Десять лет назад «Фома» уже писал об этой гимназии. Но сделать материал — не значит закрыть тему. Время идет, меняется страна, меняется церковная жизнь, появляются новые возможности, новые вызовы, новый опыт. Вот и Семеновская гимназия — какой она стала сейчас? Мы решили выяснить.
Опасения
Десять лет назад я ездил в город Семенов Нижегородской области, где в 2000-м году открылась православная гимназия. Ее создал тогдашний благочинный Семеновского округа, протоиерей Игорь Иудин, он стал первым духовником гимназии, его дочь, Анна Игоревна — первым директором.
Что в этом особенного — может спросить читатель. Православные гимназии и тогда, в середине 2000-х, были не редкостью, а уж сейчас это вполне обычное явление. Редкостью они были в самом начале 90-х годов, пользовались огромным кредитом доверия среди воцерковляющихся людей, при том вызывая насмешки и опасения у тех, кто скептически относился к Церкви. А сейчас все как-то успокоилось, сейчас накоплен большой опыт (как положительный, так и отрицательный). И на этом фоне разговор о еще одной провинциальной гимназии может показаться неинтересным.
А ведь это не так. На самом деле — очень интересно, потому что как по одной капле можно судить об океане, так и в опыте одной отдельно взятой гимназии сконцентрированы важнейшие вещи, касающиеся не только православного воспитания, но и вообще «православного формата» отношений между людьми.
Вот этот формат — а лучше сказать, атмосферу, я еще тогда, в 2006 году, сразу почувствовал. Теплая атмосфера, добрая — и при том без всякой экзальтации, без какого-либо противопоставления себя остальному человечеству. Тут детей любят, но правильной любовью — трезвой, требовательной и уважительной. Отцу Игорю и его команде с самого начала удалось этого добиться, а отсюда вытекало и все остальное: высокий уровень образования, желание гимназистов учиться, всяческие внеучебные проекты — кружки, театральная студия, паломнические поездки, летние лагеря. А главное — репутация в городе и в окрестностях.
Год спустя, в 2007, обстоятельства сложились так, что отец Игорь получил другое назначение, и ему пришлось уехать из Семенова к новому месту службы, вместе с ним уехала и его дочь с мужем Дмитрием, который был в гимназии завучем по воспитательной работе. Гимназия повисла на волоске. Ведь давно известно: любые такие проекты работают только благодаря энергии основателей-энтузиастов. Стоит убрать энтузиаста — и все разваливается.
Я боялся, что и с Семеновской гимназией случилось то же самое. До меня доходили скупые известия, что вроде бы она действует, что у гимназии новое руководство, новый духовник. Но удалось ли сохранить прежний дух? Не осталась ли от той гимназии только внешняя оболочка? Не превратилась ли она в обычную школу, отличающуюся от массовой лишь элементами православной атрибутики?
С такими опасениями я в конце января этого года поехал в Семенов.
Новая команда
...По всем канонам жанра, тут следовало бы подержать интригу — но я каноны нарушу и сразу скажу: на мой взгляд, хуже не стало. Новому руководству гимназии удалось не только сохранить прежнюю атмосферу, но и укрепить ее.
Может, потому, что не такое уж оно и новое. Рассказывает Светлана Александровна Кондакова, директор гимназии с 2007 года: «Когда в 2000 году в Семенове открылась православная гимназия, моему старшему ребенку было три года. И я тогда сразу поняла: он будет там учиться! И действительно, двое моих детей учились в гимназии, я была в курсе всего, что там происходит, я жила с гимназией одной жизнью. А когда в 2007 гимназия оказалась “обезглавлена”, ко мне пришли родители учеников и сказали: “Света, выручай! Ты единственная из нас профессиональный педагог, кроме тебя, возглавить гимназию некому!” А я действительно работаю в системе среднего образования с 1990 года, на тот момент была завучем в сельской школе. Мне, конечно, было очень непросто решиться. Да что там непросто — страшно! Ведь это же какая ответственность, и не только перед людьми, но и перед Богом! Я вовсе не думаю, что была такой уж идеальной кандидатурой — просто принимать решение нужно было быстро, и других вариантов не просматривалось. Вот так я и стала директором».
С духовником гимназии получилось сложнее. Первое время после отца Игоря на эту должность назначали разных священников, подчас настолько молодых, что они еще не имели достаточного опыта — ни пастырского, ни педагогического. Но затем духовником гимназии стал священник Сергий Медведев, нынешний благочинный Семеновского округа Городецкой епархии, и возникла, если так можно выразиться, «духовная стабильность». Подход отца Сергия к воспитанию фактически тот же, что и у отца Игоря Иудина, и поэтому те основы, что были заложены в первые годы существования гимназии, ничуть не изменились.
А последние годы у гимназии появился новый духовник — отец Андрей Лызлов. И пришел он не со стороны — на протяжении десяти лет работает в гимназии учителем физкультуры, и когда три года назад его рукоположили в священный сан, продолжил свою преподавательскую деятельность. Кстати, помимо обычных уроков физкультуры, ведет две секции — лыжи и спортивную гимнастику, а в планах у него — еще и секцию дзюдо создать. В гимназию его пригласил отец Игорь Иудин. На тот момент Андрей Лызлов уже был верующим православным человеком, но преподавание в гимназии, жизнь в этой среде, несомненно, углубило его веру, его воцерковленность, и повлияло на решение стать священником. То есть, по сути, Семеновская гимназия вырастила себе духовника.
Теплая, но не тепличная
О том, что изменилось в гимназии за эти десять лет, можно рассказывать многое. Когда я приезжал туда в 2006, самые старшие дети учились в седьмом классе. Сейчас уже прошло пять выпусков, ребята поступают в лучшие вузы страны (кстати, информация о том, кто куда поступил, публикуется на сайте гимназии). В 2006 году в гимназии училось около ста детей, сейчас — 197, и туда огромный конкурс. Изменилось к лучшему и материальное положение — если десять лет назад гимназия существовала исключительно на спонсорскую помощь, не получая от государства ни копейки, то сейчас государство дает финансирование в объеме общеобразовательного компонента — а это примерно половина бюджета. Вторую половину дают спонсоры — а обучение, как и раньше, бесплатное. Если десять лет назад не было своей столовой и детей приходилось водить в столовую соседней школы, то теперь появилась своя.
Но все-таки, как мне кажется, самое главное, самое интересное — не это. Да. в гимназии прекрасно учат, по результатам олимпиад, про результатам поступления в вузы гимназия пользуется высочайшей репутацией — но все-таки уникальность не в этом. Есть и светские школы, где уровень обучения не хуже.
Самое главное достижение Семеновской гимназии, на мой взгляд — это создание той самой теплой атмосферы, которая и является главным способом православного воспитания. Здесь учителя не кричат на детей, а дети не рычат друг на друга. Здесь школьники разговаривают с учителями и духовником обо всем, что их волнует, не стесняясь показаться глупыми и странными. Здесь все — и взрослые, и дети — пытаются жить по-христиански и свои отношения выстраивают по-христиански. Да, это непросто, да, бывают срывы. «Наши дети не с луны свалились, и их не заслали к нам из параллельного мира, — улыбается Светлана Александровна. — Со стороны может показаться, что все у нас само собой получается, но это не так. Тут у нас живая жизнь — не придуманная, не лакированная, а с болячками, синяками, шишками, со слезами, с болью, с потом и кровью».
Когда я после первой своей поездки в Семеновскую гимназию рассказывал о ней знакомым, то иногда сталкивался с вопросом: а что же будет дальше с этими милыми детьми — когда они закончат гимназию, выйдут из тепличной атмосферы в жестокий взрослый мир? Приехав в гимназию снова, я, конечно, задал такой вопрос. Отец Сергий Медведев ответил так: «Напрасно эти люди думают, будто наши дети растут в оранжерее и понятия не имеют о том, с чем им придется столкнуться во взрослой жизни. Мы на них розовые очки не надеваем. Но самое главное — тот опыт любви, дружбы, доверия, искренности, который получают здесь школьники, не расслабляет, а наоборот, укрепляет их. Это духовная закалка. Знаете, я вырос в семье хоть и неверующей, но очень доброй, теплой. И когда, уже будучи взрослым, попал в тяжелейшую жизненную ситуацию, именно этот опыт любви, полученный в семье, помог мне выстоять. Тем более это касается наших гимназистов, потому что они ведь здесь получают еще и подпитку благодатью Божией, и в детской душе это остается».
Примерно об этом же говорит и отец Андрей Лызлов: «Да, действительно, у многих выпускников возникает раздвоенность, когда им приходится делать нравственный выбор. То есть происходит внутренняя духовная борьба, и ребята должны иметь опыт такой борьбы. Если такой опыт есть — а мы этому учим! — то потом им становится гораздо легче применить его к решению внешних проблем. Когда в сердце благодать, которую добиваешься трудом, то легче бороться и с внешними искушениями».
Это подтверждается практикой. Я поговорил с несколькими выпускниками гимназии — и вживую, и продолжив затем общение в соцсетях. У них по-разному складывается взрослая жизнь. Например, первокурснику Нижегородской медицинской академии Диме Даутову поначалу пришлось нелегко. Однокурсники в штыки приняли его религиозность, постоянно подкалывали вопросами о вере. «Часто при мне заходили разговоры о Церкви, и я видел, что, несмотря на все их нападки и заблуждения, ребятам на самом деле это интересно. Сперва их вопросы ставили меня в тупик, и чтобы ответить правильно, мне пришлось дополнительно читать, консультироваться и с отцом Андреем, и с другими знакомыми священниками. В итоге нападки прекратились, и более того — меня начали оберегать, как комнатное растение. До поступления взрослые меня предупреждали, чтобы не ходил на тусовки, дискотеки, но, к моему удивлению, никто из однокурсников меня туда и не звал. Однажды я спросил: почему? И мне ответили: мы же понимаем, что тебе этого не нужно».
Но бывают ситуации и гораздо более сложные, чем у Дмитрия. Так, например, мне рассказали об одном из выпускников, курсанте Академии МВД, которому пришлось выдержать тяжелейшее давление атеистически настроенных преподавателей, вплоть до того, что с него пытались сорвать крест. Парень выдержал, не сломался, но можно представить, насколько ему было трудно.
А вот выпускнице прошлого года Ксении Брусникиной, студентке историко-филологического факультета Шуйского филиала Ивановского педагогического университета, повезло — большинство ее сокурсников верующие, каких-либо трений на религиозной почве не возникает. Впрочем, и ей приходилось в детстве сталкиваться с непониманием сверстников из светских школ. «Меня, когда была маленькой, знакомые ребята обзывали монашкой, и тогда это очень задевало. Сейчас бы меня так назвали, я бы восприняла как комплимент».
Центр притяжения
А еще мне, столичному жителю, хотелось понять: есть ли какие-то существенные различия между Семеновской гимназией и православными гимназиями в крупных городах. Есть ли местная специфика?
«С одной стороны, — говорит Светлана Александровна, — в нашем подходе к обучению и воспитанию нет ничего уникального. Мы же исходим из православного понимания личности, а Православие не бывает “семеновским” или “московским῾. С другой — действительно есть специфика, связанная с тем, что Семенов — небольшой город. Во-первых, у нас в гимназии дети проводят почти весь день, после уроков у них разные кружки, секции. И дело даже не в том, что в Семенове кроме как к нам, ребенку пойти некуда. Есть досуговые центры, кружки и секции. Но только в гимназии вся эта деятельность опирается на крепкий православный фундамент и не поддается пошлым и циничным проявлениям современной массовой культуры. И поверьте, родители очень хорошо видят эту разницу. Во-вторых, в столичных гимназиях обучение достаточно часто бывает платным. У нас же оно бесплатно, родители оплачивают только питание детей и гимназическую форму. Для небольшого города, где у большинства людей доходы несопоставимы со столичными, это очень существенно. А в-третьих, поскольку город небольшой, то мы тут чаще всего друг друга знаем и помимо гимназии, поэтому работают неформальные связи между учителями, учениками и их родителями, и это способствует установлению правильных человеческих отношений».
А я бы к ее словам добавил вот что. В небольшом городе православная гимназия — явление заметное, она не только занимается обучением и воспитанием своих учеников, но и становится культурно-духовным центром для всего города, она, если можно так сказать, задает культурную повестку. К примеру, проводятся в Семенове концерты классической музыки — и туда приходит почти вся гимназия: ученики, учителя, родители учеников. А вслед за ними — их знакомые, соседи, коллеги… Или взять окружной конкурс «Ученик года», в котором гимназия участвует уже три года (и гимназисты становятся победителями и призерами). «Если в первый год, — рассказывает Светлана Александровна, — выступления школ попросту напоминали балаган, безвкусный и местами пошлый, а гимназисты держали высокую марку нравственности и тонкого юмора, то уже через год выступления школ заметно подросли и разухабистости и какой-то бульварщины стало гораздо меньше».
Словом, эта гимназия — мощный центр притяжения. Об этом мне рассказывали сами дети. У каждого из них есть друзья из других школ, которые мечтают поступить в гимназию, приходят туда в качестве зрителей и участников на разные мероприятия, а главное — тоже ощущают атмосферу.
* * *
Атмосферу непросто создать и непросто поддерживать. Тут ведь не столько педагогические технологии работают, сколько собственная духовная жизнь педагогов. Впрочем, такие уж тут педагоги. «Здесь нет ни одного равнодушного человека, — поясняет Светлана Александровна. — Начиная с вахтера и заканчивая директором — люди, которые пришли по зову сердца. Мы все создаем эту атмосферу — но ведь сами же этой атмосферой дышим, она нас самих укрепляет и питает. Да, подчас бывает тяжело. Бывают, что опускаются руки. Но потом, когда соприкасаешься с чистыми детскими душами, с их непосредственным восприятием мира, вдруг снова появляются силы. Причем понятно, откуда появляются: Господь дает. То, что мы здесь делаем — мы же делаем не своей собственной силой. Мы так детям и говорим: и мы, и вы — лишь кисточка в Божьей руке».
Фото на заставке - священник Андрей Лызлов, учитель физкультуры и духовник гимназии
Фото Виталия Каплана