпаны.
– А что же учителя? – спрашиваю я у Анны Игоревны. – Чем учитель в православной гимназии отличается от своих коллег в обычных школах?
– Я думаю, отношением к делу, – отвечает она. – Здесь работать труднее, это отмечают сами учителя. Ведь большинство из них работают и в общеобразовательных школах, и у нас. Так вот, у нас гораздо выше мера ответственности. В православной школе учитель должен уметь видеть в ребенке образ Божий и развернуть его этим образом Божиим к себе. Какой бы ты класс ни вел, какой бы предмет ни преподавал – ты должен знать всех детей, и все они тебе должны быть в равной мере дороги. Есть разница и в отношениях между самими учителями. У нас нет дрязг, нет интриг. Конечно, дружный коллектив бывает и в светской школе. Но в православной иначе и быть не должно. Это, кстати, касается и отношений педагогов с родителями.
Конечно, думал я, есть идеал, а есть и реальность. Но вот один только штрих. По словам продавщицы в местном продуктовом магазине, гимназисты-подростки очень уж отличаются от своих сверстников. Те всегда покупают сигареты, пиво и прочие “сопутствующие изделия” – причем по семеновским меркам это норма. Гимназисты не покупали ни разу.
Театр начинается с нуля
За всеми этими педагогическими разговорами едва не забылось о театре. Театральной деятельностью в гимназии занимаются давно и серьезно. Причем это не драмкружок для нескольких человек. В гимназии уроки театрального искусства – во всех классах, и уроки обязательные.
Ведет их Дмитрий Викторович Боршняков, профессиональный хореограф-постановщик. Шестнадцать лет он танцевал в нижегородском ансамбле “Калинка”. Конечно, хореография и театр – не одно и то же, и многое ему самому приходится осваивать “с нуля”. Во взрослом профессиональном театральном коллективе это было бы проблемой, но здесь, может, оно и к лучшему. Глаз “не замылен”.
Урок театрального искусства в третьем классе. Детям дают послушать музыку. Они делятся своими ассоциациями. Затем коллективно придумывают рассказ – по строчке. Потом играют в словесную игру, развивающую память и внимание. Казалось бы, при чем тут театр? Но без этого элементарного творческого развития обучение театральному искусству превратилось бы в дрессировку. И тогда – зачем оно?
А в самом деле, зачем православной гимназии театр?
“Театр воспитывает, – поясняет Дмитрий Викторович. – Причем воспитывает в двух смыслах. Первое – это коллективизм, ощущение, что ты занят серьезным делом, чувство ответственности. Если ты проспишь репетицию – может сорваться выступление, ты подведешь друзей. А второе связано уже с особенностями театрального искусства. Играя ту или иную роль, ты многое начинаешь понимать иначе. Например, если я вижу, что ребенок задирает нос – я дам ему роль гордеца, чтобы, работая над ролью, он увидел себя со стороны”.
Слушаю его и думаю: неужели все это так серьезно? Не для взрослых – для детей. Для них это театр или игра в театр? И чем это отличается от самодеятельности в летнем лагере?
«Конечно, пока дети еще маленькие, нельзя ставить длинные спектакли. Максимум – минут сорок, – отвечает Дмитрий Викторович. – Но чем старше они будут становиться, тем более серьезные пьесы мы будем брать. А когда дорастут до старших классов, возьмемся за классику, за Островского, например. Ну а, кроме того, вы же видели в Москве наши спектакли – “Теркина”, “Ревизора”. Сколько там музыки, сколько пластики... Но какими трудами достигается эта пластика! Работая спустя рукава, такого не добиться. Дети прекрасно понимают, что спектакль играется для зрителя, а не для собственного развлечения».
...Но есть еще одна тема, которую не обойти. Театр – и в православной гимназии! А ведь традиционно считается, что Церковь крайне отрицательно относится к театру. Существуют даже церковные каноны на сей счет. В средние века актеров не хоронили в церковной ограде. Театр полагали делом душевредным, растлевающим нравы. Конечно, я поговорил об этом с духовником гимназии.
«Действительно, некоторые православные люди относятся к театру настороженно, – говорит отец Игорь. – Считают его языческим пережитком... Но вспомним, что инсценировки были и в Церкви. Возьмите хотя бы “пещное действо” (церковная литургическая драма: инсценировка библейской истории о трех отроках, отказавшихся поклониться идолам ассирийского царя Навуходоносора и за это ввергнутых им в горящую печь). Да, в монастыре, конечно, театр неуместен. А для мирян – он нужен. Более того, я убежден в том, что театр необходим для православного воспитания детей. Ведь особенность театрального искусства в том, что изнутри своего персонажа ты всматриваешься в себя, в свою душу – и понимаешь, от чего надо избавляться, а что, наоборот, хранить и развивать. Ну и репертуар нужно внимательно подбирать. Разумеется, мы у себя не допустим никакой пошлости и бесовщины. Мы ставим классику, ставим православные сюжеты высокого художественного уровня. А ставить какого-нибудь “Омена” мы не будем», – смеется он.
Плоды и корни Православия
Я бывал на разных уроках, общался с детьми, разговаривал с родителями и с учителями – и чем дальше, тем больше понимал, какую трудную ношу взвалили на себя эти люди. Я видел результат их труда. Результат впечатлял. Но, не понаслышке зная, что такое школа, я понимал, что проблем должно быть море.
Прежде всего это, конечно, финансирование. Гимназия, имеющая государственную аккредитацию, не получает от государства ни копейки. Первые несколько лет она целиком содержалась на средства прихода храма Всех Святых. С 2000 года ежемесячно десятки тысяч рублей на содержание гимназии жертвует нижегородский попечитель Александр Игоревич Иудин, а также другие родственники и друзья преподавателей гимназии. Последние годы помогает и Нижегородская епархия. Бывали случаи, когда архиепископ Георгий просто отдавал им всю свою зарплату.
Не остались безучастными и семеновские власти. Именно благодаря помощи бывшего главы местной администрации Николая Анатольевича Краснова гимназия получила помещение – как старое здание, так и новое. Конечно, помогают и родители – не деньгами, так участием в ремонте. Между прочим, в отличие от иных столичных гимназий, обучение тут бесплатное.
И все равно Анна Игоревна каждый год боится, что он для гимназии станет последним. Порой только чудо спасало от закрытия.
Но это – внешнее, а есть ведь и внутренние проблемы, ничуть не менее острые. Главная из них – это неверующие или маловерующие родители. Они отдают сюда детей, наслушавшись о высоком уровне преподавания, о добрых и внимательных учителях, об отношениях между детьми. Но то, благодаря чему все это достигнуто – то есть православная вера – их не особо волнует, и жить по-христиански они не хотят. Вот и получается, что в гимназии строжайше запрещена брань – а дома мат через слово, в гимназии детей учат, что врать нельзя – а дома врут и детям, и при детях. В гимназии во время постов дети едят постное, дома их кормят котлетами. И каково же приходится детям, вынужденным разрываться между любимыми учителями и любимыми родителями?
И все же как-то это решается, иначе ничего бы тут не получилось. Бывает, что родителей к вере приводят дети. Глядя на маленького подвижника, они задумываются – и делают свои первые шаги к храму.
...На следующее утро мы уезжали в Нижний. До электрички нас провожал отец Игорь. И так хотелось остаться хоть на немножко. Уж простите мне такую банальность, но там, в Семенове, я прикоснулся к большому и светлому. Да, это лишь островок в нашем общем болоте, но именно такие островки и не дают болоту распространиться повсюду. И дай Бог, чтобы их становилось все больше. Тогда, может, и болоту не останется места.
На заставке фото "Урок рисования в младших классах".