Почему в христианстве так важен факт Воскресения Иисуса Христа? И как поверить в это сегодня — в XXI веке?
Почему в христианстве так важен факт Воскресения Иисуса Христа? И как поверить в это сегодня — в XXI веке?
Мироносицы у гроба. Нестеров

Почему в христианстве так важен факт Воскресения Иисуса Христа? И как поверить в это сегодня — в XXI веке?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Воскресение Иисуса Христа — потрясающее событие, которое очевидно и явно превосходит законы природы, являет собой уникальный пример Божественного вмешательства в естественный порядок вещей. Поверить в это просто потому что где-то об этом услышал, на самом деле довольно сложно. Яркий пример — апостол Фома, который, несмотря на свидетельства апостолов, хотел опытным путем убедиться в Воскресении Спасителя. Да и сами апостолы, как замечает евангелист Марк, не поверили поначалу ни Марии Магдалине, первой увидевший воскресшего Господа, ни Луке с Клеопой, которым Иисус явился по дороге в Эммаус (Мк 16, 9-13). Такое первоначальное недоверие к услышанному характерно не только для веры в чудо Воскресения, но и для любой сколько-нибудь серьезной веры. Вера — не пассивный акт, она требует от человека усилия, решимости, нередко сложной внутренней борьбы. Это всегда выход за пределы человеческого опыта и знания. И еще. Вера — это не теоретическое признание некоего феномена, но сила, движущая всей жизнью человека.

Вера в воскресение — краеугольный камень христианской веры. Невозможно быть христианином и не признавать реальность и буквальность Воскресения Христова. Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша, — пишет апостол Павел (1 Кор. 15, 14). В Своем воплощении Господь воспринял всю полноту человеческой природы, потому что, как писал святитель Григорий Великий, «что не воспринято, то не уврачевано». И если Христос не воскрес, то значит этот процесс уврачевания, который, начинается в Вифлеемской пещере и завершается Вознесением на Елеонской горе, прерван, не завершен. Если Христос не воскрес, значит не произошло восстановления, исцеления и преображения человеческой природы. Именно поэтому Воскресение Христово составляет главное содержание Нового Завета. Об этом постоянно говорит Сам Христос, об этом же свидетельствуют апостолы.

Это апостольское свидетельство имеет решающее значение для нашей веры. Может показаться странным, но нам, читающим Евангелие, изучающим историю Церкви, имеющим возможность анализировать, сравнивать, сопоставлять гораздо легче поверить в Воскресение, чем тем людям, к которым непосредственно была обращена апостольская проповедь. Слушатели апостола Павла в афинском ареопаге стали насмехаться над ним, едва он упомянул о воскресении: одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время (Деян. 17:32), — читаем мы в Деяниях святых апостолов. Понимая сложность осмыслить и понять факт Воскресения, тот же апостол Павел писал: мы проповедуем Христа распятого — для иудеев соблазн, а для эллинов безумие (1 Кор. 1:23). Но повторяю — нам поверить гораздо легче. Почему? Думаю, одним из главных аргументов может стать история самих апостолов и основанной ими Церкви в первые века христианства.

Поведение апостолов после Воскресения Христа и Сошествия на них Святого Духа разительно отличается от того, как они вели себя в первые дни после казни Иисуса Христа. Из робких, трясущихся от страха, сомневающихся людей они превращаются в пламенных проповедников, которые, несмотря на гонения, сопротивление и неприятие со стороны общества, насмешки и скепсис, вплоть до мученической кончины большинства из них, несут миру радостную весть о Воскресении. Потому что они — непосредственные свидетели воскресшего Спасителя. Они действительно видели Его. Он говорил с ними, Он их учил, Он показывал им Свои пронзенные гвоздями руки и ноги. Их пример был настолько мощным, что верой в Воскресение Христово прониклось множество других людей, сделавших над собой усилие, преодолевших внутреннее сопротивление и позволивших себе шире взглянуть на мир. И настолько сильной была их вера, что многие из них пожертвовали ради нее своей жизнью. Именно в этом смысле, как писал раннехристианский апологет Тертуллиан, «кровь христиан есть семя». «Мученики, не прибегая ни к каким аргументам, предлагали свою кровь вместо доказательств той истины, в которой они были убеждены, которая для них “свидетелей“ имела очевидность факта», — пишет М.Э. Поснов в «Истории христианской Церкви». Неслучайно по-гречески мученик — μάρτῠρος — переводится как свидетель.

Это свидетельство, запечатленное кровью, если не убеждает, то, по крайней мере, не может не заставить задуматься. Ни развитие новых технологий, ни образование не делают его менее достоверным или неправдоподобным. А задуматься означает сделать первый шаг к вере. Как рассказывал митрополит Сурожский Антоний, «помню, один человек сказал мне, что невозможно принять на веру Воскресение Христа — хотя в Воплощение он верил. И когда я заметил, что гораздо легче поверить, что Бог, ставший человеком, восстал из мертвых, чем поверить, что Бог, ставший человеком, мог умереть, он посмотрел на меня с изумлением и сказал: Я никогда не задумывался над этим в таком плане!».

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (33 голосов, средняя: 4,79 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Папан
    Папан1 месяц назадОтветить

    Почему в то что вода кипит при 100 градусах, а замерзает при 0 верят все, а в воскресение Христа нет? Потому, что первое предположение может проверить и убедиться в его правдивости любой, а второе предположение проверить не может никто.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

      Любой может своими глазами наблюдать только то, что вода кипит, и то, что вода замерзает. А вот чтобы убедиться, что вода закипает именно при 100 градусах, надо принять на веру рассчеты и аргументы автора шкалы измерений. Их, как мы помним, несколько. Кроме того, никто не может однозначно утверждать, что античные авторы написали именно те произведения, которые мы читаем - просто потому, что большинство из них дошли до нас в очень, очень поздних списках, однако мы почему-то верим и в авторство, и в правдивость содержания.

  • Марина
    Марина1 месяц назадОтветить

    А разве сейчас для того, чтобы верить, обязательно должно быть чудо? Такое значимое и большое, как Воскресение?
    Не знаю, может быть, потому что никогда не думала о чудесах. Чудо ведь не только от Бога может быть, но и от тех, кто Ему себя противопоставляет. Для веры, наверное, в большей степени, важна идея, посыл, который духовно близок. А остальное - это уже личный мистический опыт общения с Тем, в Кого верим.
    А чудо Воскресения для тех далëких время - это, скорее инструмен развернуть людей в сторону идеи, основы которой уже заявлены в тех же Заповедях Блаженства.

  • Роман
    Роман1 месяц назадОтветить

    В Христианстве Воскрешение Христа не переход из неживого состояния в живое. Процесс оживления мертвого был описан в иудаизме до Христа, в христианстве и исламе после него. Однако все ожившие не перестали быть мертвыми (конечными) по своей сути, и в конце концов скончались. Иисус сказал - "...доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых", то есть перестанет быть физиологически смертным существом, станет божественной сущностью своего Отца Небесного. Именно поэтому Воскресение Христа это основа нашей Веры! Мы верим, что Господь и нас, как учеников своих делает бессмертными, для Царствия Небесного.

  • Сергей Копычев
    Сергей Копычев1 месяц назадОтветить

    Обязательная Вера в истинность, подлинность сообщений о Воскрешении Иисуса Христа во плоти не является столь важной для христианина, как преподносят её некоторые люди (даже с очень большим церковным авторитетом). Люди, сообщающие о Воскрешении во плоти могут, как ошибаться, так и иметь в виду всё, что угодно, в том числе говорить фигурально. Считаю, для того, чтобы не вести паству в мистические дали этот вопрос стоит оставлять без чёткого ответа, положившись на индивидуальный духовный опыт самого христианина. Между двух ответов "да" и "нет" всегда есть место "а как ты сам считаешь?".

  • Сергей
    Сергей1 месяц назадОтветить

    какие же жесткие тут фильтры отправки. всё продумано

  • Сергей
    Сергей1 месяц назадОтветить

    "Чудо" воскрешения видимо было такое же, как "чудо" благодатного огня. Вместо того чтобы радостно показать и доказать всем что-это за чудо, как и откуда, по-видимому так-же всё сделалось за ширмой. Всем сказали - передайте как сплетню и верьте. Вера важнее. Смысл веры в вере.

  • Олег Киръ
    Олег Киръ1 месяц назадОтветить

    Воскресение надо понимать как духовное воскресение/рождение человека. Буквалистское понимание текстов Писания - удел зелотов. Это deus tx machina, нарушение всех законов Бога Творца мира. А главное оно совершенно бесполезно для спасения человека.

  • Марина
    Марина1 месяц назадОтветить

    Да, Вера — это действительно сила, движущая всей жизнью человека.
    Когда вера в силу Бога позволяет ощущать Его присутствие в собственной жизни каждый день в событиях, в нужной информации, в, казалось бы, спонтанном диалоге с кем-то, чтобы обнаружить в себе причину своей неправоты и освободить от неё душу, чтобы суметь донести до кого-то свои мысли и Самого Бога в них. А главное, очищаясь, освобождая всё больше места для Него возле себя, становишься свободней. Потому что чем нравственней человек, тем он, правда, свободней... От эгоистичных страстей зависти, обиды, гнева, стереотипов "кто первым должен извиниться". Он ломает эти барьеры естественностью обыденной доброты и простотой умения быть благодарным.

  • Денис
    Денис1 месяц назадОтветить

    Современные учёные уже обладают силами и возможностями древних волшебников. Учёные будущего могут как боги стать. Так стоит ли удивляться тому, что Сын Божий воскрес?