Правда ли, что негодяй, покаявшийся перед самой смертью, попадет в рай? - Православный журнал «Фома»
Правда ли, что негодяй, покаявшийся перед самой смертью, попадет в рай?

Правда ли, что негодяй, покаявшийся перед самой смертью, попадет в рай?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Да, это правда. Ключевое слово в этом вопросе — «покаявшийся». Один из самых ярких и показательных примеров предсмертного покаяния содержится в Евангелии: первым человеком, попавшим в рай, был покаявшийся разбойник, распятый по правую руку от Иисуса Христа. Множество историй о покаянии бандитов, блудниц, тиранов и прочих людей, до своего обращения ко Христу проводивших жизнь, далекую не только от христианского идеала, но вообще от элементарных представлений о добре и зле, мы находим в житиях святых. После искупительной жертвы Спасителя, его смерти и Воскресения, двери рая открыты для всех. Путь к ним лежит через веру и покаяние. И значение имеет только желание человека — хочет он идти этим путем или нет. Во втором случае он придет куда-то совсем в другое место.

Так что же — можно всю жизнь грешить, а уже перед смертью назвать свои грехи и ты в раю? А вот тут не все так просто. Грех в православном понимании — это не просто дурной поступок, или привычка, о котором достаточно рассказать на исповеди. В результате многократного повторения он перерастает в болезненную страсть, духовный недуг, который поражает всего человека. И чем глубже грех укоренен в нас, тем труднее и хлопотнее процесс лечения.

Этот процесс лечения и называется покаянием. В греческом языке покаяние — ἡ μετάνοια (metanoia) — в буквальном смысле означает «перемена ума». Ум в данном случае — не просто способность к логическим размышлениям, но духовные способности человека в целом. Покаяние включает в себя несколько этапов: это осознание человеком своей греховности, искреннее чувство сожаления и твердое желание измениться и более не возвращаться ко греху, наконец, как итог внутренней работы, — это исповедование греха перед Богом в присутствии священника, который становится свидетелем раскаяния и в знак Божьего прощения произносит над грешником разрешительную молитву. Видя такое покаяние, Господь в Таинстве исповеди благодатью Святого Духа изглаживает грех из нашей души и поддерживает нас на пути духовной жизни.

Таким образом, утвердительный ответ на поставленный вопрос возможен только при правильном понимании того, что такое покаяние. В душе разбойника, висевшего на кресте рядом со Спасителем, и сказавшего своему прежнему подельнику мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли (Лк. 23, 41) покаяние уже произошло. Он все осознал, запустил процесс внутреннего изменения и исповедовал свою веру и надежду на спасение, обратившись к Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23, 42). То есть предсмертные слова разбойника — это уже своего рода исповедь, свидетельство свершившегося в нем покаяния.

Продолжая аналогию с медициной, можно сказать, что для духовного исцеления разбойнику потребовалась очень болезненное хирургическое вмешательство — жестокое обращение в тюрьме, пытки, издевательства и мучительная казнь. Все это в совокупности подтолкнуло его к размышлениям о неправедно прожитой жизни, произвело в нем внутренний переворот, позволило за короткое время пройти путь покаяния, на который многие святые тратили годы и десятилетия свое жизни — вспомним Марию Египетскую, которая провела в духовных подвигах в пустыне 47 лет, или царя Давида, который после истории с Вирсавией, всю жизнь продолжал каяться и ощущать последствия своего греха.

Так что покаяться перед смертью принципиально возможно. Но удастся ли? Покаяние — это не механическое перечисление грехов, а глубокий сознательный внутренний процесс, который приводит к подлинному изменению человека, духовно очищает его и открывает путь к Богу.

Читайте также:

Метанойя: по какому признаку определить, что она в тебе произошла?
Преступление и... покаяние. История одной молитвы
Грех, страсть, порок: в чем различие и как с ними бороться

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (10 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Денис
    Денис2 года назадОтветить

    Александр, что есть молитва?
    Молитва - это общение. Молитва Богу - это общение с Богом, не всегда двустороннее, но Господь то всеведущий. Священник скорее нужен для духовной беседы, так как беседы с Господом в режиме диалога действительно мало кто и редко когда удостаивается.
    Ещё отмечу, что исповедь, к сожалению, зачастую вырождается в формальный обряд, когда либо ты бормочешь от силы минуту скороговоркой, либо заставляешь ждать и так утомлённых длинной службой людей.

  • Александр
    Александр2 года назадОтветить

    Денис.Вы сравниваете не сравнимые, как мне кажется, вещи.
    Раскаяние разбойника было непосредственно перед Господом, причем разбойнику так повезло, что он оказался рядом с Господом - живым человеком и имел возможно лично говорить с ним, при своей жизни.
    Согласитесь, такая возможность есть, перед смертю, не у всех 🙂 Такой случай вообще был один.
    Поэтому и нужен остальным свидетель перед Богом. Ну кто еще если не свещенник? Полицейский? Сотрудник МФЦ? 🙂
    У того разбойника свидетели висели по другую сторону Спасителя.

  • Денис
    Денис2 года назадОтветить

    Автор пишет: "наконец, как итог внутренней работы, — это исповедование греха перед Богом в присутствии священника, который становится свидетелем раскаяния и в знак Божьего прощения произносит над грешником разрешительную молитву".
    Однако как показывает пример благоразумного разбойника священник здесь, если и не лишнее, то необязательное звено.

    • Kirill
      Kirill1 год назадОтветить

      Не будем забывать, что Благоразумный разбойник исповедовался не сам себе, а Истинному Первосвященнику - Иисусу Христу.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь